Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Человек-волк (The Wolfman), 2010
Автор: Александр БелобородовДата: 23.08.2010 05:16
Разместил: Егор Пичугов
Комментарии: (0)

ВИКТОРИАНСКИЙ ЭТЮД В БАГРОВЫХ ТОНАХ

ЧЕЛОВЕК-ВОЛК (THE WOLFMAN)
Жанр: классический триллер в викторианском стиле с элементами готического хоррора
2010, США, 102 минуты
Режиссер: Марк Романек (40% фильма), Джо Джонстон (60% фильма)
В ролях: Бениссио Дель Торо, Энтони Хопкинс, Эмили Блант, Хьюго Уивинг

ОЦЕНКА: 3

«Человек-волк» является попыткой сделать римейк оригинальной классической ленты студии «Юниверсал» 1941 г., основанной на сценарии знаменитого немецкого короля готических ужасов Курта Сайодмака. Снятый в разгар Второй мировой войны фильм стал основоположником целого поджанра ужасов, заметно повлиявшим на практически все более поздние картины про оборотней. Не находя новых идей, спустя десятилетия, старейшая голливудская студия решила вернуться к своим истокам и воссоздать проект в новой стилистике и на новом уровне кинопроизводства, пригласив в качестве режиссера Марка Романека - самого известного клипмейкера конца прошлого века, работавшего с Майклом Джексоном и Мадонной и снявшего самые дорогие клипы в истории музыки.

Решив снискать на старости лет лавры в кино, Романек проработал над своим первым фильмом в течение года, снял большинство «дневных» сцен и забавную финальную битву двух монстров. Но когда дело дошло до драматургии, до постановки диалогов актеров, то он просто не знал, как снимать «Человека-волка» дальше и со скандалом покинул проект. Когда пришедший ему на смену маститый Джо Джонстон увидел материал Романека, то несколько дней он просто не мог придти в себя – настолько все это было примитивно и убого. Сразу осознав, куда катится проект, новый режиссер предложил «Юниверсал» переделать картину полностью с самого первого кадра. Но затянувшиеся съемки фильма и так привели к его заметному удорожанию. Кроме этого, все ведущие актеры уже были задействованы в других проектах и не могли уделить съемкам еще год (Дель Торо, например, в итоге согласился только на две дополнительные недели работы). Поэтому режиссеру ничего не оставалось, как пригласить нового сценариста и оператора и постараться интегрировать в сцены, уже отснятые Романеком, хоть какие-то остатки смысла, относительно цельной и логичной сюжетной линии.

И вот как раз с этим у Джонстона и возникли самые большие проблемы. Дело в том, что Романек изначально хотел сделать из «Человека-волка» полностью реалистичную историю человека, превращавшегося в волка не благодаря неким полнолунным мистическим силам, а под воздействием реальной клинической ликантропии, хорошо изученной в психиатрии. Отсюда и глупые ретроспективные сцены истории про индийского Маугли, якобы укусившего отца Лоуренса, сэра Джона Тэлбота, или лечения главного героя в психиатрической клинике в Лондоне.

Понимая, что такой «реализм» приведет проект к окончательному краху, Джо Джонстон и новый сценарист ленты Дэвид Селф, взяв за основу известный готический сюжет из оригинала, постарались развернуть его, насколько это было возможно, как мрачную психологическую драму, фильм-метафору, символизирующую самые темные глубины семейного бессознательного, в которых могут скрываться многие неведомые нам тайны. Фильм-трагедию обычного человека, однажды понимающего, что он стал зверем. Легенду о справедливости, отчаянии и отмщении. Историю одной любви, которой не суждено было сбыться…

Но все их самые благие намерения разбились о те подводные камни, которые уже были заложены в первоначальном сценарии римейка, написанного Эндрю Уолкером. Ведь именно Уолкер зачем-то придумал отсутствующие в фильме 1941 г. сюжеты о трагичной любви, убийстве отцом Лоуренса своей жены на глазах у сына, соперничестве отца и младшего сына на почве нерешенного Эдипова комплекса... Так как все эти сцены уже были отсняты Романеком, то продюсеры настаивали на их включение в итоговый вариант картины. Поэтому, понимая, что никакими стараниями не удастся свести проект во что-то более или менее целостное, Джонстон сосредоточился лишь на воссоздании стилистики готического нуара, атмосферы викторианской Англии и классических традиций фильмов-ужасов, заложенных гением Вагнера и Сайодмака.

