Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Плохой лейтенант (The Bad Lieutenant: Port of Call – New Orleans), 2009
Автор: Тарас СассДата: 08.08.2010 13:59
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)

НЕ ТОТ ЛЕЙТЕНАНТ

ПЛОХОЙ ЛЕЙТЕНАНТ (THE BAD LIEUTENANT: PORT OF CALL – NEW ORLEANS)
Жанр: криминальная драма
2009, США, 121 мин.
Режиссер: Вернер Херцог
В ролях: Николас Кейдж, Вэл Килмер, Ева Мендес, Дженнифер Кулидж, Файруза Балк, Брэд Дуриф, Майкл Шэннон

ОЦЕНКА: 3,5

Наверное, новость о том, что живой классик мирового кинематографа Вернер Херцог принялся за ремейк жесткой ленты Абеля Ферары, вызывала, как минимум, легкое недоумение. Никогда не жаловавшийся на брак оригинальных идей создатель легендарных «Агирре, гнев божий» и «Фицкарральдо» вдруг решил поиграть в игру, которой последние годы охвачен Голливуд, без устали переснимая классические и просто хорошо забытые ленты. Еще большее недоумение было по поводу актера, приглашенного на главную роль. Николас Кейдж, говоря по правде, за последние лет семь сделал все для того, чтобы скомпрометировать себя в глазах ценителей кино. Невнятные роли в не более внятных лентах, чередующиеся с откровенно коммерческими проектами, где он применял свои знаменитые полтора выражения лица, уже здорово набили оскомину своей достойной лучшего применения регулярностью и предсказуемостью. Племянник Френсиса Форда Копполы казался разве что жалкой пародией по сравнению с брутальным образом, что создал в фильме 1992 года Харви Кейтель, или даже самим собой из «Диких сердцем» доброго товарища Херцога Дэвида Линча. Поэтому, принимая в учет эти и еще несколько факторов, просмотр фильма ожидался с весьма неоднозначным предчувствием.

На деле же оказалось, что Вернер Херцог всех обхитрил. Потому что «Плохой лейтенант», по версии немца, ни разу не ремейк, и его произведение в оригинальности может поспорить со многими «подлинными» проектами. Истории, рассказанные Абелем Ферарой и Вернером Херцогом, объединяет разве что общая сюжетная канва и образ нечестного полисмена. Даже место и время действия перенесено из Нью-Йорка в современный Новый Орлеан, оправляющийся от последствий стихии. Безысходный и мрачный мир Ферары сменился ироничным взглядом немца, который здорово освежил атмосферу продажных копов, грязных улиц, подпольных азартных игр и наркотрафика – одну из самых востребованных в Фабрике Грез тем.

Как ни странно, но Николас Кейдж после просмотра фильма кажется идеально подобранной кандидатурой на роль Терренса МакДонага. Его характерная внешность с вечно выпученными глазами, аскетичной мимикой и равнодушным выражением лица идеально ложится на созданный образ полисмена, который борется с постоянными болями в позвоночнике, топит свой организм в наркотиках, поддается сексуальным инстинктам во время ночного патрулирования, и который на равных общается с криминалитетом. Нотки комизма в его образ привносит сюжетная линия при участии родителей, бесхозной безымянной собаки, подруги с сомнительной репутацией и методов (вроде удушения старушки ради сведений внука ее сиделки) расследования громкого дела. Отличной находкой режиссера стала полусюрреалистичная игуана, весь фильм сопровождающая нашего героя, а ее появления на фоне стильных музыкальных этюдов (Марк Айшем отработал на славу) входят в число наиболее ярких моментов фильма. Роль плохого лейтенанта оказалась лучшей для Николаса Кейджа со времен сценарно-зубодробительной «Адаптации» имени братьев Кауфманов. Среди исполнителей второго плана стоит отметить Вэла Килмера и Еву Мендес, исполнившую роль подружки Торренса. Надо сказать, что последняя хоть и не продемонстрировала вершин актерского мастерства, отлично вписалась в атмосферу ленты, а так до конца и нераскрытый образ парадоксальным образом обогатил эту нетривиальную картину. Последнее наблюдение можно отнести практически ко всем (второй исполнитель роли Бэтмена в их числе) мало-мальски значимым персонажам картины, и во всем этом кроется в чем-то хулиганская режиссерская задумка.

И все же при наличии достоинств ленту сложно назвать шедевральной или близкой к тому. Пожалуй, Херцог к этому и не стремился, сделав в чем-то экспериментальную ленту в ироничной стилистике. Не хочется спойлерить, но концовка «Плохого лейтенанта» выворачивает наизнанку все то, что проделал Абель Ферара в 1992 году, и даже смысл, вложенный в название. Как следствие, лента так и не была тепло принята широким зрителем и не удостоилась более-менее серьезных кассовых сборов. Зато фестивальная публика Венеции, куда режиссер вместе с еще одной своей работой («Мой сын, мой сын, что ты наделал») привез «Плохиша», сдержанно приветствовала ленту специальной наградой фонда Кристофера Д. Смитерса. Фильм вряд ли попадет в списки лучших, которые традиционно составляются в данный период, но в памяти тех, кто все же удостоил картину просмотром, останется ярким моментом неоднозначного уходящего киногода.

«Плохой лейтенант» – странный фильм. Не плохой, не хороший, а именно странный. Николас Кейдж сыграл хорошо, классик громко усмехнулся над темой продажных копов и модой на ремейки, зритель недоуменно пожал плечами, подтопленный Новый Орлеан пришел в порядок, фестивальное жюри тихонько плеснуло в ладони, расщедрившись на скромный приз. Ни громких оваций в кинозалах, ни скандальной славы, ни жаркого обсуждения. Все тихо, достойно и как-то незаметно. Впрочем, если надоела пресность меню ближайших кинотеатров, или наоборот приелась блокбастерная праздничность, то блюдо от шефа Вернера должно прийтись по вкусу.

Тарас Сасс
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 377 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio