Что общего между
«Горечью любви» (Love the Hard Way, 2001) и
«Шагреневой кожей» (La peau de chagrin, 2010)? Тема любви. Как это обычно в кино, не укладывающейся в бытовые стандарты. Отчасти, еще, об унижении и мести. А еще их объединяет то, что я снова расскажу про два несвязанных между собой фильма в одном тексте.
Главный герой «Горечи любви» Джек – мелкий мошенник, проворачивающий свои аферы в отеле. Схема проста – сообщницы под видом продажных женщин заманивают жертв в номера, куда чуть позже с револьвером и фотоаппаратом наперевес врываются двое в форме и представляются полицией нравов. Преступники забирают все, что можно унести, деньги тратят, ценности сдают в ломбард, прочее может послужить оплатой девушкам за их нелегкий и опасный труд.
Рафаэль Валентен из «Шагреневой кожи» – герой другого мира и времени. Писатель-самоучка чей тяжелый научно-философский труд не имеет шансов издаться, бедняк-аристократ, введенный в высший свет и униженный женщиной. Теперь он желает лишь смерти и ему предлагается наиприятнейший способ с нею расстаться. Кусок ослиной кожи с надписью на санскрите исполняет желания, но уменьшается с каждым из них, равно как и жизнь владельца.
Оба героя отличаются от своего окружения и оба не понимают, что же именно нужно ценить в этой жизни. Но если первый вообще не строит планов, живет, как вздумается сегодняшним днем, то второй – хочет всего и сразу: славу, богатств, самых красивых женщин и отмщения. Обоих разрушит жизнь, которую они сами выбрали. Думается, будь второй фильм американского производства, то и финалы могли оказаться схожими, ниточка для счастливого спасения была, но к чему оно в европейской экранизации романтического произведения Оноре де Бальзака?
Джек встречает прилежную студентку Клер. И тонкости развития их взаимоотношений – соль фильма, потому распространяться на эту тему не стоит, дабы полностью не лишить читателя желания к просмотру. История не укладывается в рамки обычного, но в тоже время упрощенные варианты встречаются на каждом шагу. Он, не понимая нового чувства, играет, она мстит и ломает жизни обоих, но кто виноват больше – вопрос на миллион.
Сюжет «Шагреневой кожи» (фильма, не знаю, как все было в книге) достоин разве что дамских романов. С точки зрения кинематографа – банальность. Но интересные мысли прослеживаются. Начиная от истоков. Человек хочет умереть и тут получает весь мир на золотом блюде. Естественно, что смерть уже не входит в круг ближайших интересов. Но становится данностью, неизбежной и скорой. С одной стороны – обидно. С другой – не стоит забывать о первоначальном желании. Пусти он себе пулю в лоб или бросься в Сену – жизнь оборвется и точка. А так есть шанс ярко, весело и счастливо провести некий отрезок жизни. Хотя мысли о приближающемся конце впечатления подпортят.
На самом деле у куска кожи есть и другие недостатки, что указывает на то, что выбирать нужно было третий путь – жить и бороться без помощи сверхъестественных сил. Он владел своим хозяином, а не наоборот. Рафаэль не мог контролировать какие именно желания требуют воплощения. Все чего он хотел – исполнялось. А ведь многое он мог реализовать сам, при помощи богатств добытых ценой частички своей жизни ранее. Как ни хитри, как ни крутись, все закончится быстро, что лишает смысла приобретение такого талисмана. Но опять же возвращает к предыдущей теме. Разве не самый приятный и надежнейший способ самоубийства?
Ну и к тому же казалось справедливым, что конец наступит быстро и без мучений, как только шагреневая кожа исчезнет. Вместо этого еще имея запас желаний, герой слег с неизвестной смертельной болезнью и уже не мог радоваться жизни. Нечестно!
Порекомендовать «Горечь любви» с полной уверенностью можно только поклонникам Эдриена Броди. Актер хорош/великолепен/бесподобен/гениален. Подчеркнуть нужное, в зависимости от силы чувств. История пробьет точно в цель, только тем, кому словосочетание русскоязычного перевода названия знакомо не понаслышке. В остальном, примечательного за картиной замечено не было.
В «Шагреневой коже» изысков еще меньше. А одна из последних сцен, постельного характера с умирающим, еще больше смазывает впечатление. Но сюжетная тема исполнения желаний и наказания за них, может быть любопытна для многих зрителей, любящих на досуге поразмышлять над моральными аспектами вымышленных героев со сверхъестественными возможностями.