И, благодаря его стараниям, в ленте действительно была воссоздана характерная визуальная стилистика, полностью погружающая зрителей в викторианскую Англию на стыке XIX и XX веков. Режиссеру удалось показать в «Человеке-волке» именно ту провинциальную Англию, именно тот Лондон, какими они и были во время, когда и случилась вся история. Для этого Джонстон часами смотрел старую кинохронику, неделями, вместе со сценаристом и оператором не вылезал из Британского музея, изучая предметы обстановки, картины и гравюры конца XIX века, но эти труды увенчались полным успехом. Вдумчивый зритель, словно путешествуя на машине времени, имеет уникальную возможность увидеть ушедшую эпоху, какой она и была столетие назад. И дело не только в аутентичной визуальной эстетике фильма, в достоверности архитектуры, предметов обстановки, быта, костюмов, но и в том, что герои выглядят, говорят, думают и действуют именно как англичане того времени.

В этом отношении показательны актерские работы Бениссио Дель Торо, сыгравшего Лоуренса Тэлбота, и Энтони Хопкинса, очень тонко воплотившего образ его отца - коварного и противоречивого сэра Джона Тэлбота. Многим не очень искушенным зрителям, привыкшим к легковесности сюжетов и диалогов летних блокбастеров и примитивному гротескному стилю актерской игры в многочисленных экранизациях комиксов, персонажи Дель Торо и Хопкинса могли показаться несколько странными. Но с позиции человека конца XIX века, живущего в совершенно другом мире, замедленном и тягучем временном дискурсе, без Интернета, телевидения и массы гаджетов, главные герои картины показались бы просто идеальным воплощением современников.

Как и в других фильмах про оборотней, эмоциональное воздействие «Человека-волка» строится на динамичных сценах трансформаций обличий Лоуренса, снятых на приличном уровне достоверности. И это не удивительно, ведь этим занимался крупнейший в мире специалист по гриму - Рик Бейкер, который создавал маски всех приматов в «Планете обезьян» Бертона и чудовищ из недавней сказки «Там, где живут чудовища». Досконально проработанный грим дополняют и качественные CGI-эффекты, практически сливающиеся с реальной съемкой. Соответствует мрачной атмосфере картины и ее музыкальное сопровождение, точно раскрывающее и дополняющее трагичную эмоциональность драматических и экшен сцен.

И все же, многочисленные сценарные изъяны не компенсируешь даже самой достойной актерской игрой, готической атмосферностью и зрелищностью отдельных эпизодов. В фильме так и не была доведена до конца ни одна сюжетная линия, не раскрыт и характер главных героев. Чтобы действительно сопереживать в финале трагедии семьи Тэлботов, режиссеру нужно было хоть как-то дать нам понять мотивацию поступков Лоуренса, Гвен и сэра Джона Тэлбота, но она так и осталась для многих полной загадкой.

В итоге, хотя съемки затянулись намного дольше, чем планировала студия, и стоимость увеличилась в два раза, «Человек-волк» получился своеобразным и противоречивым продуктом, в котором зияющие пустоты и бессмысленность сюжета, разорванность и бессвязность многих диалогов и эпизодов, алогичность мотивации персонажей, доставшихся фильму благодаря «стараниям» команды Романека, стали удивительным образом сочетаться с метафоричностью повествования и идеями классического английского нуара конца XIX века: мрачные тона, готические декорации, гнетущий сюжет, максимум натурализма кровавых сцен, элементы психоанализа и никакого хэппи-энда.

Впрочем, сама студия осталась весьма довольна конечным результатом. При реальной стоимости картины, с учетом налоговых льгот Правительства Великобритании в 70 миллионов долларов, она уже окупила себя с учетом мировых сборов, а продажи ДВД в США должны принести «Юниверсал» прибыль. Поэтому студия и Дель Торо, кстати, большой поклонник оригинального фильма, всерьез думают над созданием приквела, в котором можно было бы свести и логично объяснить основные сюжетные линии из прошлого семьи Тэлботов. Остается надеяться, что «Юниверсал» не повторит ошибок прошлого, и приквелом «Человека-волка» будет заниматься только один режиссер. Тогда всех поклонников основательно подзабытого в век технологических прорывов жанра неторопливого, местами наивного, но непохожего ни на что другое классического нуарового хоррора в багровых тонах ждет новая встреча с уже знакомыми героями.

Александр Белобородов
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 133 гость(ей) : Кирилл Банницин
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio