Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Тельма и Луиза (Thelma & Louise), 1991
Автор: Вероника КломасДата: 28.11.2011 11:43
Разместил: Олег Варнавский
Комментарии: (0)

БЕГСТВО В НЕБЕСА

ТЕЛЬМА И ЛУИЗА (THELMA & LOUISE)
Жанр:
криминальная драма
1991, США-Франция, 130 мин.
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Сьюзен Сарандон, Джина Дэвис, Харви Кейтель, Майкл Мэдсен, Брэд Питт

Фильм, вышедший в начале эпохальных 90-х годов, стал одним из символов бунтарского кино. Лесби-активистка из Лос-Анджелеса сразу представила кино, как «первый фильм, который я когда-либо видела, который рассказ бы абсолютную правду», а журналист Джон Лео окрестил его «гимном преобразующего насилия». Ричард Джонсон, работающий в New York Daily News счёл «Тельму и Луизу» картиной, «унижающей достоинство мужчин» и «оправдывающей вооружённое ограбление, убийство и хроническое вождение в нетрезвом состоянии, как упражнения в подъёме сознания». Мнений было много, но до сих пор творение Ридли Скотта остаётся лучшим фильмом о женской судьбе.

Когда Кэлли Хоури писала сценарий, она думала увидеть малобюджетный фильм в итоге, а в главных ролях представляла Холли Хантер и Фрэнсис МакДорманд. Но Ридли Скотт, занятый в проекте сначала только как продюсер, пригласил Джоди Фостер и Мишель Пфайффер, а потом отправился на поиски режиссёра. Мими Полк, партнёр Скотта, второй продюсер, предложил кандидатуры Боба Рейфелсона («Пять лёгких пьес»), Кевина Рейнольдса («Водный мир») и Ричарда Доннера («Смертельное оружие»). Ридли Скотт вспоминает, как один из них отклонил приглашение, сказав: «Слушай, чувак, это две суки в машине», другой назвал фильм «никчёмным», на что Скотт категорически возразил: «Нет! Он эпичен!». И сел в режиссёрское кресло сам. Затянувшиеся поиски главного на площадке привели к тому, что проект покинули почти утверждённые на роль актрисы, т.к. уехали сниматься в других лентах: Фостер – в «Молчании ягнят».

Тогда Алану Лэдду-младшему, главному исполнительному директору Path&覡 Entertainment, позвонили Мэрил Стрип и Голди Хоун, находящиеся под впечатлением от сценария и давно желающие сыграть вместе, и попросили с ним встречи. Мэрил Стрип, хоть и была в восторге от сюжетной линии, считала, что в конце фильма одна из женщин должна остаться жить. Конечно, продюсеры не согласились пойти на такие уступки. Скотт вспоминал: «У меня был долгий разговор с Мэрил, которая могла сыграть Луизу, и мне она показалась совершенно замечательной». Конфликт возник, потому что Стрип не всё устраивало в сценарии. Про Хоун же Лэдд-младший высказался менее воодушевлённо: «Я симпатизирую Голди, и она была большой звездой в то время, но я не думаю, что она стала бы правильным выбором на роль». В конечном счете, Стрип и Хоун предпочли сняться вместе в комедии Роберта Земекиса «Смерть ей к лицу».

Всё это время Джина Дэвис буквально охотилась за ролью. «Джина преследовала меня, как сумасшедшая», - говорит Скотт. «Это так, - подтверждает Дэвис. – Я заставляла своего агента звонить Ридли каждую неделю в течение целого года». В итоге, Дэвис добилась-таки личной встречи со Скоттом. «Мы потратили целый час, на протяжении которого я объясняла, почему мне стоит сыграть Луизу. Я пустилась в воодушевлённый монолог, и в конце этой долгой дискуссии Ридли сказал: «Та-ак, значит, ты бы не сыграла Тельму?», тогда Дэвис поняла, что та, кого она должна играть, не Луиза, а Тельма. Ридли Скотт решил не озвучивать своего решения до тех пор, пока не найдёт актрису на вторую главную роль, поэтому Дэвис продолжала думать о себе, как о Луизе. Сьюзен Сарандон говорит «Я жила в Нью-Йорке», объясняя, почему она не знала о самом горячем сценарии конца 80-х годов до того, как Скотт ей его прислал. «Сьюзен была властна и чувственна. Она была Луизой», - восторгался потом режиссёр. Когда Скотт со Сьюзен встретились с Дэвис, началось непосредственное творение великого фильма. «По крайней мере дважды Сьюзен заходила в мою комнату со словами: «Шутишь, разве я смогу сыграть Луизу?», она была так сдержанна, хладнокровна и собрана», - делилась впечатлениями о знакомстве со Сьюзен Джина.

Отдельная история приключилась с получением роли Джея Ди в то время никому неизвестным Брэдом Питтом. Это место отчаянно пытался заполучить Джордж Клуни, проходивший пробы без малого пять раз! «Ридли был одним из моих любимых режиссёров с тех пор, как я посмотрел «Чужого», будучи ещё подростком», - ностальгировал Питт. На прослушивании его отметили как парня с «большим потенциалом», но роль отдали Уильяму Болдуину, младшему брату известного Алека Болдуина. Питт же бросил учёбу, чтобы получить роль в «Обратной тяге» Рона Ховарда, но когда Болдуин был вынужден вернуться к съёмкам в сериале, Питт получил ещё один шанс просматриваться на роль, в этот раз уже с Джиной Дэвис. «Всё было отлично с первыми ребятами, но последний был такой милый, что я запуталась в своей роли. Я чувствовала себя ужасно, потому что думала, что он великолепен, а я завалила его прослушивание. Я продолжала извиняться перед ним. Но он был так спокоен: «Эй, не беспокойся. Всё в порядке», - говорила Джина. Скотт и директор по кастингу взвешивали плюсы и минусы всех просмотренных на роль Джея Ди ребят кроме Питта, Дэвис не могла не вмешаться, воскликнув: «Блондинчика!»

«Эта сцена, тут же, явилась началом Брэда Питта! Бинго!», - так отозвался Скотт о моменте, где Джей Ди держит фен Тельмы как оружие и декламирует речь грабителя банка. Питт скромничает, вспоминая ту сцену: «Это было представление Джины, которое превзошло моё. Она выглядела так беззаботно и естественно в каждом кадре!». Во время съёмок Ридли постоянно вмешивался: «Приподнимите немного его волосы. Смочите их. Секундочку – дайте мне немного спрея, - вспоминает Дэвис. – И он лично распылял спрей Evian на живот Брэда. А я смеялась: «Э-э, Ридли, девушка здесь я, окей?» Ещё Джина поведала, как они со Сьюзен расслаблялись во время съёмок сцены у придорожной закусочной: «Мы спросили у парня из рабочей группы, есть ли у него настоящая текила, потому что проще играть, когда ты на самом деле пьёшь алкоголь. Мы были так пьяны! Это было здорово!» Майкл Мэдсен, исполняющий роль Джимми, рассказал, что у Питта был свой способ расслабиться. «Утром я вышел из мотеля, и увидел Брэда, курящего косяк. Потом мы пару раз вместе были под кайфом. Каждый актёр находил свой способ заставлять себя работать, это был его».

В 1991 году в Америки было нечто вроде подъёма женского духа: Анита Хилл выступила в суде на стороне обвинения против судьи Кларенса Томаса, у которого работала помощницей, и который обвинялся в сексуальных домогательствах. Кэлли Хоури выиграла Оскар в номинации «лучший оригинальный сценарий». Сразу четыре женщины были одновременно избраны в Сенат Соединённых Штатов, так что 1992 год и вовсе определили «Годом женщины». Сегодня же в политике, на телевидении, в среде писателей, сценаристов, продюсеров, редакторов и в других социальных, политических и культурных сферах число женщин стремительно падает. В начале 90-х «Тельма и Луиза» стал революционным фильмом: он показывал правду о жизни женщин, сценарий был написан женщиной и два главных персонажа тоже были женскими, что являлось (и является до сих пор) редкостью в кинематографе, а главной темой были не отношения мужчина-женщина, а дружба между женщинами. Существует один интересный тест Бечдела (названный в честь мультипликатора Элисона Бечдела), рассматривающий кино с точки зрения его женских персонажей. Чтобы пройти тест, в фильме должно быть: (1) по крайней мере, две женщины, (2) которые говорят друг с другом (3) о чём-то, кроме мужчин. Один вариант теста требует ещё, чтобы у женщин были имена. Как можно догадаться, «Тельма и Луиза» прошли тест запросто. За последние же годы единственным серьёзным фильмом, действительно глубоким по содержанию и качественным по исполнению, способным пройти тестирование, стал «Прислуга» Тейта Тейлора.

