ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР ГОДА
Выбрать лучшего режиссера в этом году оказалось делом не из легких и нас, как зрителей это несказанно радует. Это означает, что вышло немало фильмов, в которых стиль и мастерство их творцов помогли создать не просто цельную и невероятно интересную историю, но и позволили говорить о собственном почерке и кропотливо проделанной работе режиссеров. Вершину нашего списка лучших из лучших возглавляют три совершенно разных фигуры, у каждой из которых свой путь в кино.
НЕМНОГО НЕ ДОТЯНУЛ:
ДЖЕФФ НИКОЛС (
УКРЫТИЕ)
3 МЕСТО:
Сэм Мендес непринужденно переходит от одного жанра кино к другому, казалось бы, лежащему на другом берегу киноиндустрии. Когда «Красота по-американски» получила «Оскар» в категории лучший фильм, Тарантино сказал, что «крутой фильм, наконец, выиграл». Потом Мендес экранизировал графический роман «Проклятый путь», снял драму «Дорога перемен» о разрушении обычной семьи, а в наши призеры попал благодаря экшену «007: Координаты "Скайфолл "» про сами знаете кого. Картину Мендес взялся снять, вдохновившись нолановскими фильмами о Бэтмене: Нолан доказал, что кино не обязательно должно быть низкобюджетным и умным или большим и для массового потребителя попкорна, кино может быть одновременно и большим, и умным. И как же нам повезло, что Мендес сел в режиссерское кресло! Каждая сцена фильма, каждая погоня и перестрелка захватывают своим масштабом и грандиозными операторскими решениями. Британский режиссер мастерски подошел к созданию каждого эпизода, и почти два с половиной часа экранного времени пролетают незаметно. Пробежка Бонда по крышам бегущего поезда, казалось бы, банальна (вспомнить любой вестерн), но в руках Мендеса она превратилась в одну из эффектнейших сцен прошедшего года, как, впрочем, и «теневая» сцена борьбы в середине фильма. Ведь так и должно быть в хорошем боевике: главный герой постоянно за кем-то гонится, стреляет во врага, спасает напарников, целует неземной красоты женщин и в финале, потеряв слишком много, чтобы радоваться победе, все-таки остается непобедим. Ну а мы переживаем приключения героя, забывая, что расположились в уютном кресле кинотеатра. Что ж, Сэму Мендесу удалось исполнить свое намерение: снять серьезное кино в не самом серьезном жанре.
2 МЕСТО:
Джефф Николс снял драму «Укрытие» так, будто написал многотомную книгу. Отрывок из жизни рабочего, чьи ночные кошмары стали сбываться наяву в виде надвигающегося торнадо, режиссер снял монотонно, скрупулезно отдаваясь во власть деталей, с эпичным размахом показывая апокалиптичную неизбежность и истощающую веру. Возникает ощущение прочтения отрывка из Библии, где непостижимые умом вещи сочетаются с буквально сантиметровой точностью. Думается, режиссер намеренно вовлекает зрителя в усталый мир, вялотекущий и безнадежный, чтобы в конце поразить откровением, что над твердью голубой есть город золотой. Николс ставит акцент на эсхатологии человека в рамках социальной загнанности, когда личность панически боится довериться шестому чувству. Все экзистенциальные дилеммы беспрерывно пляшут в сознании главного героя, даже когда окружающая действительность воистину спокойна и знать не знает о приближающихся катаклизмах. Фильм может показаться утомительным и затянутым, хотя на деле – это просто гениальное решение наполнить фильм многотонной библейской атмосферой. «Укрытие» тот случай, когда, осилив бесконечные гнетущие два часа, вы понимаете: оно того стоило, наливаете чашку горячего чая и думаете о своем месте в этой огромной вселенной. Главное же – доверяйте людям, даже если это противоречит логике и здравому смыслу, доверие – ценный парадокс.
1 МЕСТО:
«Кино для прикрытия», как гласит слоган фильма Бена Аффлека «Операция "Арго "», рассказывает экстраординарную историю того, как шесть американских дипломатов контрабандой вывезены из Ирана в разгар Исламской революции 1979 года, благодаря продуманному плану, главной фишкой которого стал фальшивый проект фильма. Кино оказалось остро-политическим, и одно известное государство готовится снять свою версию происходящих событий. Третий полнометражный фильм Бена Аффлека, обладателя «Оскара» за лучший сценарий, собрал океан положительных отзывов кинокритиков и получил «Золотой глобус» в категориях «лучший режиссер» и «лучший фильм». Несмотря на то, что «Оскар» вытворяет непонятно что и проигнорировал режиссуру Аффлека, у нас он заслуженно занимает первое место. Кто ждал, что Бен снимет кино, на протяжении которого у нас постоянно будут потеть руки и нервно колотиться сердце? Захватывающая и напряженная сцена досмотра в аэропорту – пособие по воплощению на экране саспенса. В итоге, перед нами увлекательное повествование, смутно-отдаленно напоминающее «Всю президентскую рать» Алана Дж. Пакулы, и интеллектуальный разбор сложившейся ситуации в мире. Аффлек великолепный актер, но еще более великолепный режиссер, умеющий сделать фильм одновременно простым, понятным и головокружительным, интригующим и не смакующим голливудские банальные темы. Научная фантастика спасла героев «Арго», а Аффлек спасает американское кино от окончательного отупения, за что мы снимаем перед ним наши шляпы.
Вероника Кломас
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР 2011:
1. Николас Виндинг Рефн (Драйв)
2. Даррен Аронофски (Черный лебедь)
3. Вуди Аллен (Полночь в Париже)
ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР 2010:
1. Дэвид Финчер (Социальная сеть)
2. Кристофер Нолан (Начало)
3. Джоэл Коэн, Итэн Коэн (Серьезный человек)
ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР 2009:
1. Зак Снайдер (Хранители)
2. Джеймс Кэмерон (Аватар)
3. Даррен Аронофски (Рестлер)
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<