«Жизнь человека - путешествие во тьме, где только богам подвластно найти дорогу, потому что Бог может сделать то, на что человек не отважится даже надеяться» «Медея» Ларса фон Триера
Если ценность чего бы то ни было определять временем, то древние греки, последние из любимцев Богов и мудрых детей этой Вселенной, многократно стоили того чтобы платить им гонорары. Драматургия, из которой не черпал вдохновение только ленивый, архетипические герои, бессмертные сюжеты, в которых как в Греции «есть все», драконьими зубами проросли в культуре современной Европы, чтобы рассказывать ей о ее собственных потаенных желаниях и кошмарах. Поэтому нет нечего удивительного в том, что история Медеи – самого бескомпромиссного и аморального из мифов, в разное время заинтересовала двух известных хулиганов от мира кинематографа – последнего из Великих модернистов, Пьера Паоло Пазоллини и последнего (скорее всего) Великого постмодерниста – Ларса фон Триера.
Вот в этом месте, конечно, можно спросить себя – ну с бескомпромиссностью то все понятно. Убийство собственных малолетних детей, родного брата и еще кучи подвернувшегося под руку народа «во имя любви» – это вам не яичницу с утра приготовить. Но в чем, же заключается исключительная аморальность, с учетом того, что в греческой литературе, речи о морали в нашем понимании отродясь не шло? А дело в том, что колхидская царевна, наверное, единственный персонаж в античной мифологии, который восстал против Божьих и человеческих законов, совершил не один чудовищный поступок в подтверждение этой своей воли, и… И парадоксально не понес за это никакого наказания (при том, что архаичные боги жестоко карали и виноватых, и правых, и левых, и вообще всех без разбора). Улетающая к Солнцу на крылатой, подаренной Гелиосом колеснице, запряженной драконами, женщина-детоубийца – концовка не только возмутительно-нетривиальная для патриархального древнего мира, но и охренительно-прекрасная для всех, кто хоть чуточку понимает в поэзии, прозе, безмерной любви и безмерном же преступлении. Подняться в своих страданиях к жерлу вулкана, который манит как чудовище, и смотреть вниз глубоко и долго. Свобода от обстоятельств - нет никакой ананке, и необходимости, забудь все «слишком человеческое», с кровью обрежь концы и попутного ветра – наверное, с этой точки зрения эта история и заинтересовала Пазоллини, переложившего сюжет Еврепида. Только с одним «но», совпадающим с обстановкой конца 1960-х - минус колесница и драконы. Его Медея вместе с трупами детей сама восходит на костер, но это не самонаказание вовсе, скорее программный манифест итальянского режиссера.
Когда то мир вокруг нее был живым и юным. Он разговаривал с ней, но волшебство с каждым днем выпало в осадок, как не выпитый кофе. Ее лицо превращалось в восковую маску, снятую с мертвеца. У новых людей нет человеческих жертвоприношений матери-земле - договора напоминающего об их происхождении от праха. Буквальное восприятие мифа утеряно, кентавр превратился в простого смертного, природа теперь не говорила, а только напоминала о чем-то темном, необъятном и непонятном, к чему навсегда потеряны ключи. «Я хочу страдать, пока я жива» - и это не столько трагедия брошенной, стареющей женщины - это скорее системный кризис сознания перед наступающим на пятки временем всеобщего забвения и омертвения. Настоящая трагедия – это не безответность чувств, а их отсутствие. Пленка нефтяного пятна, затягивающая живое море стальным покровом. Растворение своего «я» - собственной любви, пусть болезненной, но своей, пусть безответной, но своей, пусть ужасной, но все таки своей... Так пусть будет коронация огнем королевы, способной выторговать у Рока несколько лишних сердцебиений перед неминуемым небытием. Лучше страдать, чем быть безвольной шестеренкой в бездушной машине судьбы. Лучше сгореть, чем сгнить заживо. Все слабое и живое - на хер. Простое «хочу» - ее Воля…
К 1988 году, когда перед словом «модернизм» стало уместно ставить приставку «пост», Ларс фон Триер снимая свою версию «Медеи» опирался уже не на Еврепида, а на нереализованный сценарий другого крутого датчанина – Карла Теодора Дрейера, который в свою очередь, ссылался на первоисточник. Это исторически обусловленное добавление лишних фильтров восприятия и перенос мифа на другую землю, с античной культурой, в отличие от Италии, связанную очень опосредованно, скрутило сюжет лентой Мебиуса. Классическая история, версия 2.0 ложиться на все творчество Триера с его интересом к конфликту рационального и иррационального, мужского и женского, сознательного и бессознательного, как влитая, но если фильм Пазолини можно сравнить с итальянским вином (хоть и сама не люблю это пошлое, избитое сравнение), то Медея Триера – это уже какая-то «царская водка», протравившая Еврипида нехарактерными кислотами.
Повествование начинается почти с конца истории, когда Ясон, муж Медеи собирается жениться на дочери царя Главке, то есть всю часть про аргонавтов, поход за Руном и преступления Медеи Триер благополучно выкинул. Мы понимаем, что она совершила что-то плохое, делающее невозможным ее возвращение на родину, но что именно, кажется, уже не помнит и она сама. Обезумевшей чужестранкой, бродит она по пустынным, северным ландшафтам, сменившим буйные каппадокские локации Пазолини. В отчаянии прикладывается к холодной земле, ложится в воду, но, ни вода, ни земля не принимают ее. По тягостной моторике попыток вернуть/вернуться в прошлое - к истокам и избежать финального преступления, по особой сновидческой атмосфере, по ирреальности нечетких, графичных кадров (а датский позер в те времена с эстетикой и визуалом выпендривался, что ни дай бог), мы понимаем, что она уже в своем персональном аду. Аду принципиальной невозможности, из которого так старалась сбежать Медея 1969 года. Ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Только ссылки на ссылки - такой тотальный постмодерн.. Река лета стирающая все. Она плывет по ней, не на крылатой колеснице с драконами, а на разбитом деревянном судне. Куда? Да кто его знает… Солнце, иногда проглядывает сквозь тяжелые, свинцовые облака, как росчерк чьего-то знакомого пера - оно на что-то намекает, но о том, как падала лошадь на бегу и умирали дети, пусть ей напоминает кто-то другой. В расплывчатом кадре уже сгущается тьма...
|
Нет похожих страниц.
Комментарии:
1. | Сергей Сысойкин | | 05.06.2011 11:51 |
определенно круто написано, чуточку режет регистр орфография, но это мелочь. Спасибо, Айна за рассказ о таком кино, которое точно является не моим. |
2. | Айна Курманова | | 05.06.2011 12:59 |
Орфография, да не мой конек (вишь редактору иногда нужен свой персональный редактор)). По фильмам - я не поняла ты смотрел или нет, но почему то кажется, что Медея-1988 вполне в твоем стиле - там без нелюбимого тобой историзма (у ППП его впрочем тоже найти довольно затруднительно) и отсылок к Фрейду. Такой медитативный Tarkovsky-style. |
3. | Сергей Сысойкин | | 05.06.2011 21:57 |
Не смотрел и вряд ли посмотрю, тем более, что Тарковский-стайл утомляет уже современными вариациями, а близость его к эпохе совсем видимо меня разобьет) |
4. | Айна Курманова | | 05.06.2011 22:30 |
Quoteа близость его к эпохе совсем видимо меня разобьет) Нет, я же знаю твое отношение к этому и наоборот имела в виду, что ни о какой близости к эпохи речи не идет - действие в каком-то сюрном пространство-времени происходит. |
5. | Сергей Сысойкин | | 05.06.2011 23:33 |
я имел в виду эпоху Тарковского, когда его творческое наследие сильно будоражило умы многих режиссеров. Я уж молчу об "Элементах преступления" того же Триера) |
6. | Айна Курманова | | 06.06.2011 00:12 |
А вон оно че... Тогда да, с таким отношением луче не смотреть (хотя тебе же Антихрист вроде нравился помниться). У меня н-р тож отношение к Тарковскому сложное - не мой автор, по крайней мере пока, но сабжевое кино приколо, тем, что не имеется всякой там такой замудренной символики, как у АТ. Такая чистая река образов, где о коряги и подводные камни, "а чтобы это значило?", "а что это?" спотыкаться не приходиться. Кино по большому счету и есть о потере связи с коллективным бессознательным (по крайней мере, я его так понимаю)
У Пазолини она, кстати, наоборот, фрейдисткого символизму по фига, да... -) |
7. | Betty Boo | | 06.06.2011 20:19 |
так красиво оформлено, можно даже не читать;))))
Медея заинтересовала)) |
9. | Betty Boo | | 07.06.2011 07:48 |
я вообще-то заходила сказать, что готова периодически бывать редактором редактора;))), но вот проблема с заходом на сайт - каждый раз неживой организм втолковывает мне, что я склеротический лох и не помню свой пароль, каждый раз я жму на "Забыли пароль?" и вбиваю "новый" (который на самом деле всё тот же))))
Ну и я как бы по-хорошему завидую твоему хобби, которое почти профессия;)
Какая же ты умница!!! |
10. | Айна Курманова | | 07.06.2011 17:32 |
2Betty Boo - да я знаю, что настоящий друх и вообще лапочка. Что со входом я не знаю - я только-только с картинкам оформлять и освоила, но такого, да - быть не должно и кто-нить из тутошних этим должон заняться. Спасибо большое, еще раз. |
11. | Сергей Сысойкин | | 08.06.2011 06:35 |
Ну дык Антихрист это уже не Тарковский, а высококульторнозамороченный палп, треш, короче тренд последнего времени) |
12. | Айна Курманова | | 08.06.2011 11:47 |
QuoteНу дык Антихрист это уже не Тарковский, а высококульторнозамороченный палп, треш, короче тренд последнего времени) Дык, я когда писала, то прямо намекала, что фильм постмодернисткий - короче, и палп, и фикшн, и все дела. И мой тарковскиметр подсказывает мне, что уровень концентрации там "Тарковского" - одинаковый. =) |
|
Онлайн:
0 пользователь(ей), 548 гость(ей) :
|
|