Начало традиционной рубрики с обзором всего интересного, что случилось за месяц. Каждый месяц я определяю лучший фильм и буду рассказывать про остальные интересности, которые случились в отчетном периоде. Начинаем с октября.
В октябре наконец-то нашлось больше времени на кино, и удалось просмотреть целых 25 фильмов за месяц. Хотя хороших фильмов случилось очень много, на фильм месяца претендовало, по сути, только два фильма, но победу отдам все же удившему меня дикой энергетикой Фатиху Акину, Сибель Кекилли и Биролю Унелу. Давно не получал такого восторга и заряда от просмотра. «Головой о стену» создан в каком-то межкультурном просторе между Востоком и Западом, между Германией и Турцией, между грязным Гамбургом и почти европейским Стамбулом. Даже тот факт, что главная звезда фильма бывшая порноактриса, имеет определенную символику перехода от низменного к высокому. Смотрелось взахлеб и очень хотелось добавки.
Расчудесному Аллену и его «Полночи в Париже» все же досталось только второе место, впрочем он у меня пока идет на звание лучшего фильма 2011 года.
Отдельно хотелось бы отметить «Лолу» Райнера Вернера Фассбиндера, которая просто поразила своими визуальными решениями и тем, как Фассбиндер рисует внутренний и внешний портрет поствоенной Германии на примере певицы из кабаре/борделя Лолы. Шлюха она или святая, я так для себя и не решил.
«Лола» (реж. Р.В. Фассбиндер)
Порадовали в этом месяце и ленты 2011 года. Сразу четыре ленты текущего года получили от меня очень высокие оценки. Про Аллена вспоминал
отдельно, старик порадовал блестящей работой, одной из лучших в его творчестве. Также была отсмотрена лента-обладатель Большого приза жюри в Каннах (второй по значимости приз фестиваля) «Парень с велосипедом». Братья Дарденны традиционно хороши и приятны, рассуждая на универсальную тему. Лента вызывает аллюзии сразу на два классических произведения на «детскую» тему – «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо и «Похитители велосипедов» Витторио де Сики.
«Елена» Андрея Звягинцева стала настоящим открытием. Самый перспективный российский режиссер снял кино на мировом уровне, возможно где-то очень жесткое (по наполнению, не по форме), но донельзя правдивое.
Слегка разочаровал еще один второй призер большого фестиваля. В этот раз Берлинского. Когда еще только в Берлине объявляли победителей и призеров, появилось ощущение, что венгерского классика Беллу Тарра обделили, не дав его последнему в карьере фильму главной награды. После просмотра появилось другое ощущение, что, возможно, в кои-то веки за последние годы в Берлине проявили адекватность, отметив венгра, но не дав ему главную награду. Дело даже не в тематике и мрачности картины, а в том, что в «Туринской лошади» я увидел повторение на многих уровнях. Как идейном, так и инструментальном. Иногда складывалось ощущение, что я смотрю материалы, которые не вошли в его главный шедевр – «Сатанинское танго», а новым был лишь один-единственный анти-библейский прием, на котором построен весь фильм. Объективно это, конечно, один из главных фильмов года, но чисто субъективно я слегка разочарован.
«Парень с велосипедом» (реж. братья Дарденны)
Довольно интересным опытом был также просмотр участника основной программы Канн «Спящей красавицы» Джулии Ли, которая сыграла в довольно интересную игру с фестивальными завсегдатаями. А вот кто разочаровал без оговорок, так это Брюс Робинсон, попытавшийся экранизовать роман Хантера С. Томпсона. Но не будем о плохом…
Наконец-то в октябре посмотрел «Последний киносеанс» Богдановича, который давно висел в списке «к обязательному просмотру». Неожиданно нашел у фильма много общего с сериалом «Твин Пикс» как в части обстановки и атмосферы, так и в части персонажей. Очень приятное кино и очень красивая молодая Сибилл Шепард. Еще один фильм из «обязательной программы» каждого киномана – «Нож в воде» Романа Полански. Интересный он, прежде всего, приемом «ложного триллера» и тем, как пан Роман очень тонко раскладывает по полочкам тогдашнее польское общество. Сплошной приятностью оказались еще два фильма – «Алиса в городах» Вима Вендерса и «Воспитание крошки» Ховарда Хоукса. В первом случае это очень искреннее и трогательное роуд-муви, а во втором искрометнейшая комедия с обворожительной Кэтрин Хепберн.
Атмосферой растаявшего детства удивил Роб Райнер в экранизации произведения Стивена Кинга «Останься со мной». Потряс своей игрой там юный Ривер Феникс, судьба персонажа которого во многом оказалось пророческой и для столь рано ушедшего из жизни актера. Тему нелегкого детства продолжилась и в одной из ранних работ самого известного иранского режиссера Аббаса Кияростами «Жизненный опыт», который в стиле итальянских неореалистов рассказывает историю мальчика Маммада, самостоятельно строящего жизнь в большом городе.
