МОЗГ НА ПРОКАЧКУ
ОБЛАСТИ ТЬМЫ (LIMITLESS)
Премьера: 17 марта
Жанр: триллер
Производство: США
Режиссер: Нил Бёргер
В ролях: Брэдли Купер, Роберт Де Ниро, Эбби Корниш, Эндрю Ховард, Анна Фрил
РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 4/5
Потерявший вдохновение писатель Эдди Морра, больше похожий на обычного бомжа, мучающегося похмельем, пытается написать книгу. Грязная конура, в которой можно спать, и ноутбук, в котором можно открывать MS Word, чтобы тупо пялиться в лэптоп – вот и все достояние Эдди. Книга в таких условиях упорно отказывается писаться, и творческая личность соглашается испытать на себе сверхсекретную таблетку NZT, обеспечивающую беспрецедентный форсаж мозга. На самом деле мозг человека работает не на 20%, как это сообщают в голливудских фильмах, а процентов на 98 (почему-то никогда не учитываются, что мозг не только отвечает за память и сложные математические вычисления, но и за такие простые вещи, как удержание равновесия при ходьбе или даже дыхание), а идиота от гения отделяет всего полпроцента разницы в мозговой активности – и здравомыслящим людям это уже давно известно. Но писателям быть здравомыслящими совсем необязательно, поэтому Эдди легко клюет на наживку, мол, теперь-то его серые клеточки заработают по полной программе!
Как это обычно и происходит в кино – таблетка действительно стимулирует мозги писателя. Получив хороший пинок под мозжечок, вчерашний лузер неожиданно становится гениальным наркоманом: быстро пишет бестселлер, изучает по одному иностранному языку в день, разбирается в музыке и живописи, мимоходом зарабатывая миллионы в казино и на фондовой бирже. Но бесплатный сыр только в мышеловке, и вот уже Эдди обнаруживает, что у таблеток, на которые он подсел, есть весьма неприятные побочные действия (головокружение, потеря памяти, смерть), и что он крепко вляпался, связавшись в порыве нарко-вдохновения с очень влиятельным банкиром Карлом Ван Луном, любящим загребать жар чужими руками. Не желая быть умирающей марионеткой, новоиспеченный гений бросает вызов всему и вся. Мафия, конечно, просчитала все варианты, но пока на мозг Эдди воздействует таблетка, у него есть шанс. По крайней мере, он сам так думает.
Если у вас вновь возникли претензии к нашим переводчикам, которые умудрились обозвать фильм Нила Бёргера «Limitless» (
с англ. – безграничный) какими-то непонятными «Областями тьмы», успокойтесь. Это – редкий пример вменяемой локализации, т.к. картина является экранизацией романа «The Dark Fields» Алана Глинна. Писатель создал технотриллер не о чудо-наркотике и сюрреалистических галлюцинациях, а о тех людях, которые его принимали и становились совершенными личностями, а также о порочном мире США, в котором они вынуждены действовать, мире, знающем только язык силы и не прощающем слабости. Нил Бёргер тоже ставит во главу угла историю человека, задает вопросы о том, на что способен пойти человек для достижения своей мечты, и если твой мозг работает как компьютер, где начинается и заканчивается личная ответственность человека, где границы нашей моральной идентичности?
В книге главного героя звали Эдди Спинола, а не Эдди Мотта, а мозговой стимулятор МДТ-48, а не NZT, но, к сожалению, это не единственные отличия фильма от первоисточника. Характерной особенностью романа был своеобразный язык Глинна, богатый на разнообразные нецензурные выражения. Разумеется, в кинотеатрах богатство грязного английского (да и русского тоже) языка не светит, ведь это Голливуд, а здесь принято считать каждый цент, из-за чего фильм и получил детский рейтинг PG-13, а это означает, что главный герой не будет смачно материться, а все те многочисленные красавицы, которых он соблазнит, предстанут на экране, в лучшем случае, в бикини. Спорное решение с точки зрения простого зрителя, ведь бюджет фильма составляет всего $26 млн., и уж такие деньги окупиться в прокате могут с легкостью, тем более что в запасе у продюсеров есть пара козырей.