Существует чрезвычайно мало фильмов, исследующих не только женскую дружбу, но и вникающих в межличностную связь женщин, стремящихся избежать ограничений пола, класса, времени и места. Кино так редко предоставляет женщине свободу! Скоттовский же роуд-муви открывает женскую натуру изнутри; Тельма, вышедшая замуж в 18 лет и терпящая своего мужа-тирана, совсем не так забита и одомашнена, как хотелось бы многим видеть, - она хочет сбежать из этой рутины, начать жить. В начале Луиза говорит: «Ты получаешь то, на что соглашаешься», но Тельма не согласна мириться, поэтому упаковывает вещи, закидывает в машину подруги чемоданы, оставив мужу записку, и отправляется оторваться с Луизой на все выходные. «Что-то произошло во мне, и я уже не могу вернуться», - говорит она, вкусив плод свободы. И если Тельма – дилетантская авантюристка, то Луиза – серьёзная бунтарка. Её дружок Джимми совсем не властен над ней, а скорее она диктует ему правила, хотя и вынуждена терпеть его постоянные похождения неизвестно где, пока она вкалывает официанткой. Она, не колеблясь, стреляет в подонка, пытавшегося изнасиловать её подругу; отчаянный побег лучших подруг и случается именно потому, что «им всё равно никто не поверит, ведь нет доказательств».

Общество заковывает людей в такие кандалы, что цена свободы становится неподъёмной. Когда Кэлли Хоури спросили в интервью, почему героини совершают самоубийство в финале картины, она ответила: «Для меня, концовка символична, а не буквальна… Мы сделали так, чтобы зритель не увидел буквальной смерти героев. Поэтому не видно, как автомобиль приземляется, не видно дыма из глубины каньона. Вас оставляют лишь с изображением их полёта. Они улетают из этого мира в сознание людей. Женщинам, которые абсолютно избавлены от всех оков, ограничивающих их, нет места в этом мире. Мир недостаточно велик, чтобы поддержать их… Мне нравится этот финал и такой образ. В конце концов, они ушли, и я не хотела, чтобы кто-то коснулся их». Трудно забыть эти фантастические кадры, когда Тельма и Луиза, взявшись за руки, не колеблясь, нажимают на газ и скатываются прямиком в пропасть; действительно, это представляется не как наказание или безвыходное бегство от закона, а как победу над преследователями, и освобождение, дающее надежду людям, забывшем о себе самих и брошенным на волю обстоятельств. Нынешние фильмы о женщинах заканчиваются свадьбой, и получение кольца от мужчины приравнивается к моменту личной трансформации и самоидентификации женщины, ищущей в жизни только житейского покоя.

Эти лживые стереотипные фильмы забываются и никогда не станут символом женского духа, каким стал «Тельма и Луиза» именно потому, что в нём отражается истинная потребность женщины в свободе. Кино ни в коем случае не является мужененавистническим: муж Тельмы и парень Луизы, конечно, неприятные ребята, но разве таких мало? а придурков на дороге и озабоченных мужчин, которых пришил бы любой, будь под рукой пистолет? В то же время в фильме значительную роль играет детектив Слокамб (Харви Кейтель), симпатизирующий беглянкам и стремящийся им помочь, он честен и сострадателен. О причине убийства насильника автор сценария сказала категорично: «Плохих парней убивают в каждом проклятом фильме… этот парень был плохим, поэтому был убит. Только потому, что это сделала женщина, и возникли споры». В общем-то, вся критика была направлена на тот факт, что мужчины фигурируют и проявляют себя лишь во взаимоотношениях с героинями, им не предоставлены сцены, где они могли бы дистанцироваться от женской истории. Джанет Мэслин из New York Times в 1991 году объяснила недовольства тем, что «это было так же просто, как и сильно: факт, что мужчины в этом рассказе действительно не имеют значения».

Кто не мечтает прокатиться через Техас в Мексику, распевая песни и совершая безумные поступки? Как говорят в фильме: «Мы беглецы и будем вести себя как беглецы». Видение мира глазами освободившихся женщин, весело едущих навстречу неизвестности, было новаторством, смело предоставляющим женщине право быть человеком. Кино о бросающих вызов вечности и откровенно пренебрегающих общественными условиями женщинах в посыле Скотта имеет философскую подоплёку в виде бессмертия души и возвышенной ценности свободы, презирающей даже смерть. Финал картины, разворачивающийся в месте поклонения множества американцев – Большом Каньоне, доказывает, что самоубийство предпочтительнее тюрьмы, как смертельная инъекция лучше пожизненного заключения. Такая интерпретация внутреннего мира женщин, естественно, порождает океаны скептических замечаний в их сторону, но только не со стороны женской половины человечества, столь полюбившей «Тельму и Луизу» именно за правдивость фильма. Да и судить о женщинах могут только они сами. Жаль, что не снимают больше в Голливуде сильного кино о борьбе женщин (именно внутренней, а не методами боевых искусств), поэтому и остаётся пересматривать «Тельму и Луизу» из года в год.

Вероника Кломас
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 363 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio