ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ!
Жанр: самый новогодний фильм
1975, СССР, 184 мин.
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Андрей Мягков, Барбара Брыльска, Юрий Яковлев, Александр Ширвиндт, Георгий Бурков, Александр Белявский, Лия Ахеджакова, Валентина Талызина, Любовь Добржанская, Ольга Науменко, Готлиб Ронинсон
ПРЕДНОВОГОДНЕЕ ОБРАЩЕНИЕ РЕДАКТОРА.
Привет, читатель. Как ты, должно быть, заметил, в предновогоднем номере журнала «25-й кадр» в разделе «Культовое кино»… [барабанная дробь] …самый-самый новогодний фильм всей Российской Федерации – «Ирония судьбы, или С легким паром!». Скажем честно – во время подготовки к написанию всего нижеизложенного текста, у авторов (а сегодняшний материал писали две прекрасные дамы – Наталия Сиамская и Ирина Лукьянова, за что им, кстати говоря, честь, хвала и бесконечная благодарность), и у меня, как у редактора, возникли некоторые проблемы. Первая и самая главная – о чем писать? Фильм «Ирония судьбы» неоднократно видела вся страна, знает его наизусть и пересматривает, по крайней мере, раз в год. Вторая, не менее важная проблема – как оригинально подать материал? Я, если честно, знать не знаю и даже не хочу знать, сколько текстов (плохих и хороших) уже было написано про этот фильм, но, думается мне, крайне много. Именно поэтому нам не хотелось писать про этот прекрасный фильм еще один просто-скучный-текст. И проблема номер три – это то, что когда вы пишите про «Иронию судьбы», нельзя оперировать сухими фактами и просто писать о том, «как оно есть». Потому что, Новый Год – время радости, счастья, украшенных елочек, и подарков, подарков, подарков… Как при таких обстоятельствах в очередной раз писать про глупую опечатку в начале фильма?
Именно поэтому хочу сообщить тебе, читатель, что мы (надеюсь) все эти три проблемы решили, как смогли, и (надеюсь), тебе будет так же интересно читать сей материал, как нам его готовить, а автором – его писать. А пока [открывает шампанское], когда до Нового Года осталось не так много времени [разливает по бокалам], давайте выпьем, [поднимает бокал] и еще раз прочтем материал про один из наших самых любимых фильмов! [звон бокалов. Слышны звуки ликующей редакции]
Всем пока, и до следующего месяца! [выпивает]
Юрий Хамнаев
«Мне хотелось создать ленту не только смешную, но и лирическую, грустную, насыщенную поэзией. Хотелось сделать ее максимально жизненной, чтобы зритель безоговорочно верил в реальность невероятных происшествий… Хотелось, чтобы эта лента стала сказкой для взрослых».(с)
Эльдар Рязанов
«Исполняет... в общем, ария московского гостя!»
31. ДЕКАБРЬ. 1975. СНЕГ. ПРАЗДНИК. Огни домов, автомобилей и кинотеатров. Елка. Мандарины. Водка. Салат «селедка под шубой». Шампанское «Советское». Бой курантов. В новогоднюю ночь на экраны выходит картина Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Сюжет этой картины знают все. Не найдется такого человека, кто не смотрел бы даже маленького отрывка этого фильма, не знал хотя бы одной реплики из него. «Какая гадость эта ваша заливная рыба!», «Это не дом! Просто проходной двор какой-то!», «Зачем вы пошли в баню? У вас что, дома ванной нет?», «О, тепленькая пошла!» удивительным образом превратились из слов героев фильма в слова народные, общенациональные, красноречиво передающие ту или иную суть. Женя Лукашин, по ошибке отправленный друзьями в Ленинград, Надя Шевелева, обнаружившая в своей квартире незнакомого мужчину, Ипполит Георгиевич, подвергающий дверь квартиры номер 12 всевозможным пыткам, брошенная Галя, в Москве ожидающая своего жениха… Каждый персонаж, даже второстепенный, очаровывает по-своему, что друзья-собутыльники в бане, что подружки-коллеги в жутких шапочках или обе мамы главных героев – такие теплые и родные, переживающие за своих детей и их долгое одиночество...
Неудивительно, что в канун Нового года, когда страна находится в терпком предвкушении праздника, когда аромат мандаринов плывет над городами и селами, почти из каждого окна (независимо от того, высотка это в спальном столичном районе, избушка в заброшенной деревне или недавно возведенный особняк в центре заповедника) как в стереонаушниках звучит:
«Никого не будет в доме… Кроме сумерек один,
желтый день в сквозном проеме незадернутых гардин,
незадернутых гардин…»
Люди, наизусть зная любой кадр, помня все звучащие песни, опять в 30-какой-то раз ловят каждое движение главных героев, их фразы и жесты, - наваждение, магия, очарование? Фильм наполняет собой каждую клеточку организма, подобно родниковой воде, согревает душу, как хорошее вино, им невозможно напиться один раз на всю жизнь до пьяна, и потому к нему возвращаешься в любом возрасте, в который раз за эти три часа находя что-то свое, что хочется уберечь надолго. Пусть кто-то скажет, что надоело одно и то же, что ну ее, эту банальщину, показываемую из раза в раз, которую уже все выучили на зубок, записали на кору головного мозга, запомнили так, что не отформатировать из памяти, а может, самой жизни. Возможно. Но заметьте, почти у каждой страны есть своя любимая лента, которую снова и снова показывают на Рождество. Спросите итальянцев, французов, немцев… Да мало ли иностранцев, охотно кивающих и называющих фильм - новогодний атрибут их страны. В Америке уже 60 лет таким неизменным символом Рождества и Нового года является фильм «Эта замечательная жизнь», в Швеции – Бергмановская история «Фанни и Александр», а в Великобритании с недавних пор – «Реальная любовь»… Так почему же у нас не должно быть этой традиции?
В 1977 году за фильм «Ирония судьбы…» режиссер Эльдар Рязанов стал лауреатом государственной премии СССР. С момента выхода картины она была тепло воспринята зрителями и обласкана критиками. Свой фильм режиссер снял в жанре «городской сказки». Его талант, в равной степени комедийный и драматический, подкрепленный наблюдательностью и хорошим знанием потребностей массового зрителя, создал невероятный сюжет, который был подан людям так реально, что не осталось сомнений в успешном сочетании Чуда и Повседневности. Без преувеличения, Рязанов - удивительный человек. Ему неоднократно удавалось дарить зрителям фильмы, которыми восхищались и восхищаются даже не через десяток лет, а спустя более чем полвека. «Карнавальная ночь» (интересно, что молодой режиссер четыре раза пытался отказаться от постановки ленты), «Гусарская баллада», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Служебный роман»… Его фильмы помнят и искренне любят.
Наверное, все знают, что Эльдар Рязанов сыграл в «Иронии судьбы» эпизодическую роль пассажира в самолете, на которого постоянно сваливался спящий Лукашин. Но наверно, не многие слышали, как сам режиссер с присущим ему юмором рассказывал, что в свое время был необычайно расстроен, когда при просмотре снятого эпизода обнаружил, что на пленке видно, как сквозь его шевелюру проглядывает лысина.
