ВСЕГО ХОРОШЕГО И СПАСИБО ЗА РЫБУ
Я НЕ МЕССИЯ (NOT THE MESSIAH (HE'S A VERY NAUGHTY BOY)
Жанр: комедия, мюзикл
2010, Великобритания, 92 мин.
Режиссер: Обри Пауэлл
В ролях: Эрик Айдл, Майкл Пэлин, Терри Джонс, Терри Гиллиам, Кэрол Кливлэнд, Нил Иннес
ОЦЕНКА: 5
«Я не Мессия» –— комическая оратория, написанная Эриком Айдлом и Джоном Дю Пре (постоянными соавторами и участниками пайтоновского мега-проекта "Спамалот") на основе их знаменитого фильма "Житие Брайана". Шоу было записано во время единственного представления в Королевском Альберт-холле в октябре 2009 года, в ознаменование 40-летия группы Монти Пайтон.
Мюзикл "Я не мессия" ("Он был очень гадким мальчиком"), в 1979 году шедший на киноэкранах под названием "Житие Брайана", похоже, стал последним выходом в свет великих Монти Пайтонов. В усеченном составе (в 1989 бренный мир покинул Грэм Чэпмен, а Джон Клиз отказался участвовать в юбилейном балагане) комик-группа, в годы своего расцвета непонятая многими, достигла апогея признания, одним октябрьским вечером 2009 выстрелив сольником в знаменитом Альберт-Холле.
Маргиналы от юмора, Пайтоны, отмечавшие сорокалетие своего творческого союза, получили возможность продемонстрировать собственное гипертрофированное видение мира на бис. На этот раз, облачившееся в легковесную оболочку мюзикла и транслируемое представителями совсем иного поколения. Комик-труппа, пережившая многих своих собратьев по цеху, лучше всего уяснила себе понятие постмодернизма. Самый богохульнический фильм англичан, за который в свое время особо впечатлительные церковнослужители предлагали сжечь шутников на костре, благополучно перековался из анафемы в кирпичик современной поп-культуры. Своеобразная реплика, успешно сохранившая отличительные черты оригинала. Монти умудрились при жизни не превратиться в памятник самим себе, продолжая время от времени устраивать партизанские вылазки в стан ненавистных врагов – заскорузлых догм и глупых людей, начисто лишенных чувства юмора (чего только стоит история с ограниченным прокатом того же "Жития Брайана" перед пафосными "Страстями Христовыми").
Разменяв пятый десяток, Пайтоны уже конечно не те же мальчишки, которые стреляли и попадали практически по всем мишеням, а взрослые и степенные наставники, наблюдающие за тем, что творится в мире. Вполне обходящегося уже без них, но все же содержащего ростки юмористической анархии, посеянных британцами сорок лет назад и взрастивший не одно поколение поклонников. "Я не мессия", продолжающий традицию пайтоновских мюзиклов, конечно вряд ли был бы возможен без сверхуспешного "Спамалота" (творчески переработанного "Священного Грааля"). Руководимый Джоном Дю Пре ансамбль при помощи четверки оперных солистов и целого сонма хористов высекает из монументального творчества британцев мощные искры, от которых, кажется, вот-вот запылает весь зал. Он временами и подмигивает россыпью огоньков, превращаясь в дополнительного участника творящегося действия. Живой организм, без которого было бы невозможно представить всю комическую ораторию.
Сюжетно копируя свою скандальную картину с народноизбранным мессией, Пайтоны, делегировав на сцену заводилу Эрика Айдла, максимально отстраняются от всего музыкального безобразия, застолбив за собой лишь искрометные камео. Майкла Палина в женской одежде сменяет невозмутимый Гиллиам в роли Бога, а за ним в образе римского центуриона выпрыгивает Терри Джонс. На главных ролях сейчас резвятся те, кто вырос на юмористической идеологии летающего цирка. Мир британцев уже давно живет сам по себе, а шутки благополучно разошлись в народ, став для многих своеобразным мерилом отношения к жизненным ценностям. Огромный Альберт-Холл больше всего подходит на роль метафоры всей бесконечной вселенной комик-группы – великолепный сортирный юмор, тонкие остроты, нелепые персонажи под легким соусом современности и оглушающее, буквально сбивающее с ног музыкальное крещендо, усиливающее восприятие пайтоновского пространства.
Но даже в состоянии наблюдателя британцы не остаются на своем празднике посторонними, периодически вставляя в сюжетную канву подколки в сторону священных коров современной культуры, не давая всему действу окончательно превратиться в костюмированный балаган своего имени. Почетный праздник, на котором все не только напиваются в хлам и вдохновленно рассказывают друг другу классические байки из прошлого, но где и сам престарелый юбиляр способен отмочить пару-тройку коронных циничных шуток, которые способна понять и молодежь. Комики вообще не отличаются любезностью, подшучивая даже над своим собственноручно развеянным десять лет назад по ветру другом и верным соратником. Можно смело констатировать, что олдскульные юмор и сатира британцев до сих пор остаются злободневными, неполиткорректными и чертовски смешными.
Оставляя за собой творческое завещание, Пайтоны, напоследок разразившись классическим залихватским скетчем про лесоруба, поступили по примеру одного из своих постоянных сценаристов и по совместительству знаменитого британского фантаста Дугласа Адамса. Дружно махнув на прощание руками, они словно воскликнув – "So Long and Thanks for All the Fish", выпорхнули в небытие, на этот раз, точно не обещав вернуться. Не оставив за собой последователей, которым можно было бы доверить шуточную империю. Как говорится, такого уже никто не делает.
Сергей Сысойкин