Эксплуатация эротических сцен в современном медиа-искусстве (будь то кино, ТВ-шоу или анимация) строится на достаточно простом маркетинговом постулате – товар, содержащий в себе долю пикантности, будет обладать большим спросом.
АНИМАЦИЯ ЖЕЛАНИЙ.
ЧАСТЬ 2 ИЗ 3
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Вырывая нас из объятий церковных табу, фрейдистские теории нежно шепчут нам о красоте еще совсем недавно запретного плода. Прозрачность форм и недосказанность движений отступает на задний план, уступая место неприкрытой агрессивной сексуальности. Безликие греческие боги, похожие друг на друга, словно близнецы, канули в Лету. Их место заняли неповторимые индивидуальные мужчина и женщина, а главной ценностью было провозглашено не стремление к прекрасному, а секс сам по себе. Иллюзорная красота сменилась зримой близостью. Нет, разумеется, и раньше попадались картинки весьма фривольного содержания. Но именно двадцатый век объявил об их легитимности и поставил производство обнаженки и эротизма на поток.
Все очень просто, когда тебе исполнилось восемнадцать. В этом возрасте ты уже уверенно можешь требовать в киосках журналы для взрослых. Но как быть на первых этапах гормональной активности, когда еще нельзя, но уже хочется? В этот период на помощь приходят героические комиксы. Девушки, затянутые в латексные костюмы превращаются в вожделенных нимф, хитро подмигивающих со страниц глянцевых брошюрок. Читателям не интересно, за какие идеалы сражаются прелестницы, какие права и свободы отстаивают. Главное чтобы ракурс был максимально удачным, а поза максимально открытой. Взяв за основу греческие поиски гармонии, авторы комиксов максимально далеко отошли от исследования физической красоты. Теперь полуобнаженное дышащее сексуальностью тело становится приманкой, рекламным трюком, вопиющим со всех страниц заветное «Купи меня».
Культура анимации близка культуре комикса. Собственно из незамысловатых рисованных историй, что печатались на последней странице газет и родились американские мультфильмы. Ведь комикс это уже готовая раскадровка для анимационной ленты, содержащая все необходимые атрибуты для мультипликационного оживления. В этом смысле был лишь вопрос времени, когда толпы миловидных девушек в цветных колготках (оставим трико и трусы поверх мужчинам) заполнят телевизионные экраны. Однако, первая рисованная героиня приковавшая мужские взоры появилась задолго до апогея комиксовой истерии. И это была… собака. Неожиданный поворот, правда? Дело в том, что прообразом Бетти Буп (а это, безусловно, первый рисованный секс-символ, на дворе стоял 1932 год) стал поющий пудель. От этого песика девушка унаследовала песенку-скороговорку, прическу и длинные мочки ушей. Приглашенная звезда, получившая свой законченный образ благодаря Дэйву Флэйшеру, быстро перетянула на себя внимание мужского населения. Именно сексуальность девушки возвели ее на трон зрительской любви, а затем ввергли в забвение.
Когда в 1934 году вступает в действие Кодекс Хейса, регламентирующий что можно, а что нельзя показывать на экранах, внешность и биография Бэтти подверглась сильной доработке. Из «вольной девицы» она превращается в одинокую домохозяйку с закрытым декольте и в длинной юбке. И даже введение новых персонажей в историю не смогло вернуть сериалу былую славу. Эротическая фривольная доминанта, что приносила успех, была уничтожена, а житейские истории оказались малоинтересными зрителю. Но, не смотря на закрытие сериала, Бэтти Буп периодически возвращается на экран. Например, она исполнила эффектное камео в ленте «Кто подставил кролика Роджера?». А в 2012 Бэтти Буп становится героиней рекламного ролика туши, снятого Жоанном Сфаром. «Детка, я в этом бизнесе с тех времен, когда все еще было черно-белым». Своеобразным доказательством популярности персонажа служит и пародия, представленная в сериале «Мультреалити». Образ Тутси является явной отсылкой к Бэтти.
Анимационные экранизации героических комиксов в девяностые годы были обречены на успех. Оживленные аниматорами, новые Галатеи с легкостью завоевывали сердца подростков. Гроза, Шельма, Джина Грей («Люди икс»), Невидимая женщина («Фантастическая четверка»), Женщина Халк, – персонажи Marvel могут похвастаться толпами поклонников. Облаченные в вызывающие наряды, идеально подчеркивающие все прелести героических фигур, девушки с легкостью раскручивали рейтинги сериалов. Много взрывов, драк, и команда отважных девчонок. Что еще нужно подростку для счастья? Обилие выбора предметов вожделения играло только на руку сценаристам. Каждый мог найти персонажа себе по душе, как среди положительных героев, так и в стане плохишей. Пафос хоть и казался наигранным, воспринимался неотъемлемой частью героической культуры, а двойная жизнь персонажей позволяла сопоставить себя с очередным мутантом, - неудачником и изгоем в жизни, но великим героем в сражении. Интересные находки и идеи все больше превращались в набор клише.
Но штампы в комиксах не являлись чем-то священным, а потому не раз подвергались высмеиванию. Достаточно вспомнить скетч «Монти Пайтонов» о велослесаре. Стэн Ли, с чьей легкой руки газетные киоски заполонили Железный Человек, Человек-Паук, Сорвиголова и прочие неординарные личности, пошел в своем подшучивании гораздо дальше. Он выкрутил до максимума ручку эротики при создании героини, в результате чего на целлулоидной пленке родилась Стрипперела, секретный агент, в свободное от спасения мира время подрабатывающий в стриптиз-клубе. В качестве прообраза девушки была выбрана Памелла Андерсон, впоследствии подарившая Стриппереле свой голос. Стоит ли говорить, что под обстрел шутками попали и двойная жизнь супер-героев и гиперсексуальность в изображении женских тел, и распространенное клише «блондинка, сражающаяся со злом». При этом сама защитница мира не всегда могла похвастаться гениальными решениями и смекалкой и периодически путалась в играемых в данный момент ролях. При этом сам по себе мультфильм представлял затяжной стриптиз. Участники шоу могли только смотреть на обнаженную девушку, но ни в коем случае не касаться ее руками. Взрослый рейтинг Стрипперела отыгрывала нехотя, сексуальных сцен в сериале не было.
Впрочем, DC не слишком сильно отставало от своих конкурентов по комиксному цеху. Не имея в своем запасе такой внушительной базы девушек, как Marvel с их X-менами, художники DC решили взять качеством. В придачу к Чудо-женщине и Орлице, в свой героический пантеон они вводят дам, не обремененных тяжестью поведения. Вчерашние жрицы любви под покровом сумерек начинают творить закон, естественно в сугубо их личном видении. Женщина-кошка имеет девять жизней, а о ее профессии ничего нельзя сказать наверняка. В ленте «Бэтмен: год первый» она предстает в образе жрицы любви, готовой до последнего защищать своих подруг и свою территорию. А вот в пятнадцатиминутной «Ветрине DC» ей уготована роль стриптизерши, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Открытость черного комбинезона доведена до предела, о котором Нолан и Бертон могли только мечтать. В своей обезоруживающей наготе Кошка становится похожа на Беовульфа, расправляющегося с чудовищем в костюме Адама.
Чуть особняком в общем стройном ряду рисованных историй стоит Питер Чанг. Нет, он также как и остальные использует обнаженное тело для привлечения внимания. Создается стойкое впечатление, что главное хобби героини Чанга Эон Флакс заключается в беготне в полураздетом виде. Кажется ничего особенного – постапокалиптический мир, население вымирает, люди охотнее доверяют электронным машинам, чем своим соплеменникам. На руинах цивилизации обитает странная девушка-киллер с простым заданием – убить предводителя одного из городов. Ничем не примечательный сюжет под кистью Чанга начинает играть совершенно невероятными красками. Используя нарочитую гипертрофированность тел, Чанг сочиняет свою симфонию асексуальности, где рубленность тел кричит и корчится в каждом кадре. Создается впечатление, что грань между мужчинами и женщинами будущего очень тонка и носит необязательный характер. Боль умирающего человечества, отражена в каждой клеточке обнаженного тела Эон. Оно завораживает в первую очередь не своей доступностью, а пластикой. Именно поэтому, девушка, находясь в постоянном движении, представлена нарочито геометрическими формами. В ее контурах угадывается спортивное телосложение.
Но самым интенсивным эксплуататором эротики стал журнал со «взрослыми» комиксами, объединенными громкой обложкой с рокочущим названием «Тяжелый металл». Сборник анимационных новелл вышел в 1981 году и сразу же приобрел статус культа. Здесь было все, что нужно, когда гормоны и энергия бьют через край. Секс – пожалуйста, рок – сколько угодно, фантастика всех направлений, начиная от фэнтези с полуголыми воительницами и заканчивая грандиозной свалкой, в которую превратился Нью-Йорк будущего, – без проблем. Благодаря своей пестроте, альманах мог заинтересовать почти любого зрителя. Увы, вышедший в 2000 году сиквел был лишен этой мозаичной буффонады. Центральный откровенно слабый сюжет начисто убил интерес к «Хэви Метал 2000». Наличие более внятной прорисовки главной героини не смогло спасти ленту от логичного провала. Как оказалось, женская грудь в кадре не всегда гарантия успеха. Скорее всего, это объясняется возросшими требованиями к самой анимационной ленте. Японская анимационная порнография перестала быть диковинной развлекушечкой для знатоков. Любое использование рисованной эротики не подкрепленное философской и сюжетной нагрузкой теряет свое обаяние. Формула «деньги за грудь» перестала работать.
Означает ли это отказ от сексуальной тематики? Нет. Ведь эксплуатация секса может носить и не агрессивный характер. Вплетенная в тело сюжета постельная сцена все еще может привлечь внимание достаточно придать ей осмысленное значение. И сделать это можно несколькими способами.