А еще как-то раз Рязанов назвал свое детище «пьесой, в которой смешное оттенилось красивой, лиричной, щемящей музыкой», где главный акцент сделали на исполнителях персонажей этой истории. И неслучайно композитор Микаэл Таривердиев пристальное внимание уделил стихам, которым суждено было стать песнями, задевающими тончайшие струны души человека. И понятно, почему выбор режиссера и композитора пал на невероятные по своей красоте и пронзительности строки Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной… Каждое из этих стихотворений – прекрасно само по себе, но когда Вы слышите звуки музыки, перебор гитарных струн и негромкое проникновенное пение Сергея Никитина и Аллы Пугачевой, Вы понимаете, что это было создано для Вас и только для Вас…
"Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами…"
Даже если Вы слышали эту песню всего один раз в жизни, Вы не сможете ее забыть, потому что это просто невозможно. К выбору исполнителей главных героев тоже подошли со всей тщательностью. Нужны были актеры, обладающие мягким, почти лиричным романтизмом, и вместе с тем способные открыть зрителю драму, терзания выбора. По признанию самого Рязанова, к пробам Андрея Мягкова, знакомого режиссеру по театру «Современник», сперва он отнесся скептически, видя в актере лишь драматический талант, но не веря в его комедийную харизму. Однако после первых дублей стало ясно, что исполнитель Жени Лукашина найден. Впоследствии режиссер признался, что перед съемками «Иронии судьбы…» самой сложной задачей он считал найти нужного исполнителя главного героя, а об исполнительнице и не беспокоился, ведь в советское время было много по-настоящему талантливых актрис. Однако в итоге все вышло совсем наоборот.
Кандидаток на роль Нади было множество. Шли дни, пробы сменяли одна другую. И вроде бы актрисы неплохо играли, но вот незадача, - у всех этих, без сомнения, талантливых и красивых претенденток не было самого главного, чего-то неуловимого, хрупкого, щемящего, что было в образе придуманной режиссером Нади, и съемочная группа забеспокоилась – сроки съемки неумолимо приближались, а главной героини еще не было. И как важно было не промахнуться, понимали все, ведь направленность этой ленты, при ее эксцентричном сюжете, с ювелирной точностью должны задавать именно исполнители главных ролей. Ошибутся они – и весь фильм получит совершенно незапланированную окраску вульгарных или однодневных отношений, сотрется тонкая атмосфера легкой грусти, почти забытой веры в лучшее.
Барбара Брыльска – полька, и она с трудом говорила по-русски. Рязанов вспомнил о ней случайно, по фильму «Анатомия страсти», и, почувствовав, что эта польская актриса может подойти на роль русской Нади, позвонил в Варшаву. К счастью, Барбара не была занята ни в каких проектах, сценарий ленты ей понравился, и она незамедлительно прилетела в Москву на пробы, после которых съемочная группа признала, что это наилучший выбор на роль. Брыльску озвучивала талантливая актриса Валентина Талызина, а песни героини исполняла тогда еще почти никому не известная Алла Пугачева, об этом не говорится в титрах, но мы-то уже это знаем. Что поразительно, при всем этом образ Нади Шевелевой вышел невероятно цельным и выразительным.
А еще доподлинно известно, что первоначально в роли Ипполита Георгиевича должен был сниматься один из любимых актеров Рязанова – Олег Басилашвили, он уже приступил к съемкам, и несколько эпизодов уже были отсняты, но у актера произошло несчастье – умер отец, поэтому он был вынужден срочно бросить работу. Эпизоды пересняли с Юрием Яковлевым, с которым Рязанов был знаком еще со времен «Гусарской баллады», где Яковлев блистательно исполнил роль поручика Ржевского (гусары, молчать!), а когда просмотрели готовый материал, режиссер понял, что Юрий Яковлев – это стопроцентное попадание в задуманный образ «правильного» ревнивца Ипполита! Однако небольшое напоминание об Олеге Басилашвили в фильме осталось. Все помнят фотографию, выброшенную Лукашиным в окно? В тот момент, когда Надя подбирает ее на улице, отчетливо видно, что на ней изображен не Яковлев, а Басилашвили. Рязанов этот ляп объясняет тем, что они не успели переснять этот эпизод зимой, до того, как сошел весь снег, а поднимать искусственную метель и собирать сугробы было уже некогда… Мы конечно кивнем головой и сделаем вид, что поверили, но почему-то создается ощущение, что Рязанов просто захотел этим моментом подбросить зрителю маленький сюрприз, ведь будет в картине и другой… Помните фильм, который смотрели Надя и Ипполит, когда обменивались подарками после первого изгнания Лукашина из квартиры? На экране телевизора шла «Соломенная шляпка». Эпизод со шляпницей-профурсеткой Гурченко во всей красе! Что это, как не маленький подарок зрителям и своей любимице, для которой в этом фильме роли не нашлось? Вот такой он, наш Эльдар Саныч.
