В начале было Слово. А почему, папа?
С Андреем Арсеньевичем Тарковским у меня всегда были довольно сложные отношения. Всегда разговоры о нем в восхищенном тоне меня приводили в небольшое внутреннее замешательство. Разумом я всегда понимал, что это великий режиссер мирового уровня со своим уникальным стилем, но который всегда оставлял меня в определенной мере равнодушным к его творчеству. А просмотр «Андрея Рублева» (при всей крутости и значимости этого фильма) стал для меня, пожалуй, самым утомительным и длинным просмотром в моей синефильской жизни.
Впрочем, всегда есть вероятность, что произойдет событие, которое изменит уже сложившийся уклад вещей. Говорили мне, что «советский» Тарковский и Тарковский «европейский» отличаются, вот и решил проверить эту тезу. Выбирая между «итальянской» «Ностальгией» и шведским «Жертвоприношением» выбор пал в пользу горячо любимых мною скандинавов. Тем более тут Тарковский обошелся без актеров с родины, что придавало картине дополнительное отличие.
Во время просмотра я понял, что в «Жертвоприношении» Тарковский остался тем же Тарковским, но одновременно будто попал под влияние великой скандинавской традиции и снял свой самый личный фильм. Получился интересный симбиоз: Тарковский в скандинавском стиле. Ведь как минимум два великих скандинава имели большое влияние на его творчество – Бергман, два фильма которого фигурировали в списке его любимых фильмов и Дрейер, чьи режиссерские приемы оказали большое влияние на формирование режиссера Тарковского и чье «Слово» он вольно или невольно помногу цитирует в «Жертвоприношении». Можно упомянуть еще третьего скандинава – фон Триера, который в свою очередь уже боготворил Тарковского. Но то отдельный разговор.
Медленный размеренный темп «Жертвоприношения» постепенно вовлекает в себя, обволакивает, и не отпускает вплоть до титров (да и после них тоже). В центре сюжета традиционный «скандинавский»: профессор и литературный критик, весьма скептически относящийся к Богу празднует свой день рождения в кругу самых близких людей в доме посреди холодной, но красивой скандинавской природы. Случается нечто страшное – мир сотрясает атомная война (обитатели узнают это из телевизора), которая означает лишь одно – Конец. Конец этому миру, этой чудесной природе за окном, сыну, которого ты любишь больше всего на свете, конец человечеству и Человеку, который подвел себя к последней черте.
В фильме сидит нечто пугающее, мистическое, эзотеричное. Тут и год выхода фильма, совпавший с Чернобылем (премьера фильма в Швеции состоялась через две недели после событий апреля 86-го), смертью самого режиссера в конце 86-го и даже с убийством шведского премьера в том же 1986-ом фильм имеет связь (убийца премьера стоял на том же месте, где находилась камера, снимавшая сцену паники после атомной катастрофы). Это и мистическая развязка фильма, его пугающая атмосфера безысходности и обреченности.
Тарковский в определенной мере свершил страшное пророчество – мир методично и уверенно (как тот монах из притчи, поливавший сухое дерево на холме) движет себя к неминуемой атомной гибели. Хиросиму сменил Чернобыль, а Чернобыль – Фукусима…
У меня родилась теория, согласно с которой т.н. «предсмертные» фильмы великих режиссеров часто несут в себе кроме обычных составляющих и привычной стилистики еще и очень мощный эзотеричный (мистичный) пласт. То есть, эти люди, уже предчувствуя дыхание смерти, открывают для себя некое новое знание или мироощущение, что буквально вплетается в их прощальную картину, причем не на сознательном уровне. В примеры можно привести «Умершие» Джона Хьюстона, «Восхождение» Ларисы Шепитько, «С широко закрытыми глазами» Кубрика. При желании список можно продолжить.
Вот и внутри «Жертвоприношения» спрятан тот самый животный страх, который ощущает главный герой в своей молитве-монологе, и даже финальный катарсис не приносит чувства облегчения и оптимизма. Среди поклонников Тарковского есть те, которые боятся пересматривать этот фильм, он их пугает (как и пугал самого режиссера), и я их понимаю.
Можно очень долго разбирать фильм на отдельные сцены (разговор с сыном, припадок жены, ведьма, поджег дома), но даже без этого анализа ясно, что все в фильме работает на одну цель. Тарковский гениально продолжает и (в какой-то мере) закрывает вечную для скандинавского кино тему, на новом уровне переосмысляя проблему отношений Человека и его Творца. И совсем при этом не уступает своим великим северным учителям.
Александер, "Жертвоприношение"
Боже! Спаси нас в этот ужасный миг. Не дай умереть детям моим, друзьям моим, жене моей, Виктору. Всем, кто любит Тебя, верит в Тебя, всем, кто не верит в тебя, ибо они слепы. Слепы и не успели посвятить тебе помыслы свои, потому что ещё не были по-настоящему несчастливы. Всем, кто в это мгновение теряет надежду, будущее, жизнь и возможность следовать твоим промыслам. Тем, кто исполнен страхом и ощущает приближение конца. Боится не за себя, но за ближних своих. Тем, кого никто кроме Тебя не сможет защитить, ибо эта война последняя, ужасная, и после неё не будет ни победителей, ни побеждённых, ни городов, ни деревень, ни травы, ни деревьев, ни воды в колодце, ни птиц в небе. Я отдаю тебе всё, что есть у меня. Я отдаю свою семью, которую люблю, я уничтожу мой дом, откажусь от сына, я стану немым… я отказываюсь от всего, что связывает меня с жизнью. Только сделай, чтобы всё было как прежде. Как сегодня утром. Как вчера. И чтобы я избавился от этого смертоносного душащего животного страха. Всё…
|
Нет похожих страниц.
Комментарии:
1. | Алина Ермолаева | | 12.05.2011 12:12 |
Спасибо, Тарас! Многие твои мысли по поводу фильма созвучны моим.
Вот как раз боюсь пересматривать, есть в этой ленте что-то такое... |
2. | Тарас Сасс | | 12.05.2011 12:26 |
Спасибо, Алина. Рад, что наши мысли по поводу созвучны. |
3. | Дмитрий Фролов | | 14.05.2011 13:07 |
Нет никакого "Тарковского в скандинавском стиле". Андрей использовал какие-то приёмы и Бергмана и Дрейера ещё до этого фильма, но скандинавскими те фильмы, как и этот, и не пахнут.
Как мне кажется, в "Жертвоприношении" совсем не важно время и место событий. Нет никакой Швеции и нет режиссёра из Советского Союза. Всё это не имеет значения. Так последователь Тарковского Андрей Звягинцев идёт по этому же пути и использует тот же приём в "Возвращении" и "Изгнании". |
4. | Тарас Сасс | | 15.05.2011 08:12 |
Какое безапеляционное заявление, Дима. Жертвоприношение снято в скандинавской традиции от тематики, до идейной составляющей, и для меня это очевидно. Советский Тарковский другой совсем.
Шведы гордятся Жертвоприношением, считая его "своим" фильмом. |
5. | Дмитрий Фролов | | 15.05.2011 12:01 |
Почему безапелляционное? Фильм, может, и снят в скандинавской традиции, но никакой идейной составляющей от шведов я не вижу. Где происходят действия, какой год? Это в фильме не указывается, это совсем не важно. Есть история, есть люди, есть пространство (которое у Тарковского получилось замкнутым и отчуждённым, что и требовалось для передачи атмосферы и нужного посыла ленты), но нет времени.
Думается, что Тарковский не хотел привязывать этот фильм к какой-то эпохе, к какому-то времени. Да, снимает как Бергман, использует в работе того же оператора, но это только приёмы, это всего лишь методы для реализации своей личной (у него все фильмы сугубо личные, и этот не исключение) истории, своеобразной молитвы.
Пускай шведы гордятся и считают фильм "своим". На самом деле - эта лента не принадлежит никакой стране, эпохе, а только автору, так как это его личное переживание, его боль. При чём тогда здесь Швеция? Снять такую ленту он бы мог и в другой стране, необязательно в Швеции. И в ней были бы те же приёмы, затяжные кадры, непрерывные дубли. |
6. | Тарас Сасс | | 15.05.2011 18:50 |
Quote
Пускай шведы гордятся и считают фильм "своим". На самом деле - эта лента не принадлежит никакой стране, эпохе, а только автору, так как это его личное переживание, его боль. При чём тогда здесь Швеция? Снять такую ленту он бы мог и в другой стране, необязательно в Швеции. И в ней были бы те же приёмы, затяжные кадры, непрерывные дубли.
Вот с последней тезой я как раз несогласен. Он неспроста поехал именно в Швецию снимать, на мой взгляд, вот не верю, что получилась бы та же картина, скажем, во Франции. И актеров местных он задействовал, и оператора, а ведь это своя особенная школа, своя традиция. Просто каждая страна имеет свою энергетику, и для реализации задумки ему нужна была именно "северная" энергетика, я думаю, он это тонко чувствовал.
Тут можно бесконечно спорить, но я никогда не поверю, что Швецию он выбрал наобум, и смог бы снять тот же фильм в любом месте.
Ну а тезы касательно принадлежности фильма это условности. Понятно, что это авторский Тарковского фильм, но никто не отменит его "шведскую" прописку и его как часть местной культуры. |
7. | Дмитрий Фролов | | 15.05.2011 19:21 |
Тарковский как и Кубрик очень щепетильно относился к каждому кадру, который он снимал. В документально ленте Михала Лежиловского "Режиссер: Андрей Тарковский" очень хорошо видно, как работал режиссёр с актёрами, оператором и со всей съёмочной группой. Он давал указания каждой сцены, каждому движению тела актёра, каждой позе. Объяснял с какой интонацией надо сказать ту или иную реплику, как повернуться при этом и как оператору захватить в кадр тот или иной эпизод. Профессиональному оператору он показывал как именно в точности снять эпизод и сам зачастую садился за кинокамеру.
Так что, говорить здесь о том, что вся съёмочная группа внесла свою скандинавскую лепту - считаю, не столь правильно. Если и осталось какая-то частичка от Швеции, какая-то энергетика, то лишь совсем малая и неощутимая, ведь весь творческий процесс Тарковский держал в своих руках, как, впрочем, и любой свой фильм.
И я верю, что этот фильм он бы смог снять и вне Швеции, и он бы получился точно таким же, конечно, если бы получил полную свободу, как при съёмках в Швеции. Естественно, в СССР ему бы не дали спалить второй дом, так как первый дубль по техническим причинам не получился, и конечно, фильм бы получился совсем другим. Для этого Тарковский и уехал из родной страны, чтобы получить полную свободу в создании картин, и я не верю, что шведская съёмочная группа как-то существенно повлияла на этот фильм. Все в нём все прыгали под дудку режиссёра и также бы прыгали в той же Франции.
Но это, конечно, только моё мнение, а истину, мы, наверное, никогда не узнаем, так как выстраиваем свои доводы на предположениях. |
|
Онлайн:
0 пользователь(ей), 551 гость(ей) :
|
|