«Двугорбый божий бомж над папертью песка...
Здесь так чисты цвета... И мы ещё не стары.»
Ольга Бешенковская
Песок - достаточно интересный материал, а главное, он дает довольно оригинальные решения при создании анимационных фильмов. Рассыпьте песок на стекло в виде замысловатых фигур и причудливых образов, установите подсветку, а дальше в ход идет все тот же принцип покадровой съемки, что характерен для любого вида анимации. Первой этот трюк проделала в свое время канадка Кэролин Лиф. Сегодня упрощенную вариацию этой техники можно увидеть в так называемом песочном шоу. Однако и анимационные работы, выполненные по этому принципу, не такая уж редкость. Для Аллы Александровны Чуриковой песок - это не просто удобный материал для съемки. Это изящная поэтическая метафора. Песок – символ времени, символ – мгновения, каких-то секунд (вспомните образ песочных часов) и при этом, символ вечности, бескрайней пустыни, отчасти одиночества. И в то же время это символ безудержной стихии, бури чувств, которую может нести в себе человек, доведенный до отчаяния. Именно этот символизм пронизывает все работы Аллы Александровны.
Основным действующим лицом в импровизированной трилогии, которую составляют работы Аллы Чуриковой «Роковая страсть», «Купальщица» и «К Матильде», является женщина. Причем, основной задачей короткометражек является не столько раскрытие образа женщины, как личности в призме социально-бытовой адаптации, а скорее отображение ее чувственной сущности в срезе определенного возрастного периода. Выбор главного действующего персонажа не случаен. Именно женщина является носителем чувственного иррационального начала на протяжении всей истории мировой культуры. Тем самым она противопоставляется рациональному мужскому началу, которое, при встрече с чувственным, обычно предпочитает капитулировать, не в силах найти логическое объяснение происходящему. Такое столкновение начал с неизбежной трагической развязкой и продемонстрировано в «Роковой страсти». И несмотря на то, что в самой работе как такового кровопролития нет (оно остается за кадром скупых строчек диалогов немого кино), именно она закладывает основу второй метафорической категории, главенствующей в работах Аллы Александровны.
Кровь – символ боли и, отчасти, смерти, пронизывающей все повествование красной нитью. Поэтому, первым цветным пятном в повествовании о Матильде становятся красные сандалии. Они намекают на неизбежный путь, что предстоит проделать героине из детства к первой маленькой псевдотрагедии. От игры на фортепьяно до раненной птицы. Именно раненая птица, найденная во время городской прогулки Матильды, становится своеобразным миникатарсисом короткометражки. В эту минуту вся боль окружающего мира, с его диссонансом шумов, сосредоточена в руках ребенка. И эта радость, поселившаяся в глазах, радость, что птица все-таки жива, является наградой за мгновения переживаний, что пронеслись перед Матильдой в тот момент. Однако не всегда кровь и смерть напрямую связаны с болью. Так, для «Купальщицы», красные рыбки - это символ детства, перерастающий в подводный последний танец, танец, приносящий скорее облегчение, ставящий последние знаки препинания в такой ненужной жизни. Причем это не точка, а уверенный восклицательный знак, уверяющий нас, что там за красной пеленой есть что-то большее, чем просто забвение и покой. Но что?
Наблюдая за игрой песочных образов, мы невольно становимся свидетелями пиковых моментов проявления высшей чувственности. Запретная увлеченность юной замужней дамы, горькие воспоминания о безвозвратно увядшей юности, первая и потому так ясно ощущаемая жизненная несправедливость. Вся мозаика отношений к мужчине, жизни, окружающему миру искрится сочными мазками неведомой кисти автора. Сквозной сюжет, обрисовывающий развитие женщины, проходит ненавязчивым лейтмотивом через все три работы и закручивается в тугую спираль, подчеркивая лишний раз кармичность всего происходящего. Вот перед нами смерть юной женщины «Роковой страсти», принятая в качестве вердикта «земного суда». Вот над ней свершен суд небесный, мы видим ее одинокую и покинутую, копающуюся в мусорных баках. Пройдя через страдания одиночества и отверженности, сполна расплатившись за свои грехи «Купальщица», перерождается в девочку «Матильду». При этом, перерождение происходит на принципиально новом уровне. В такую привычную жизнь из трех цветов, начинают вторгаться краски, что подчеркивает новую ступеньку мироощущения юной леди. Цветов ярких и безудержных, которые не смогут раствориться в серой карте будней.
Метроном отсчитывает такт новой жизни. Любовь, предательство, смерть, забвение, отчужденность, одиночество, снова смерть, - все это теперь кажется таким далеким, черно-белым. Истории, разыгранные на песке времени, трагичные и смешные, дающие веру в безусловное детское радостное «завтра». Истории, так похожие на нашу жизнь. Такой непослушный песок покорно складывается в причудливый эпизод, формирует плавные линии и вносит бурю эмоций под рукой настоящего автора. Автора, способного в пять минут экранного времени уложить весь спектр переживаний, на которые способен человек. Не это ли признак истинного мастерства?