На съемочной площадке Рязанов дал актерам необходимую свободу действия (в том числе благодаря талантливой работе оператора). Так, знаменитые фразы «Какая гадость эта ваша заливная рыба» или «О, тепленькая пошла» - импровизация Юрия Яковлева, идущая, как он говорил «от чистого сердца», потому что рыба, приготовленная в местной столовой, ему действительно показалась невкусной, а в павильоне «Мосфильма» теплая вода была крайне редко.
Характерна техника съемки фильма – трехкамерный метод, редкий для того времени. Съемка одного эпизода одновременно велась тремя камерами, и, что самое важное, – можно было немедленно показать исполнителям отснятый материал, подкорректировать их работу или понять получился дубль или нет. Одновременно это требует более масштабных, развернутых декораций и колоссальной отдачи актеров, съемка которых ведется с трех ракурсов, каждый из которых должен быть слажен и динамичен.
Вообще, надо признаться, что писать рецензию на очень известное и очень любимое кино очень трудно. Еще труднее не скатиться в банальности, избежать общих штампов и увернуться от пафоса, переполняющего твою душу. Стоп, это уже был штамп? А как же быть, если речь идет о фильме, которому 30 лет, и о котором столько всего было сказано до нас? Сценарий разобран на десятки цитат, рассказано обо всех ляпах и несуразицах, связанных с кинопроцессом, а главные герои фильма ушли в народ в виде маленьких анекдотов, и нет в этой стране ни одного человека, который хотя бы раз не видел эту Историю. Это мы опять пафосно и банально? А плевать! Позволим себе расслабиться и, не умничая, просто в очередной раз признаться в любви к замечательному фильму. И если после прочтения этого текста, хотя бы у одного читателя возникло желание побежать и включить DVD с «Иронией судьбы» или закачать на телефон песню оттуда, значит, мы решили все правильно.
31. Декабрь. 2009. Снег. Праздник. Огни домов, автомобилей, кинотеатров и неоновых реклам. Елка. Мандарины. Водка. Салат «селедка под шубой». Шампанское, в том числе «Советское». Бой курантов. По телевизору показывают картину Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или С легким паром!».
Брэнд, традиция, образ жизни, данность? Не знаем, но нам нравится.
Как говорится, «Давай взвесимся на брудершафт. Сколько мы с тобой вместе потянем?»
«ИРОНИЯ СУДЬБЫ. РЕЖИССЕРСКИЕ ВЕРСИИ»
К нам тут в «25-й кадр» периодически заходит дяденька почтмейстер, который, кляня всю редакцию, но в большей степени, нашего главного редактора за то, что нам так много пишут, отдает здоровенный мешок писем от недовольных читателей. Как обычно, разбирая гневные заявления, мы наткнулись на несколько довольно интересных писем. Интересного в них было ровно две вещи. Первое – они были написаны на различных иностранных языках. Второе – они были написаны не очередными гневными читателями, а… известными режиссерами. Потом выяснилось, что граждане известные режиссеры решили на суд общественности выкатить свои версии известных моментов из Самого Новогоднего Фильма. Ну что ж, дадим слово режиссерам и посмотрим на их видение «Иронии Судьбы»…
Почту помогал разбирать
Тарас Сасс.
Бернардо Бертолуччи
«Ускользающая ирония»
«Секс в новогоднюю ночь – еще не повод для знакомства!» - заявила красавица Надин своему новому поклоннику, предварительно отравив старого заливной рыбой…
Джордж Лукас
«Звездные замуты. Возвращение блудного джедая»
– Женя, я твой отец! – с трудом выговорил Ипполит.
