КЕТЧУП И ПУСТОТА
НИНДЗЯ-УБИЙЦА (NINJA ASSASSIN)
Жанр: боевик, криминал
2009, США, Германия 99 мин.
Режиссер: Джеймс МакТиг
В ролях: Рэйн, Наоми Харрис, Бен Майлз, Сё Косуги
ОЦЕНКА: 2
Пока судебный дознаватель Мика пытается с крайне нездоровой для такого вопроса серьезностью доказать своему начальнику Райану факт существования древней организации наемных ниндзя, реальный представитель этой легендарной профессии за считанные секунды превращает в кровавый фарш группу веселящихся в баре японских мафиози. Однако не все мастера тени и сякэна промышляют заказными гемоглобиновыми банями. Райзо не такой. Он живет в пустой съемной квартире, ежедневно тренируется до седьмого пота, кушает лапшу, стирает внутренности подосланных к нему убийц в соседней прачечной и борется с тяжелыми воспоминаниями о взрастившем его ниндзя-Хогвартсе, сокрытом где-то в горах.
В деятельности богов голливудского олимпа существует одно по-настоящему неразрешимое противоречие. Дебет неуемного творческого потенциала никак не может свестись к кредиту возложенных обязательств. Именно поэтому великие любят заводить себе питомцев – этаких карманных собачек от режиссуры, не брезгующих отхватить упавший ломтик с барского стола, а потом возможно и вернуть его, многократно приумножив. Спилберг подбрасывает свои параноидальные идеи для блокбастеров Диджею Карузо, Питер Джексон пошел по стопам Анджелины Джоли – пригрел на своем изрядно усохшем за последние годы пузе талантливого паренька из ЮАР, а на Майкла Бея так и вообще батрачит целый взвод мусоросъемщиков разной степени бездарности.
Джеймс МакТиг возможно где-то в глубине души и отличный режиссер, но «Ниндзя-убийца» как-то уж слишком открыто говорит об уготованной ему роли домашнего любимца братьев (сестер?) Вачовски. «V значит Вендетта» был невероятно щедрым первым подарком – даже при наличии изрядного количества слабостей, картина все равно бы выехала на одном лишь муровском очаровании (так и случилось – отчасти; по крайней мере Портман уродовали не зря). А еще тогда с барского стола удачно упал Хьюго Уивинг, который умудрился прекрасно сыграть, так ни разу и не показав на экране лицо.
Однако после сокрушительного провала кислотного «Спиди Гонщика», любовь Вачовски к своему питомцу как-то резко оскудела. Для второго совместного проекта они выдали МакТигу вместо нормального актера корейскую поп-звезду со смешным позывным «Рэйн» и сценарий в виде белого листа бумаги с надписью «Ниндзя всех убивает (остальные детали по ходу дела)». Правда, ближе к началу съемок они все-таки опомнились и срочно вызвали сценариста Стражински, чтобы придать истории хоть какое-то подобие глубины. Стражински, и это общеизвестный факт, выполнил работу за 53 часа.
Очевидно, автор (даже стыдно здесь упоминать) «Подмены» в столь сжатые сроки концентрировался в основном на речах фактурного мастера Озуну и шутке про размер одежды, потому что все остальные реплики здесь пришли прямиком из программы «Генератор случайных сценариев». Один из антагонистов умудряется даже дойти до крайности: за весь фильм несколько раз произносит слово «братишка», а потом умирает. И все. Запоминающиеся характеры – ничего не скажешь.
Когда надо было разбираться с бытовой логикой, Стражински наверняка уходил курить. Ниндзи тысячи лет скрывали факт своего существования, передвигались с грацией чертиков из фильма «Призрак», оставаясь при этом еще и неуязвимыми. Но чего не сделаешь ради кино! Можно для красоты и на оживленный автобан выбежать при полном параде, и для «неожиданно» подкравшейся армии с хаммерами и вертолетами стать медлительной закуской под пулемет.
Впрочем, даже это не является главной проблемой. Фильм мог бы стать великолепным спинномозговым би-муви для скучающей по временам видеосалонов публики, но есть одно очень серьезное но. Кино про боевые искусства (в частности про ниндзя), как и кино, скажем, про паркур, не терпит обмана – солидная часть показанного на экране должна быть правдой. Это аксиома. К несчастью, поп-звезда Рэйн – никакой ни Тони Джаа, хоть и старается соответствовать. В «Ниндзе-убийце» он красиво машет руками в плохо освещенных декорациях, а дорисованное на компьютере оружие уже само собой выполняет щедрые кровопускания недругам (крови, к слову, так много, и она такая красная, что хочется макнуть картошку). Нет, вообще-то боевая часть снята не бестолково, но показывать нам ее все равно стесняются. Оператора трясет как возбужденного кролика, а монтажер готовит из пленки оливье.
Вадим Елистратов