ОСТРОВ СНОВИДЕНИЙ
КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ (NIGHTMARE ON ELM STREET)
Жанр: ужасы, триллер, фэнтези
2010, США, 95 мин.
Режиссер: Сэмюэл Байер
В ролях: Джеки Эрл Хейли, Кайл Галлнер, Руни Мара, Кэти Кэссиди, Томас Деккер, Келлан Латс, Клэнси Браун, Конни Бриттон, Лия Д. Мортенсен, Джулиана Дэмм
ОЦЕНКА: 2,5
Новый «Кошмар на улице Вязов» не так худ и беден на самом деле, как представляется. Критики и недокритики, в общем, все мало-мальски оценочные комиссии подтерли им свои, простите, чресла. То ли слишком перенапряглись в надеждах, и этот пузырь рефлекторно опорожнился (вместе с фильмом), то ли разнежились и стали гурманами с возможной приставкой «лже». Только они не увидели, что гопник в полосатом свитере предварительно обработал все жидким чилийским перцем.
Другое дело в целесообразности римейка. Нет, в том, что побегушки шпаны, сошедшей из разномастных проектов (один из сериала «Терминатор», другой — тот вампир из Калленов в «Сумерках» — Эмметт Каллен), принимают более пристойный вид, чем прошлогодний и поголовный вырез бакланов на «Хрустальном озере», сомневаться не приходится уже в моменты деформаций сновиденческих припадков. Но и Вурхиз из «Пятницы 13-го» более груб на руку. Приключения погорелого ковбоя в полосатом свитере издавна имели так и не использованную на всю катушку изюминку, пока авторы-душегубы не превратили все в фарс с качественными хоррор-спецэффектами. Уэс Крэйвен, может, сам того не поняв на то время, оснастил всего лишь еще одного маньяка 80-ых (в будущем - легенду ужасов эпохи) фантазерскими подтяжками в виде титула короля снов, распоряжаясь которыми можно было варьировать жанровой направленностью, как угодно. Но только не комедией – подтяжки выстрелили, а у Фредди упали штаны, и он показал всем трусы с Бартом Симпсоном.
Впрочем, шутит Фред Крюгер теперь редко, а если и шутит, то козни напоминают апперкоты Джокера, но рангом поменьше. Насмешки не в похабном поведении, а во всемогущих мирах снов: то ретро-песенку с подтекстом сунет, то кем-то прикинется. Возвращение к истокам, как у самого добропорядочного и прилизанного римейка, проявляется во всем, но поверхностно, начиная от обновленной труппы смертников, на руках у которой почти все основы первой части 1984-го года, и заканчивая резко похмуревшей атмосферой. Как и раньше есть подростки, их терроризирует во снах оголтелый дядька малоприятной наружности, подстраивая пакости, а далее устраивающий поножовщину с дремлющими товарищами. Сопротивляться трудно, да и бессмысленно: один раз победишь, уйдешь, а вскоре снова в кровать. Только золотое правило, заученное лучше, чем классическая считалочка «раз-два, Фредди заберет тебя» - умрешь во сне, умрешь и наяву.
Тинейджеры на этот раз, даром, что американцы, пытаются переключить серое вещество на форсаж турбонаддува (благо, с тех пор, как Фредди буянил в первый раз, появился Интернет) – героиня смотрит видео-блог моложавого самурая, одолеваемого той же проблемой, а диковинный парень с именем Квентин занимается физиологической стороной вопроса. Жаль, что показ процесса размышлений в мозгах еще не означает их наличие, хотя напрягают голосовые связки и влагоотделяющие железы 20-25-летние «школьники» на второсортном, терпимом разряде профессионального училища актерского мастерства. Зато высшим образованием, насколько позволяют роль, окончательно утвердившийся жанр слэшера и резиновое лицо, пощеголял Джеки Эрл Хейли - боязнь за воплощение старого образа Крюгера новым актером отпочковывается по горизонтали, чтобы дать задаток эскалации имиджа по вертикали. Роршах сгорел, а шляпа, как и умение, осталась.
Детям с улицы «Вязов» черно-белые сны не снятся. Помните, как Тэдди Дэниэлс из «Острова проклятых» (иллюзия, Джеки Эрл Хейли не вездесущ) обнял жену, а она с помпой улетучилась? Было даже в телевизионной рекламе. Чисто визуально свежеиспеченный Фред Крюгер использует такие же эффектные приемы, которые раньше он себе позволить не мог, разве когда скатываясь в карикатурные декорации другой технологической октавы на поздних сериях. А по совместительству возвращает данные в ипотеку адски-бойлерные помещения, облюбованные «Пилами» и «Сайлент Хиллом». Но то, чего ждал, затаив дыхание, не произойдет: несмотря на всю мощь и всесильность в своем пространстве X, Крюгер, как и прежде, аллюзий не нагонит, а лишь с большей свирепостью и скоростью будет размахивать клинками, отдавая к тому же предпочтение ручному смертоубийству в ближнем бою. Периакты недурные и изредка попадаются отсылки к той или иной серии (два человека в одном сне и зеркало из «Воинов снов»), но магии у этого волшебника страны Оз, в основном, хватает только на смену месторасположения по строгой наводке за спиной/сбоку/сверху/снизу и на добавление сверхчеловеческой силы. Инглунд хоть, помнится, и хохмил, но с гвардейским огоньком.
Конечно, можно подождать заявленные сиквелы, чтобы оценить возможную задумку, но кого тут пытаются обмануть. В наше-то время кого может удивить обгоревший мужик с ножами на пальцах и с абсолютно прежним багажом. Вместо того чтобы запустить многострадальный аттракцион заново, да и никто не просит парада открытия как у Старк-Экспо, Фредди провернул все ровно то же самое, что и 26 лет назад, сделав пластическую операцию и чисто ради временной профилактики косметически обогатив фокусы. Да еще с мотивом, что демократия, дескать, может победить, а Крюгер вообще ничего плохого не делал (по крайней мере, в этой версии до линчевания он никого не убил). Однако за макияжем лежит еще большее пренебрежение: сны приходят в мгновение ока, а спящий не слышит голос будящего, что было прямо-таки ахиллесовой пятой бесовского маньяка в оригинале. При условии, что наблюдатель вытерпел фазу «Спокойной ночи, малыши».
Сэмюэль Байер, режиссер клипов Green Day, отработал по неточному транспортиру чересчур старательно, заткнувшись, как отличница начальных классов, ставшая в дальнейшем троечницей, на одном правиле при решении задачи. Целостно «Кошмар на улице Вязов», и надо отдать ему должное, выстреливает из гвоздодера так же резко, как появляется Фредди, только заряды эти кривые и не острые. Тем более на местах, куда они должны попадать, уже давно наросли мозоли. А наследие детей, так оно пусть смотрит «классику». Там и наигровка старого мастерского саундтрека звучит чаще. Но композитору Яблонски, как и New Line Cinema, тоже надо кушать. Не будем на них злиться. Ведь Мэттью МакКонахи не утвердили.
Стас Селицкий