«Всего девятая рюмка, юный Скайуокер, но ты еще не джедай! И да пребудет с тобой веник!»
Дэвид Финчер
«Банный клуб»
«В тот вечер я умирал, и в тот вечер я возродился заново – это было Воскрешение.
Надя… гастролерша. Её ложь была отражением моей лжи, и, вдруг, я ни-че-го не чувствовал: я не мог плакать! На меня снова навалилась бессонница. Если бы у меня действительно была опухоль – я назвал бы ее «Галя». Галя – маленькая язвочка на нёбе, которая заживет сама, если её не трогать языком; но удержатся невозможно. Просыпаешься… в самолёте. Где? В Лос-Анжелесе, в Сан-Франциско? Просыпаешься…. в Москве, в Ленинграде? Где бы ты ни был, где-то в Центральных регионах, – это твоя жизнь, и с каждой минутой она подходит к концу.
Ипполит сказал, что продает мыло.
– А ты знаешь, что если не заправлять оливье майонезом, то салат дольше сохранится в холодильнике? – спросил Ипполит.
Я сплю? Я спал? Ипполит приснился мне? Или я снюсь Ипполиту?»
Стивен Спилберг
«Женя Лукашин и Храм судьбы»
– Надя, Вы ничего не едите?
– Простите, Ипполит, я уже ела жуков на обед.
– Ммм, десерт… Что это?
– Охлажденные обезьяньи мозги!
– Какая гадость! Какая гадость эти ваши охлажденные мозги…
Квентин Тарантино
«Ироничное чтиво»
Таксист Лукашину:
– Ты в порядке?
– Нет, блин. Какие тут, fuck, порядки...
Ранее:
– [censored] это ваша, [censored], заливная рыба! Хрена к ней, [censored], не хватает. Вот ты видел «Челюсти»? Вот там [censored] рыба... А знаешь, что они там в Голландии льют на заливную рыбу вместо кетчупа?
– Что?
– Майонез!
– Черт подери!
– Я сам видел, как они это делают. Просто заливают все к [censored] этим [censored]!
Фрэнсис Форд Коппола
«Новогодний отец»
«Что бы он там не говорил, мы – не убийцы», – подумала Наденька и полила из чайника алкоголика из Москвы.
Франсуа Озон
«2х2 Сказка для взрослых»
… а потом они жили долго и счастливо… Ипполит с Женей, а Надя с Галей…
Тим Бертон
«Сонный я мужчина»
Если у вас нету друга,
В шоколаде ему не утонуть,
И если вы не обезьяна,
то вам и не, то вам и не, планете не сделать капут.
Если вы не Джессика Паркер,
Голову вам не потерять,
И если вы не Кристофер Уокен,
То вам и не, то вам и не, то вам ее не отыскать…
Если у вас нету крыши,
Бэтмену - вы не друг,
И невеста не уйдет к другому,
Если невеста, если невеста, если невеста... труп.
Если у вас нету ножниц,
То вам не подрезать кусты,
И если у вас нету Деппа,
То вам и не, то вам и не, вам не достичь высоты.
Если у вас нет таланта,
Его вам не потерять.
И если вы не живете,
то вам и не, то вам и не, то вам и не умирать…
Оркестр гремит костями,
Суинни Тодд точит нож,
Думайте сами, решайте сами –
Сказка все тут или ложь…
Дэвид Линч
«Ленинградское Silencio»
– Что это за синяя коробочка? Откуда она у меня? – думаешь ты, – в ней какой-то странный ключ… Ты помнишь, что зовут тебя Женя, и что вчера у тебя был очень тяжелый день. Ты рукой нащупываешь свой портфель в надежде найти розовую таблетку – твою обычную спасительницу и идешь в ванную комнату… Из осколков зеркала на тебя смотрит небритая морда белого коня... Откуда-то звучит труба, комната наполняется дымом и страхом.... теряет четкие углы и очертания, сквозь трещины зеркала проступает лицо, это он, твой Mystery Man... Он подносит тебе трубку и говорит: «Позвони мне!». Ты набираешь свой номер в Москве, и он начинает говорить с тобой…
В дом врываются гангстеры и начинают искать какую-то Риту... Или Надю? Надю! У тебя жесткий бодун… Кто-то из них проливает розовую краску на пол, и как будто по сигналу красная ширма начинает сужать вокруг тебя пространство... А человек с заклеенным ртом пытается что-то тебе объяснить… А ты не можешь ему ответить, ты, как рыба, выловленная на берегу, открываешь рот, но не издаешь ни одного звука… Сушняк.
