КОГО ПОХОРОНЯТ ХРАНИТЕЛИ?
ХРАНИТЕЛИ (WATCHMEN)
Жанр: фантастика, боевик, триллер, фэнтези, драма
2009, США-Канада-Великобритания, 163 мин.
Режиссер: Зак Снайдер
В ролях: Малин Акерман, Билли Крудап, Мэттью Гуд, Джеки Эрл Хейли, Джеффри Дин Морган, Патрик Уилсон
Своим новым фильмом Зак Снайдер подкинул всем неплохой повод вспомнить, что в далеком 1988 году один увесистый комикс получил престижную американскую премию Hugo Award в смущенно-консервативной номинации «Иные формы», а журналом Time был включен в список ста лучших англоязычных романов. Выполненный в небрежных линиях и смещенных ракурсах, будто на надрыве, иногда заливающий страницу тусклой кровью, иногда бледным лунным светом, то и дело кидающийся из минимализма вкраплений дождливого нуара в глобализм выбора наименьшего зла для спасения мира, «Watchmen», ехидно издеваясь над культом плаща и латекса, снискал мировую славу и почтение, как лучшая история про супергероев. Взяв истоки комиксов (сверхспособности, смешные костюмы, борьбу добра и зла) скорее как повод, а не как идею, автор - ворчливый англичанин Алан Мур - выдал на расправу самые разные архетипы персонажей, вплоть до возведенного в абсолют супермена, чье превосходство над людьми пропорционально равнодушию к ним. «Хранители» стали циничным высказыванием против идеализма сверхлюдей, царящего в культуре комиксов, против всех этих завуалированных, будто под маской, попыток обожествить человека и выдать эгоистичную мечту обладать властью за желание спасать и помогать. И именно с таким непростым материалом пришлось столкнуться режиссеру модерн-версии «Рассвета мертвецов» и простоватых, но зубодробительных "300 спартанцев".
Ранее Мура уже переносили на экран, правда отнюдь не лучшим образом. После проходного "Из ада" и инфантильной «Лиги выдающихся джентгльменов» англичанин запретил использовать свое имя в титрах последующей «v-вендетты», а на новых «Хранителей» отказался хотя бы взглянуть, упомянув, что и предыдущий фильм Снайдера не видел, однако, оригинальный комикс «300» считает откровенно глупым. Такая реакция понятна, комиксы и графические новеллы по пути к кинопленке теряют большую часть своей эстетики и стиля поэтому широкому зрителю предстают в разоруженном виде, лишенные всякой художественной магии и исчерпывающие себя, в общем-то, жанром наивного боевика. Миллер так думал вплоть до появления вступительного эпизода «Города Грехов» Роберта Родригеса, Мур думает так до сих пор и, скорее всего, больше прав. Ведь когда Гиллиам заявил, что не сможет экранизировать «Хранителей» в рамках разумного хронометража, а Снайдер взял и экранизировал, пусть и с клятвенными обещаниями правильной режиссерской версии, это, разумеется, не доказало, что Снайдер круче Гиллиама, просто один из них понимает участь комиксов на экране и не желает становиться посредником, а другой зажмуривается и с веселым отчаянием истинного экспрессиониста лепит все как чувствует.
Впрочем, «Хранители» разительно отличаются от предыдущих экранизаций Мура, смотрятся очень свежо, а местами для своего жанра и вовсе эпохально.
Из забытого в первоисточнике ничего действительно важного, пожалуй, нет. Разве что, можно было ответственнее подойти к вопросам единства времени в ощущениях одного из персонажей, и не упрощать его до состояния линейности. А грубая красота и недвусмысленный символизм комикса в комиксе про плот из трупов - пусть лучше эксклюзив останется собственностью Мура.
