БЫСТРЕЕ, ЧЕМ КРОЛИКИ
2013, Россия, 99 мин.
Жанр: комедия
Режиссер: Дмитрий Дьяченко
В ролях: Леонид Барац, Александр Демидов, Камиль Ларин, Ростислав Хаит
«Квартет И», кто бы там что ни говорил, не является обладателем какого-то устойчивого культового статуса, если речь не идет об определенных узких кругах — сиквел комедии «О чем говорят мужчины», как ни крутись, получился блеклым и вторичным, поэтому тем более логично решение автора сменить дислокацию — пусть и взяв за основу спектакль восьмилетней давности. Так, завязывается вполне будничная история для подобного рода комедий: погуляв накануне как следует, неразлучные приятели очухиваются в незнакомом месте, но загвоздка, как позже выяснилось, состоит не в этом — для мужчины за тридцать подобные расклады зачастую кажутся нормой — а в том, что в здании нет ни окон, ни дверей. А обстановка подозрительно похоронная, настолько, что друзьям в голову приходят диковатые на первый взгляд мысли; из разряда тех, кто и как их запомнит, и какой собственно, они оставили след на бренной земле.
Выпускать фильм с подобной завязкой и соответствующим настроением первого числа нового года со стороны создателей, естественно, тянет скорее на производственный расчет, нежели на желание подарить зрителям ощущение праздника: но если Дьяченко не забывает о коммерческой выгоде, то это не значит, что он обязательно сделает триквел несмотрибельным. Более того, не смотря на не совсем актуальный контекст — оригинальности в подаче материала не приходилось ожидать априори — шутки, гладко выстроившиеся рядом в сценарии, смешивающем воедино и лирику, и скабрезную эксцентрику, без труда растягивают рот в широченную улыбку. То ли от типичного для квартета юмора, который всегда будет кое-чем выгодно отличаться от западного, то ли от актеров, не вживающихся в образ, а живущих уже ролями, а то и от приятного разнообразия в виде ну хотя бы Золотовицкого! При том четко очерчена линия между всамделишном дуракакривлянием и серьезным интеллигентным юмором, за счет чего практически ни разу не возникает провисаний. Другое дело, что самоиронии не всегда достаточно, не говоря уже о том, что без нее материал не стоил бы и выеденного яйца.
Попаданием же в яблочко становится стеб на тему религиозно-загробной тематики. Начиная уже привычными нашему глазу фантазиями и заканчивая умелым заигрыванием с хоррор-жанром. Иронично-легковесным, как того и требовалось, и сентиментальным не настолько, чтобы это начало раздражать — это касается практически всех рассуждений, выговоренных серьезным тоном. Хотя меньше всего настолько позитивной ленте нужна бы была серьезность: вот и мимолетная сатира, и остроты чуть ниже пояса преподносятся с одинаково обезоруживающей фигой в кармане.
Александр Гофман