Первый козырь – это восходящая звезда Брэдли Купер, сыгравший главную роль. Как и его персонаж, Купер когда-то прошел через нищету, поэтому смог достоверно воплотить образ опустившегося на дно жизни Эдди, а в том, что актер способен сыграть успешного и уверенного в себе человека, после его съемок в «Мальчишнике в Вегасе» и «Команде “A”», сомнений нет. Кстати, кассовая неудача «Команды “A”» лишь подстегнула Брэдли выкладываться в «Областях тьмы» на все 120%, если он хочет закрепиться на голливудском Олимпе. Сейчас, перед премьерой сиквела «Мальчишника в Вегасе» актер достаточно узнаваем, но это не единственная гарантия спокойствия Нила Бёргера.
Вторым козырем в борьбе за солидные кассовые сборы, а заодно и одной из главных причин, побуждающих к просмотру фильма, является сам Роберт Де Ниро, воплотивший в жизнь образ банкира Ван Луна. Пожалуй, к этому пункту даже добавить нечего, все и так понятно – за харизму главного злодея можно не волноваться.
Кстати, перед нами тот самый случай, когда и сам режиссер не промах. Во-первых, на его счету довольно популярная лента «Иллюзионист» с Эдвардом Нортоном. Во-вторых, постановщик честно признался, что отправной точкой для него являются именно актеры, а, значит, мы можем надеяться на то, что увидим не парад динамичных сцен, а цельную с точки зрения драматургии историю. Неизвестно, добьется ли Бёргер от исполнителей мастерской и незаурядной игры, как обещал продюсеру Скотту Крупфу и сценаристке Лесли Диксон, но по официальной информации, он сумел поразить их своим инновационным видением фильма.
«У меня было множество идей относительно того, как показать мир Эдди чисто технически», – сообщает режиссер. –
«Как на экране показать работу сверхмозга? Для создания этого образа я использовал техники, которыми не пользовался раньше. Мне хотелось, чтобы зритель почувствовал, что наш фильм – это «ручная» работа, а не «цифровое» кино. Для этого я изучил фрактальное изображение. Чтобы показать, что наш герой способен воспринимать мир с любой перспективы, способен вспомнить все, что когда-либо видел и ощущал, мне пришла в голову идея обзора на 360 градусов. Это, кажется, получилось. В фильме немало черного юмора, который также находит свое оригинальное визуальное решение».
Визуальный ряд наверняка доставит удовольствие даже искушенному киноману: свою роль в истории сыграет и освещение, и операторская работа, и цветокоррекция. Эдди-лузера снимали ручной камерой в тусклых цветах и с «грязным» освещением, а Эдди под воздействием NZT предстанет перед зрителем в прямом смысле в совершенно ином свете, изменится манера операторской съемки, его мир окрашивается в радужные цвета. Цветовая палитра фильма также зависит от мировосприятия главного героя – чем более беспринципными и аморальными становятся поступки Эдди, тем больше в кадре будет присутствовать размытых синих, бледно-зеленых и серых оттенков.
Большинство посетителей кинотеатров воспримут все эти тонкости лишь подсознательно, но так даже лучше, ведь главное – приятные впечатления от просмотра и погружение в историю с дальнейшим сопереживанием главному герою. И нет никаких сомнений, что история получилась достаточно яркой, динамичной, а главное – близкой широкому кругу зрителей. Ждет ли нас отличное кино? Пока ясно только одно – у нас появился лишний повод немного расслабиться, позавидовать и попереживать за главного героя. А еще – насладиться неожиданным финалом, ведь как может быть иначе, когда в противоборстве сходятся расчетливый опытный банкир и молодой горячий гений?
