КРАШ-ТЕСТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СУДЕБ
КАНДАГАР
Жанр: боевик, драма
2010, Россия, 100 мин.
Режиссер: Андрей Кавун
В ролях: Александр Балуев, Андрей Панин, Владимир Машков, Александр Голубев, Богдан Бенюк
ОЦЕНКА: 3,5
Основано на реальных событиях. Афганистан. 1995 год. Пролетающий над столицей исламского терроризма - Кандагаром - российский грузовой самолет с экипажем из пяти человек силой посажен на землю и взят в заложники. Убежать не получается, договориться - тоже. Им придется прожить 378 дней в плену, а потом попытаться свалить.
Неплохое жанровое безумие, «Кандагар», на уровне других кинопремьер, конечно же, меркнет, но для российского массового патриотического кино, несомненно, - большой шаг вперед. Интересный, грустный, в каких-то местах чудесно плохой, но все равно очень искренний, созданный без бондарчуковского надрыва и михалковского мусоливания исконно русских ценностей, драматический боевичок категории В можно было спокойно выпускать сразу на DVD: чего греха таить, такими продуктами нас в 90-х годах заваливал голливудский кинематограф - именно поэтому не покидает ощущение разочарованной предсказуемости, небрежной шаблонности.
После достаточно сырой «Охоты на пиранью» режиссер Кавун выдал крепкую мужскую работу, по ощущениям похожую на «Повелителя бури» Кэтрин Бигилоу, которая лишила свой триумфальный проект про суровую долю американских военных патриотического пафоса в обоих его проявлениях: пропагандистском («Спасти рядового Райана») и обличительном («Морпехи», «Цельнометаллическая оболочка»). С «Кандагаром» ситуация схожая: самая скользкая сторона фильма - социально-патриотический подтекст, которым телевизионщики очень любят заполонять эфирное время, в «Кандагаре», кажется, и вовсе отсутствует, афганцы выставлены не в таком животном ракурсе, как мы привыкли видеть, а необъятная Родина, любовь к которой - главный лейтмотив федерального кино, здесь методично посылает (или посылается) на три или четыре буквы: брошенные на произвол судьбы пленники со временем становятся ничуть не лучше охраняющих их талибов -ведь все, ради чего они продолжают бороться за свое существование, - простой инстинкт самосохранения. На таком фоне очень сурово смотрится центральная метафора фильма: когда герой Балуева, обросший и грязный, с дрожащим взглядом и дерганной улыбкой говорит журналистам: «Мы и есть Россия» - к горлу подкатывает самый настоящий комок.
Афганские пытки и издевательства, как в «Забавных играх» Ханеке, находятся где-то за кадром, оператор намеренно сталкивает зрителя с собственным воображением: «Кандагар» представляет собой набор коротких этюдов в багрово-пустынных тонах, обрывающихся ровно на том месте, где американские кинематографисты, наоборот, предпочитают расставлять акценты - вот взрослые люди дурачатся под дождем, вот западный журналист берет у пленников интервью, вот «наши» играют в футбол с афганцами, а за кадром - бессонные ночи, мечты о возвращении и самый жуткий страх -неопределенность, неизвестность. Как и культовый советский фильм-катастрофа «Экипаж», история про российских пленников-пилотов - испытание человеческой сущности в, мягко говоря, неординарной ситуации, «Кандагар» неровно, но все-таки верно идет к тому, чтобы считаться образцовым героическим фильмом российского производства.
P.S. В феврале 2010-го умер известный американский деятель Чарли Уилсон (про него в 2007-м сняли неплохой фильм с Хэнксом в главной роли), кому, собственно, некоторые и предписывают ведущую роль в развале СССР. По большому счету, мистер Уилсон только и делал, что спонсировал моджахедов, которые и остановили российскую экспансию в Афганистан, превратив его в импровизированный контрольный выстрел в голову советскому режиму. На своем примере этот нестандартный конгрессмен доказал, что огромную страну можно развалить одним щелчком пальцев. А кандагарские пленники подтвердили, что можно выжить даже под такими завалами.
Евгений Северин
ЕСТЬ МНЕНИЕ...
В Кандагаре каждый герой существует сам по себе не по причине разобщённости интересов, а потому что достойного материала в сценарии не нашлось. Лётчикам Владимиру Машкову, Александру Балуеву и Андрею Панину по статусу их физиономий положено разыгрывать спектакль покруче шекспировских трагедий, вместо этого они тратят свой потенциал на изображение безразличия к самим себе и зрителю, который ждёт от них всплеска эмоций и ярко выраженных физических действий в борьбе за собственные жизни.
Не став хорошей драмой, Кандагар только к финалу становится хотя бы слабым подобием боевика.
Дмитрий Лугган