ГАДКИЙ Я 2 (DESPICABLE ME 2)
2013, США, 98 мин.
Жанр: мультфильм, фантастика, комедия
Режиссеры: Пьер Соффин, Крис Рено
Роли озвучивали: Стив Карелл, Кристен Уиг, Бенджамин Брэтт, Миранда Косгров, Расселл Брэнд, Кен Жонг
«Гадкий я» за номером один сложно назвать шедевром. Слепленный из всевозможных клише на тему «Любовь и фобии Доктора Зло», фильм эксплуатировал расхожее мнение о том, что быть снаружи плохим, а внутри хорошим, очень неплохо. Действительно, что может быть веселее разработки очередного суперзлодейского мегаплана? Только его реализация. Все остальное шло фоном, заунывно вещая на заднем фоне избитые моральные истины. Борьба, азарт, способность поставить все на карту, и затем с той же легкостью все проиграть, – вот та искристая субстанция, которая делала «Гадкого я» безгранично интересным и обаятельным. Именно эти штампы и клише, а вовсе не желтомордые пищащие уродцы, выделяли мультфильм из сонма себе подобных. Увы, авторы решили отказаться от всей этой остинпауэрщены наоборот и сделать ставку на семейные ценности. Публика в восторге, касса впечатляет, критики распивают дифирамбы. У «Гадкого я 2» только один недостаток – это его название.
Ведь, казалось бы, что проще – введите какого-нибудь супершпиона, посвятившего всего себя борьбе с мировым злом. Пригласите на озвучку (читай придайте черты выражениям лица) сэра Шона Коннери, Пирса Броснана или, на худой конец, Майка Майерса и перед зрителями окажется забавная комедия показывающая жизнь Бондаджеймсбонда совершенно другими глазами. Не хотите шпионов? Пожалуйста, можно было разыграть неплохую драму взросления приемных дочек мистера Грю. Их первые робкие шаги, карабканье по карьерной лестнице, а под занавес новый злодейский проект, которым мог бы гордиться папочка. Вместо этого зрителю предлагают пошловатую семейную комедию из набившей оскомину серии «Папа ищет маму, не понимая, что она уже ворвалась в его жизнь». Семейные ценности плодоносят во всю, а маленькие миньончики старательно выводят под общий детский смех скабрезное «труселя» (в оригинале, естественно игра слов «Underwear»-«I swear», то есть «исподнее» - «я клянусь», ну да кого волнует оригинал).
Если сюжет так беззаботно незамысловат, то автор старается разбавить его шутками и экшеном. Что касается «действия», то его здесь до обидного мало. Пресловутое 3D не отбивает даже двадцати процентов своего потенциала. А вот шутки плещут через край. Впрочем количество вопреки известным философским постулатам ни в какую не хочет перерастать в качество. Если вынести за скобки всю возню с миньонами, остается почти стандартный набор для увеселения детишек. Обязательное травести-шоу в исполнении главного героя, придурковатого вида соседки, спящие и видящие в своих снах окольцованным мистера уГрюмого, съезжающий в самый неподходящий момент парик, и конечно же, попа в лосинах с вколотой дозой лосиного снотворного. Дети во весь голос смеются и радостно показывают в экран пальцем. Родители умиленно улыбаются, глядя на свои чада. Ведь детям нравятся. Впрочем, детям нравятся и китайский химический мармелад и кислотная «Coca-Cola». Может, стоит задуматься над тем, что мы им даем?
Однако некоторые положительные тенденции в мультфильме все-таки есть. Зло больше не прячется во фрейдистских флешбеках Грю. Главный злодей представлен достаточно харизматичным пузатым мачо. Он имеет свою легенду, свои цели и по-настоящему опасен. Он с легкостью выигрывает схватку с инфантильным Вектором, о котором забываешь на следующий день после просмотра. Эль Мачо, как и положено истинному рестлеру с мексиканской кровью, горяч, обаятелен и чрезмерно волосат. Увы, профессия накладывает свой неизгладимый отпечаток на персонажа. Его план бесхитростен и прямолинеен. И при всей простоте, умудряется дать осечку. С другой стороны, если задуматься, таков весь рестлинг в принципе – зрелищно, местами красиво, но, в общем, безыдейно и порою жутко фальшиво.
Если мультфильм имеет столько недостатков, почему же тогда он собрал столь внушительную кассу? Все просто. Зритель шел полюбоваться на желтых карапузиков. И предвидя это, авторы анимационной ленты сделали ставку именно на миньонов. Теперь им уделена значительная часть хронометража фильма. Они поют, они кривляются, они откалывают интересные трюки и исполняют простенькие, но забавные фокусы. Из даже не второстепенных персонажей, а скорее из декорации, они эволюционировали в нечто большее. Сегодня их можно различать по именам, привычкам, повадкам. Нет, это еще не полноправные полнометражные индивиды, но зачатки индивидуальности весело помахивают ложноножками. Коротки метр уже освоен, а там и до взрослого кино недалеко.
На самом деле «Гадкий я 2» мог бы и вовсе избежать критики. Заяви об изменении концепции в заголовке, и уже никто не посмеет бросить в тебя камень сарказма. Ведь фильм вовсе не о злодеях, затеявших борьбу с ветряными мельницами детских комплексов. Фильм о простом бытовом счастье, счастье, которое находишь в кругу семьи. В этом нет ничего «гадкого» и не нужно было выпячивать это слово на афишах. А так остается ощущение некоторой обманутости. Нам показали хорошее крепкое кино с набором шуток (порой удачных, порой нет), и знакомой каждому моралью. А эксплуатация знакомых героев – всего лишь попытка выцыганить лишний доллар у зрителя. Что ж, это у них получилось.
Константин Большаков