ЧУДЕСА МЕДИЦИНЫ
Лекарства продлевают жизнь, но некоторые препараты не менее успешно ее и укорачивают. «Волшебные таблетки» надолго прописались на большом экране, но в большинстве фильмов речь идет о простой наркозависимости – либо кто-то из героев пытается от нее избавиться, либо просто случайно пробует таблетку-другую на вкус, как это сделала, например, Нина в свежем «Черном лебеде». Давайте вспомним более оригинальные ленты, сюжет которых зависел от таблеток и других «лекарств» гораздо серьезнее, и которые могли похвастаться нестандартной «картинкой».
5. «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998)
Лучшая роль Джонни Деппа и одна из самых ярких в карьере Бенисио Дель Торо. Два наркомана со стажем едут в Лас-Вегас на машине, чей багажник загружен разнообразнейшими препаратами, «расширяющими сознание». То ли сардоническая комедия, то ли притча, то ли драма об очередном потерянном поколении – в наш хит-парад попала по той причине, что разнообразных психотропных веществ тут было ОЧЕНЬ много, и герои провели под их пагубным воздействием ВЕСЬ фильм, что подарило мировому кинематографу не только двух совершенно безбашенных героев, но и потрясающий видеоряд, наполненный разнообразными эффектными глюками.
4. «Помутнение» (2006)
В 2013 году 20% населения США – наркоманы, а самым страшным наркотиком является «вещество “Д”», разрушающее сознание людей. Прелесть этого фильма состоит не только в лихо-закрученном сюжете (Филип Дик вообще плохие сюжеты писать не умеет), но и в том, что все кадры были специально обработаны на компьютере, чтобы создать эффект мультипликационности и ирреальности происходящего. Именно в таких декорациях задание секретного агента (Киану Ривз), заработавшего из-за «вещества “Д”» раздвоение личности, следить за самим собой, выглядит особенно пикантно.
3. «Реквием по мечте» (2000)
Основное внимание фильма сконцентрировано на жизни трех молодых наркоманов, но есть тут и еще одна сюжетная линия – матери одного из них, Саре Голдфарб (Хелен Берстин), мечтающей похудеть до съемок в популярном телешоу. Самостоятельно отказаться от привычных сладостей женщина не может, и подсаживается на диетические таблетки. Результат, правда, не оправдал ожиданий, и вместо телешоу она испытала на себе все прелести шоковой терапии. Картина Даррена Аронофски в первую очередь примечательно своим запоминающимся саундтреком за авторством квартета «Кронос» и сверхдинамичным клиповым монтажом, который прежде никогда не применялся в создании серьезных кинолент.
2. «Матрица» (1999)
Собственно, сюжет повествует о борьбе повстанцев-людей против диктата искусственного интеллекта, загнавшего все человечество в виртуальную реальность, но присутствует здесь и знаменитая сцена выбора таблетки, от которой зависит все дальнейшие события. Если Избранный (кстати, снова Киану Ривз) выберет синюю таблетку, то кина не будет, а если красную, то сможет очнуться в реальном мире и показать всем машинам кузькину мать. Казалось бы, мелочь, а не сцена, но в мозг впечатывается навсегда, как и весь визуальный ряд «Матрицы», буквально поражающий воображение стильными ракурсами съемки, slo-mo, bullet-time и сине-зелеными светофильтрами.
1. «Эквилибриум» (2002)
В плане визуальной эстетики и даже в некотором роде сюжета – прямой продолжатель дела «Матрицы». Снова будущее, снова все человечество находится будто в коме, но на этот раз виной тому не виртуальная реальность, а тоталитарный режим и поголовное принудительное применение весьма радикального лекарства «прозиум», блокирующего в людях возможность выражения эмоций. «Прозиум» охраняет общество от вспышек агрессии, но отнимает и возможность испытывать чувства типа любви. Книги, музыка, любое искусство – под запретом, а отказ от «прозиума» карается смертной казнью. Правительственный агент Джон Престон (Кристиан Бэйл) случайно не успевает в срок принять лекарство и оказывается один на один против жестокого диктатора, который, что характерно, сам не принимает предписанный всему населению препарат.
Игорь Талалаев