Итак, действие картины разворачивается в 80-ых годах альтернативной реальности, где Никсона избирают на третий срок, а в США уже успели ввести закон о запрете супергероев (хранителей) и готовятся к суицидальной ядерной войне с СССР. Закон о запрете не действует только на доктора Манхеттена, сверхчеловека с синей кожей (он периодически показывает, как нужно было снимать смелое кино про Халка, стесняющегося расстаться со своими драными шортиками), чьи способности являются единственным сдерживающим фактором в противостоянии двух сверхдержав. А еще до великолепных вступительных титров совершается убийство Комедианта - супергероя со шрамом на лице и вредной привычкой стрелять в людей. Его давний знакомый Роршах, невысокий обладатель динамичной маски, по которой монотонно плавает одноименный тест, берется за самостоятельное расследование, так как считает, что на хранителей устроили охоту. Сюжет то и дело срывается в прошлое и, в общем-то, наполовину выстроен из воспоминаний персонажей, а герои чаще разговаривают, чем машут кулаками. Первая половина фильма талантливо стилизована под эпоху 80-ых, там поет Боб Дилан, а эпизод во Вьетнаме сопровождается Полетом Валькирий, на символичных часах до конца света остается четыре минуты, юмор постоянно граничит с серьезностью и даже драмой, отчего возникает ощущение, будто смотришь черную комедию на фоне новейшей истории.
В «Хранителях» могла играть целая плеяда звезд, в том числе и Том Круз, однако в итоге здесь не оказалось ни одного широко известного имени и 130 млн. бюджета впервые, судя по всему, ушли не столько на зрелищность и гонорары, сколько на сжигание канонов жанра. Поэтому в неплохих боевых сценах каким-то лишним выглядит уже давно неоригинальный эффект slo-mo, откровенно напрашивающийся на пародию, но так ее и не получающий. Скорее всего, Снайдер передает себе привет и наводит на себя же ссылки, в «Хранителях» эти эпизоды самолюбования не единичны и, чего уж там, не смертельны. Проблемы со стилем начинаются во второй половине, а в финале и вовсе приплясывают на краю ямы. Сюжет как-то пассивно конфликтует с внешней стороной фильма: там, где супергерои громче всего трещат по швам, где из-под масок спасителей проглядывают циники с политическими шовинистскими замашками и разрушают весь миф о доброте несокрушимости, все музыкальные и визуальные приемы, напротив, последними силами стараются запихнуть персонажей обратно в их тесные костюмы и выталкивают разоблачение из кадра, безуспешно пытаясь в прямом смысле его заглушить. Будто то, ради чего затевалась экранизация, больше всего напугало ее создателей, и они чуть было все не испортили. От художественного шока Снайдер, видимо, и потерялся в терминах кульминации и финала, потому что четыре эпизода, завершающих разные сюжетные линии, снимал так, будто собирался после каждого сразу запускать титры. Один из эпизодов, к слову, пришелся еще минут за двадцать до конца фильма. В любом случае, «Хранители» - Непрощенные комиксов, и на экране с легкими оговорками выглядят соответственно. Деконструируя все основы субкультуры, их породившей, возвышаются над ней и создают уже собственную. А порой кажется, будто весь жанр и впрямь существовал только ради этого фильма.
Антон Минасов
ЕСТЬ МНЕНИЕ...Недавний слабенький фильм «Тайна Чингис Хаана» является просто шедевром для тех, кто живет в чумах - потому что там родное в фильме, узнаваемое. Вот и фэны, зачитав роман, идут на фильм и называют его «шедевром», ибо очень похож на роман.
«Хранителям» без романа никак не получается обходиться. Как самостоятельное произведение - фильм очень слаб. Но обязательно найдутся гении, которые скажут: «Я сразу все понял в фильме, не прочитав перед этим роман». И в этом плане «Хранители» также шедевральны, как и «Тайна Чингис Хаана» (при желании там можно увидеть попытку донести миру богатство и многогранность культуры монгольских народов и еще кучу интересных вопросов).
Если графический роман Мура и шедеврален, то фильм Снайдера подходит только в качестве видеоприложения к нему.
Артур Гаспарян
ЕСТЬ МНЕНИЕ...Наш зритель так долго сидел на интеллектуальной диете, что готов моментально впиться зубами в мало-мальски приправленную смыслом картину, чья основная мораль была изложена заслуженным баснописцем Аланом Муром. Наряду с замечательным видеорядом и музыкальным сопровождением «Хранители» основную свою ставку делают на философский посыл зрителю. Ребята в трико говорят, что помимо черного и белого цветов, существуют еще мириады полутонов. До полной идиллии взаимосвязи картины со зрителем этой самой картине остается дать возможность зрителю самостоятельно расставить акценты и сделать выводы в столь (чего уж греха таить) банальных философских откровениях. Вместо этого все детально и скрупулезно «разжевывается» - для представителей танковых войск, видимо. Выглядит это невероятно пафосно и оттого - фальшиво.
Эта пушка создает больше шума, чем разрушений.
Виктор Вест