Никита Михалков
«Утомленные праздником»
1 января 20.. года. Вечереет. В школьном спортзале горит свет. Камера заглядывает в окно и охватывает большой стол с остатками праздничного банкета. Зритель ощущает, с каким истинно русским размахом здесь погуляли накануне. В углу на матах в пальто, в мишуре, в ботиночках от Маноло Блане и шапке-ушанке спит, свернувшись калачиком, Ипполит (в исполнении Н.С. Михалкова). Спит он и видит сон.
Сон Ипполита:
Он молод, дерзок, ему всего 40, у него красивое, почти не мятое лицо О.Меньшикова, он скачет на коне по зеленым сибирским просторам, мимо деревянных церквей, мимо розовощеких ядреных девок… На лице у него противогаз, а в душе весна… эге-гей…
– Барин, батюшка, откушайте… – девка в кокошнике протягивает хлеб-соль и стопку водки… Эх, хорошо! Тут Ипполита дергают за рукав, и он слышит сквозь сон:
– Ипполит Георгиевич, кто банкет-то оплачивать будет?
– Кто-кто… Хрен в пальто!» – в сердцах воскликнул Ипполит и расплатился… А за окном тихо шел снег, и никто так и не смог заглянуть в загадочную душу русского человека.
Федор Бондарчук
«Обитаемая баня»
Ипполиту очень не хотелось ехать на страшном розовом танке – вокруг была метель, а он поругался с Надей и напился. Но Лукашин напился еще сильнее, угнал где-то танк, зачем-то обил его фанерой, покрасил в розовый цвет и тащил на него Ипполита.
– Ты не понимаешь, что творишь! Оставь меня! Ты сломал мне жизнь! – рыдал Ипполит. – Я просто хотел, чтобы меня любили!
– Это ты ничего не понимаешь! Вам всю жизнь твердили, что нельзя делать танки из фанеры и красить их в розовый! Но это не так! Я докажу! Я вам всем докажу! – с этими словами Лукашин, угрожая автоматом, вытащил из соседнего такси водителя и приказал ему гнать на Третью улицу строителей, на четвертый этаж, к мутантам.
ПИСЬМО ДЕДУ МОРОЗУ
(два разных почерка попеременно – от двух лиц)
Кому: Деду Морозу
Куда: Лапландия
От кого: от Ириши и Наташи
Откуда: из редакции журнала «25 кадр»
Здравствуй, Дедушка Мороз!
Пишут тебе Ириша и Наташа. До нас дошли страшные слухи, что злые силы собрались выпустить в свет «Иронию судьбы-3». Пожалуйста, сделай так, чтобы это не случилось! Мы еще от так называемого «Продолжения» в себя прийти не можем. Если честно, то до сих пор непонятно, как же ты допустил, чтобы появилось это чудовище – «Ирония судьбы-2»? Ведь это создание Тьмы – многоликое, многолапое, загребущее, наглое и хитрожо… ой, прости, хитрозадуманное. Это чудо-юдо накинуло на себя доброе имя, как накидку, зазывно приманило к себе известными лицами и пошло гулять по стране с разинутой ненасытной пастью, а наивные граждане в едином порыве, подчинившись темной силе, отдали ему свои кровные денежки. Каемся, Дед Мороз, мы тоже не устояли и тоже вручили этому монстру по 200р.