Во-первых, постараться придать ленте исследовательскую окраску. Так сделал Йонас Оделл в своей короткометражке «Не так как в первый раз». Четыре истории рассказанные молодыми людьми пронизаны ощущением прикосновения к чему-то новому таинственному. На пороге во взрослую жизнь у них практически нет времени на раздумья о причинно-следственных связях. Обуреваемые страхами и сомнениями они готовятся познать чужое тело. В строгом смысле элемент эротики здесь присутствует только в одном эпизоде. И те контуры, что рисуют нам обнажающиеся тела, вплетены скорее для галочки. Здесь игра гораздо тоньше. Заводя зрителя нестандартной для анимации темой, мультфильм предлагает ему домыслить обнаженное тело, спроецировать историю на себя, ощутить сопричастность к происходящему на экране. Существуя в области эротических переживаний, лента погружает нас в мир наших собственных иллюзий. Оставшаяся за кадром эротика откровенна не меньше прямой иллюстрации обнаженной груди.
Схожим путем идет Андерс Моргенталер. Но если «Не так как в первый раз» – документальное изучение вопроса о начале половой жизни, то «Принцесса» – это жгучий коктейль из дешевого боевичка, упрощенной аниме-графики и нескончаемого потока насилия. Иллюстрируя тесную взаимосвязь между насилием и похотью, Моргенталер устами своих героев объявляет крестовый поход порнографии. Поход, заранее обреченный на провал. Вся порнография и эротика остается за кадром домашнего видео, но при этом создается такая атмосфера, как будто ты сам присутствуешь на съемке порнофильма.
Во-вторых, можно попытаться морально оправдать наличие эротических сцен в ленте сюжетом. Например, секс опьяненной любовью пары в мелодраме «Чико и Рита» кажется вполне уместным, несмотря на явную его избыточность. Мультфильм спокойно мог бы обойтись без этих пяти минут, но именно они, повышая градус интимности, создают то ощущение реальности, которое обычно растворяется в недрах мультфильма. Постельная сцена лишний раз подчеркивает, что здесь все по настоящему, все как во взрослом кино. Или танец девушки в «Магазинчике самоубийств». Французы всегда были изобретательны в плане пикантных сценок, но в «Магазинчике» Леконту удалось невозможное. Он совмещает вульгарность и изящество. Полноватые черты девушки настраивают на юмористическую ноту, но та грация, которая рождается в танце, сводит на нет все саркастичные улыбки. Танец чарующ, он становится языком, кричащем о внутренних переживаниях и красоте мира в себе и вокруг.
На другом полюсе обоснованного появления эротики в фильме стоит «Очень мрачное кино». В этой ленте секс доведен до абсолюта. В мире, где человеческая жизнь ничего не стоит, где потерять лицо можно по щелчку пальцев, а свет встречается лишь в концентрате люминесцентных ламп, единственной отдушиной остается секс. Жесткий, на грани извращений, с вплетением садистских элементов, секс открывает дверь в тайное убежище, где еще можно спрятаться, взять передышку. Но этот глоток воздуха не возвращает к жизни. Наоборот после него обычно обнаруживают очередной труп. И лишь жесткая перемена в главном герое, изменение внутреннего вектора, поляризация ориентиров, позволяют вырваться из безумия. И чтобы подчеркнуть произошедшую метаморфозу, постельные сцены начинают терять окраску агрессии, принося с собой не минутное мнимое забвение, но настоящее умиротворение.
Ну и, в-третьих, можно устремиться к глубинам подсознания. Теории Фрейда до сих пор остаются актуальными, чтобы там ни говорили его противники. А потому попытка понимания себя, своих страхов и желаний через призму эротики смотрится весьма убедительно. Наиболее детально проработали этот вопрос экзекуторы обнаженности Павлатова, Плимптон, Пярн. Но их мультфильмы – это карикатуры, наполненные психологизмом. В анимационной ленте Ари Фольмана «Вальс с Баширом» истерзанное ужасами войны сознание начинает порождать образ гигантской обнаженной женщины. Сочетая в себе черты нимфы, матери, войны и визуального воплощения спокойствия этот образ становится своеобразной блокировкой для главного персонажа. Сосредоточившись на иллюзорном образе женщины, герой замыкается в себе, погружаясь в бездну своих кошмаров. Психоанализу не обязательно кривляться, он может иметь вполне женственные черты.
Эксплуатация эротики в анимационном кино явление достаточно многогранное. Зародившись в далекие тридцатые годы, она развивалась, с оглядкой на окружающую действительность, то предлагая обворожительных воительниц, то углубляясь в дебри самопознания. Понятно, что данное явление намного сложнее, чем может показаться при беглом изучении. Языки тела могут рассказать много интересных историй, даже если их в их песнях отчетливо слышится: «Эй, детка, купи меня и неплохо проведешь время».
Константин Большаков
Продолжение следует...