ЗАБЫТЬ КИНГА
ПРИНЦЕССА И ЛЯГУШКА (THE PRINCESS AND THE FROG)
Жанр: фэнтези, мелодрама, мюзикл, семейный, мультфильм
2010, США, 97 мин.
Режиссер: Рон Клементс, Джон Маскер
Роли озвучили: Аника Нони Роуз, Бруно Кампос, Кит Дэвид, Дженнифер Коуди, Джим Каммингс, Питер Бартлетт, Дженифер Льюис, Опра Уинфри, Терренс Ховард
ОЦЕНКА: 3,5
Чем старше становишься, впрочем, есть и другие причины, тем труднее сказать что-то внятное о детской анимации. Не достает живого воспоминания или хотя бы живого примера. Но, если собрать все воедино: музыкальность, красочность, динамику и дидактику, то выходит, что «Принцесса и лягушка» неплохой представитель жанра. Прощелыга и повеса принц из скромного государства имеет виды на самую богатую невесту Нового Орлеана, но не питает к ней любви. Однако не он один стремится к капиталам девицы, да и вообще, реализовать свои мечты, поэтому в дело вмешивается древняя магия Вуду, симпатичная, но бедная чернокожая девушка. Чары Вуду вступают в силу и «Принцесса и лягушка» превращаются в своеобразный роуд-муви, когда во время путешествия главным героям придется сделать выбор между собственными желаниями и желаниями другого, между мечтой и любовью.
Да, возможно, кино вышло без «искры Божьей», которая не зажглась в мануально-карандашной технике, но он и не просчитанное мануально-кнопочное «совершенство». Не знаю, прав ли на все 100% Юрий Норштейн, который говорил, что «с компьютером невозможны божественные ошибки, которые и создают сердцебиение», однако «Ежик в тумане» до сих пор остается «живее всех нарисованных», справедливости ради, «Король-лев» тоже. Хотя уже легендарные персонажи «EVE» и «WALL-E» очень точно подходят для компьютерной анимации, отражая самую ее суть, когда за точностью цифры стоит человек. «EVE» и «WALL-E» своего рода фронтиспис всей компьютерной анимации. Рисованный рукой робот теперь уже отдает декорациями из некоторых фильмов Мишеля Гондри.
А впрочем, ребята из Walt Disney Animation Studios правом на «божественную ошибку» особо не воспользовались, более того, остались в границах ими же придуманных архитипичных персонажей, где, например, тот же колдун Вуду здорово напоминает потрепанного Алладином и временем Джафара, эмигрировавшего с Ближнего Востока, так и не сумевшего покорить Аграбу и овладеть Жасмин, но не бросившего своего чернокнижного хобби. Но стоит ли об этом, я о другом.
Казалось бы, Грег Хаус еще в 1 сезоне шутил по поводу отсутствия связи между цветом стен и названием «Белого дома», а 40 лет спустя после смерти Мартина Лютера Кинга американцы выбирают президентом Барака Обаму. «Великая черная мечта» сбылась. Как уже шутили на эту тему, история «черного» освобождения простилается от «хижины дядюшки Тома» до «барака Обамы». Но в этой связи есть надежда и на исполнение «великой белой мечты», т. е. когда «черная» политкорректность наконец-то сменится простой вежливостью, а то потомки одних все никак не могут отыграться на потомках других. И если речь персонажа Р. Дауни мл. о расизме и предках в «Солдатах неудачи» смотрится нелепо и смешно, то высшая форма политкорректности, воплощенная в «Принцессе и лягушке», уже перерастает рамки условности и отдает реальным историзмом.
Место действия мультфильма – Новый Орлеан – южный, «черный» город, ясли джаза и родина Луи по прозвищу «Сэчмо». Время действия мультфильма – что-то вроде начала прошлого века, поскольку «большие парни» с трубами уже вовсю играли. И из двух примечательных вещей – сегрегация и джаз – «диснеевцы» выбрали исключительно второе, напрочь отказав первому. В «Принцессе и лягушке» даже намека нет на расизм, он подменяется легким социальным неравенством, которое доступно преодолевается упорным трудом («вперед, американская мечта!») и большой открытой дружбой самой богатой белой девочки и самой бедной черной девочки, главной героини. В этом стремлении художники, допускаю, что подсознательно, даже нарисовали папу главной героини похожим на 44 президента США. Да, можно возразить, что это просто мультик, и я соглашусь. Но всякий мультик, тем более от «Диснея», это мощное средство социализации ребенка, которое, при прочих нейтральных условиях, заменяет и родителей, и учебники истории. Конечно, искусство не формирует реальность, а скорее отражает ее, поэтому «Принцесса и лягушка» – это, на мой взгляд, образец вершины политкорректности, перерастающий свою абсурдность и превращающийся в «новую» реальную историю. Да, было тяжко, играли джаз, мастерили фигурки соседей из воска, но никакого расизма, ни какой дискриминации, как и не было.
P.S. Хотя, если бы я был черным параноиком, отягощенным конспирологическими выкладками, я бы заявил, что белые хотят украсть у черных их «черную» историю, оставив им только джаз, и запретил бы своим черным детишкам смотреть этот «белый» мульт. Бу.
Артем Веретило