Ведь ты помнишь, как с виду тогда все было красиво? Предновогодняя эйфория, белый пушистый снежок, очень красивая девушка на плакатах, дорогие сердцу имена, каждые полчаса по всем центральным каналам песня в исполнении всенародной Дивы, объявления о розыгрыше машин и квартир (если честно, мне на песню наплевать было сразу, я на лотерею клюнула, дура!) И во что это все превратилось? Эйфория сменилась головной болью через полчаса просмотра, очень красивая девушка обернулась гламурным пластмассовым манекеном, дорогие сердцу актеры на поверку оказались на вторых и третьих местах, песня Дивы навязла в ушах еще до киносеанса. Кстати, а кто-нибудь ее еще помнит? Я тоже нет. Зато мы все помним те песни, которым 30 лет, – «Тихорецкую», «Благословляю Вас» и «Я спросил у ясеня».
Да, а главное, на что люди клюнули, – это обещание того, что мы увидим Продолжение той самой Истории. Ты помнишь, Дедушка, ту Историю? ту Иронию Судьбы? С самолетом Москва-Ленинград, с чайником, тонкими подошвами и заливной рыбой? С таким родным Женей Лукашиным и учительницей русского Наденькой, с правильным Ипполитом и истеричкой Галей, с четырьмя друзьями в банных простынях и заснеженным Ленинградом… Конечно помнишь, это же самая новогодняя, самая удивительная и самая любимая сказка всей страны. И мы понадеялись, что вправду может случиться чудо, и Сказка сможет повториться. Но, увы… Это оказалась не добрая сказка, а нахально ухмыляющееся нечто, созданное темным Сарума, тьфу ты, Бекмамбетовым. Оно прогрохотало по стране, собрав огромные деньги с тысяч таких же наивных, как и мы, с тех, кто тоже поверил и понадеялся. Дед Мороз, ну как же ты допустил такое?
Да, Дед, куда же ты смотрел, когда в новогодние каникулы народ толпой валил в кинотеатры, и на выходе из залов каждый второй плевался? Куда ты смотрел, когда всенародные любимцы с ТВ-экранов, широко улыбаясь, призывали людей посмотреть это Нечто? Почему ты не вмешался тогда? Не обрушился снегопадами? Не заморозил? Не выстудил? Не начихал гриппом? Уж лучше было бы валяться с температурой в постели, попивая горячее молоко с малиновым вареньем, чем сидеть два часа в кинозале и смотреть это убожество!
Почему, когда людям впаривали под видом художественного фильма дорогостоящую двухчасовую рекламу разных продуктов начиная от майонеза с водкой, до телефонов, косметики и машин, ты спокойно дал этому происходить? Тебе же не должно быть все равно, ты же добрый Дед Мороз, ты приносишь людям праздник, подарки и радость? А тут ты стоял в стороне и наблюдал, как пьяный мужик с косо надетой бородой порочил твое имя, а пластмассовая Барби-Снегурочка, хлопая длинными ресницами, тупо проговаривала свой текст, такой же пластмассовый, как и она сама!
Историю, созданную 30 лет назад, о двух одиночествах из разных городов, в Новогоднюю ночь нашедших друг друга, попытались опустить до уровня плинтуса, и ты ничего не сделал. Почему так? Почему красивый финал старой «Иронии» злыдень Бекмамбетов изувечил с первых же кадров. И Женя с Наденькой, оказывается, расстались, и у Нади дочь от Ипполита. А у Лукашина – сын весьма продуманный. Он уже не такой простачок, как его отец. Он не пьян, он притворяется. Он не просто в сердцах честно выговаривает сопернику то, что о нем думает, нет, он весьма изощренно мстит бедняге непонятно за что, с иезуитским коварством отправляя того то на обледенелую крышу дома, то еще куда подальше. И это главный положительный герой? Или каково время, таков и герой?
