ЛУЧШАЯ ФАНТАСТИКА/ФЭНТЕЗИ ГОДА
Фантастика ценится за, казалось бы, взаимоисключающие вещи – за серьезные вопросы (см. №3) и за легкость зрелища (см. №2), что еще раз подчеркивает тот факт, что данный жанр дарит кинематографу, пожалуй, наибольшее разнообразие. И если легкостью еще могут похвастаться экшны или всякие там ромкомы, а серьезностью – драмы и триллеры, то представить зрителю действительно оригинальную идею может только фантастика. В общем, вы уже все поняли, когда прозвучало слово «идея».
ЛУЧШАЯ ФАНТАСТИКА/ФЭНТЕЗИ:
НАЧАЛО
3 МЕСТО:
В этом фильме мог бы сняться Брэд Питт, но нам повезло – Вигго «Арагорну» Мортенсену образ умирающего от неизлечимой болезни и отчаявшегося отца, из последних сил защищающего своего сына от опасностей постапокалиптичного мира, идет гораздо больше. Постапокалиптика – жанр весьма интересный. Землю можно выжечь, заморозить, перебить всех людей инопланетной заразой или наоборот заселить ими до предела – способов разрушить привычный нам мир масса. Но причины не важны, на первый план всегда выходит людская психология – цивилизованный человек ради выживания должен обнажить свои клыки, нарастить когти, скинуть оковы морали и вспомнить, что именно он – главный хищник на этой планете. Кто-то с радостью пускается во все тяжкие, кто-то пытается сопротивляться до последнего, а финал у таких историй, как правило, открытый. В лучшем случае, просто дарящий зрителю надежду на лучший вариант развития дальнейших событий, но главное – пищу для размышлений.
Экранизация романа Кормака Маккарти 2006 года «Дорога» относится к хорошей апокалиптике, а значит катаклизмам, которые выжгли все леса и уничтожили почти всех животных, оставив человечество без пищи, уделено минимум внимания. Фактически, зритель знает только о последствиях катастрофы – людей почти не осталось, каннибализм уже почти никто не считает зазорным, а в лучших домах и вовсе принято держать живые человеческие «консервы». В центре – отношения отца и сына. Перед смертью мужчина должен заложить мальчику моральный фундамент, обучить выживанию и привести в безопасное место, заодно отвечая на неудобные вопросы – почему мама решила не бороться вместе с ними и чем отличаются хорошие люди от плохих, если и те, и другие готовы убить друг друга. По ходу сюжета, отец научится от сына не меньшему, чем сын от отца.
Оправдано ли насилие и жестокость для спасения себя и своих ближних? Это только один из вопросов, которые поднимает данная лента, обещающая хорошую встряску всем, кто смотрит на жизнь через розовые очки. За такие неудобные вопросы мы и ценим фантастический жанр, а потому третье место в номинации – самое меньшее, чем редакция может поблагодарить режиссера Джона Хилкоута.
2 МЕСТО:
За что еще мы ценим фантастику, так это за зрелищность. С важнейшими темами соседствует чистое «развлекалово». Сиквел «Железного человека» именно таков – он не пытается грузить зрителя, включает пафос и драматизм строго дозировано, прекрасно понимая, что нам все это не нужно, от сабжа ожидаем хорошее настроение и драйв. Что ждали, то и получили: веселое зрелищное кино, продолжение одной из лучших комикс-экранизаций.
Про «Железного человека 2» мы уже писали, т.к. он оказался в числе лучших продолжений года, так что кратко объясним – почему это еще и один из лучших фантастических фильмов. Совсем кратко, буквально одним словом – легкость. Фавро не стал «утяжелять» сюжет, оставил весь комиксовый задор: бойцы в хай-тек доспехах разносят дорогие особняки и целые городские улицы, главный герой вместо хандры на пороге смерти устраивает одну за другой шальные вечеринки, русский злодей, разумеется, пьет водку из бутылки, где-то на заднем плане длинногие красотки раздают тумаков здоровым дядям и изобретаются новые химические элементы. Именно за легкое зрелище, за свою сказочную фантастичность картина получает почетную серебряную медаль.
1 МЕСТО:
Об этой картине сказано уже столько, что не повторяться просто невозможно, но все же постараемся разобрать, почему именно работа Нолана заслужила победу в данной номинации.
К лучшим образчикам жанра относятся те, что, грубо говоря, срывают зрителю башню и уносят ее куда-то далеко и надолго. Причем, полагаясь вовсе не на спецэффекты, а на воображение. Вспомните, с каким эффектом в наше сознание ворвалась «Матрица». Мы запоем пересматривали эталонный экшОн, но главное действие происходило в наших головах – простые вопросы об иллюзорности восприятия мира с 1999 года не покидают голов даже самых юных зрителей. И «Матрица» стала бы культом даже в том маловероятном случае, не будь в ней ни одного спецэффекта, – настолько сильным и запоминающимся оказался образ борьбы человека в виртуальной реальности против контроля искусственного интеллекта. А если бы Нео был не Избранным и единственной надеждой Зиона, а простым террористом, то все эти пробежки по стенам и bullet-time запомнились бы лишь матерым киноведам, которые бы отметили, что именно тут данные фишки были использованы впервые.
То же самое можно сказать и про «Начало». Превратим Кобба в обычного вора-шпиона, а-ля Джеймс Бонд – и что останется у фильма? Складывающийся город? Падающий в slo-mo фургон? Пощадите, видели мы эффекты и похлеще, да в той же «Матрице», например. Сердце «Начала» в его идее, в концепции снов внутри снов. Именно поэтому лента Нолана может притворяться качественным триллером, неплохим боевиком или оригинальной драмой, но в первую очередь всегда будет отличной фантастикой.
После премьеры фильма, стало ясно, что оставить «Начало» без какой-то жанровой награды – просто преступление. Благо, что при всем разбросе мнений в редакции, ни у кого не возникло сомнений в том, какому именно жанру в 2010 году так повезло.
Игорь Талалаев
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
ЛУЧШАЯ ФАНТАСТИКА 2009:
1. Хранители
2. Аватар
3. Луна 2112
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<
|
Комментарии:
Пока комментариев нет
|
|