«Останься со мной» (реж. Р. Райнер)
Куда более жестким был Тод Браунинг и его «Неизвестный» 1927 года, рассказывающий очень мрачную лавстори. Смотреть обязательно хотя бы из-за игры Лона Чейни. Альфред Хичкок в «Спасательной шлюпке» идет еще дальше и препарирует целое общество на предмет пороков и слабостей. Уникальное в своем роде камерное кино про спасшихся в результате кораблекрушения, в чем-то предвосхищающее «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета. Но титул самого беспросветного фильма октября заслуживает филлипинец Данте Мендоза и его «Бойня» 2009 года – до жути правдивая история одной ночной поездки за город. Про ментовской беспредел, который актуален не только для далеких Филиппин и про то, как трудно иногда принимать решения.
Отдельной строчкой про фестивальных фаворитов прошлого года от женщин с красивыми именами. Победитель Венеции – «Где-то» Софии Копполы – оказался очень типичным для нее, в фирменном стиле и атмосферой незаполнимой пустоты. Довольно интересно было посмотреть и «Аттенберг» Афины Рахель Цангари, после которой всерьез заговорили о новой греческой волне в кино.
«Последний киносеанс» (реж. П. Богданович)
Особняком в этом месяце стал дебют Юрия Ильенко «Родник для жаждущих» по сценарию Ивана Драча, который сначала был запрещен в СССР, потом 23 года пролежал на полке, и лишь во время Перестройки увидел свет. Формулировка запрещающего документа была следующая: «Так, неопытность режиссера Ю. Ильенка привела к тому, что в фильме «Родник для жаждущих» были допущены идейные извращения, впоследствии чего фильм не было выпущено на экран, а расходы в суме 268,0 тис. руб. списаны на убытки». Очень яркий представитель украинского поэтичного кино с очень запоминающимися образами и игрой Дмитрия Милютенко. Отдельные кадры врезаются память, отдельные пугают своей точностью, при этом все обходится без осмысленных словесных конструкций, а восприятие идет на чувственном уровне.
Российский «Изображая жертву» и эстонский «Магнус» (эксклюзив, который нам подарил один хороший человек) вызвали довольно смешанные чувства. «Изображая жертву» Кирилла Серебряников местами очень точный, особенно в части комедийных зарисовок, но местами режиссер будто сам не знает что делает и к чему ведет свой фильм, к тому же очень сильно комкает финал. Скандальный (запрещенный на 7 лет для распространения «в Эстонии, странах ЕС и за его пределами») эстонский «Магнус» оказывается не столь скандальным по содержанию, сколько по истории его создания. В данный момент идут апелляции и, возможно, фильм станет общедоступным раньше, чем в 2015 году. Если говорить о собственно фильме, то он неплох и на довольно актуальную (увы) тему, но слегка подводит неопытность режиссера в кино – симпатичная девушка Кадри Кыусаар, снявшая «Магнус», известна в Эстонии прежде всего как писатель и журналист, но не как кинематографист.
Плохое кино в октябре случалось, к счастью, редко, но про него мы, традиционно, не пишем.
Фильм месяца:
Головой о стену (2004) Фатих Акин
«Головой о стену» (реж. Ф. Акин)
«Очень хорошо»
Последний киносеанс 1971 Питер Богданович
Лола 1981 Райнер Вернер Фассбиндер
Неизвестный 1927 Тод Броунинг
Нож в воде 1962 Роман Полански
Полночь в Париже 2011 Вуди Аллен
Останься со мной 1986 Роб Райнер
Спасательная шлюпка 1944 Альфред Хичкок
Воспитание крошки 1938 Ховард Хоукс
Бойня 2009 Данте Мендоза
Парень с велосипедом 2011 Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
Елена 2011 Андрей Звягинцев
Алиса в городах 1974 Вим Вендерс
«Хорошо»
Где-то 2010 София Коппола
Жизненный опыт 1973 Аббас Кияростами
Аттенберг 2010 Афина Рахель Цангари
Родник для жаждущих 1965 Юрий Ильенко
Туринская лошадь 2011 Бела Тарр, Агнес Храницки
«Неплохо»
Изображая жертву 2006 Кирилл Серебренников
Магнус 2007 Кадри Кыусаар
Спящая красавица 2011 Джулия Ли
«Плохо в той или иной степени»
Генеалогия преступления 1997 Рауль Руис
Ромовый дневник 2011 Брюс Робинсон
Секс по дружбе 2011 Уилл Глак
Дом грёз 2011 Джим Шеридан