Неужели кому от этой истории стало легче, светлее, теплее на душе? Скажи, Дед, тебе ведь все видно, кто-нибудь плакал от нахлынувших чувств, когда «Ирония-2» закончилась? Так же, как раньше? Нет. Если у зрителя и были слезы, то слезы горечи. От утраченных в тот миг иллюзий и убитой мечты...
И теперь ты, Дедушка, только представь, что может получиться в третьей производной? Сплошное slow-mo, 3D, action, вместо скромной Наденьки и ее деревянной доченьки – Джоли в майке на синем экране, Lukashin Jr. – небритый Хабенский с похмела и в брутальных трениках, а на месте темной силы, разлучающей влюбленных, – бетономешалка нового поколения с искусственным интеллектом (а почему бы и нет? Ведь колесо обозрения, мел судьбы и ткацкий станок мы уже видели). Тебе страшно? Нам тоже.
Слава богу, старая добрая «Ирония судьбы» такова, что ее невозможно очернить, как бы кто не пытался. Ее в грязь толкают, а она белее белого становится. Сказка. Чудо. Такое бывает.
Дед Мороз, мы тут тебе накатали списочек пожеланий. Пожалуйста, прочитай внимательно.
1. Очень тебя просим - проследи, чтоб третью «Иронию» никто делать не взялся! А то ведь для бизнесменов от кино ничего святого нет. Мы в этом уже убедились. А если кто-то все-таки задумал это черное дело, то врежь ты по лбу этому редиске своим посохом с волшебным набалдашником, чтоб неповадно было!
2. Дед Мороз, новогодняя ночь – это твое время! Это время исполнения всех надежд и мечтаний. И тогда, 30 лет назад, это чудо произошло. Добрый волшебник Эльдар Саныч вдохнул жизнь в свое создание, и оно зажило своей жизнью. И теперь каждый год Наденька поливает из чайника мирно спящего на ее кровати пьяненького Женю, две подружки поют про вагончики, пожилая мама с добрыми глазами говорит «Поживем-увидим», а ценный веник в портфеле переезжает из Москвы в Питер и обратно. Так вот – пусть эта сказка будет всегда. Пусть ее увидят наши внуки. Ты же бессмертный, ты же проследишь?
3. Еще очень тебя просим – дай Эльдару Санычу богатырского здоровья на долгие-долгие годы… Он – ведь тоже наш добрый волшебник, как и ты. Только он не бессмертный, увы… То чудо, что он подарил людям в свое время – останется навсегда в сердцах, пусть и сам добрый чародей живет и здравствует как можно дольше!
4. Та же просьба касается всех людей, кто помогал волшебнику-режиссеру сотворить самое доброе из чудес. Всех – актеров, художников, операторов, гримеров, монтажеров, водителей и ассистентов – награди, Дед Мороз, по-царски! Они все делали Сказку. Дай им здоровья и счастья!
5. И последнее. Дед Мороз, ну, пожалуйста, сделай так, чтобы Тимур Бекмамбетов уехал навсегда. Мы от него настрадались, пусть теперь на голливудских холмах от него поплачут! Ну, правда, чего все беды нам? Пусть и Америка вздрогнет от его адской поступи. Дедушка Мороз, не для себя просим, для всех россиян.
Мы написали тебе, потому что больше нам надеяться не на кого. Ведь только в тебя еще вера остается… Обещаем тебе каждый Новый год водить хороводы вокруг елочек, громко петь песню группы «Авария» про Деда Мороза с Камчатки, есть оливье, запивая шампанским, внимательно слушать речь очередного президента, под бой курантов каждый раз загадывать одно и то же заветное желание, ежегодно тратить на фейерверки треть семейного бюджета, и, конечно же, обещаем – никогда не расставаться с любимыми Женей и Надей!
Ирония судьбы у нас одна. И других нам не надо!
Наталия Сиамская, Ирина Лукьянова