ТАКОЙ ЖЕ, КАК ПЕТРУШКА, ТОЛЬКО БОБЕР
БОБЕР (THE BEAVER)
Премьера: 28 июля
Жанр: драма
Производство: США
Режиссер: Джоди Фостер
В главных ролях: Мэл Гибсон, Джоди Фостер, Черри Джонс, Антон Ельчин, Райли Стюарт, Захари Бут
РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 4/5
В полку «Крутых бобров» Дагга и Норберта прибыло – коричневый плюшевый грызун с человеческими глазами смело шагнул на мировые экран. Третья режиссерская работа Джоди Фостер претерпела множество трудностей в период постпродакшна, связанных, прежде всего, со скандалами вокруг Мэла Гибсона, исполнителя главной роли. Был даже страх выпуска фильма сразу на DVD, но, как говорится «все что ни делается – к лучшему», и с задержкой на полтора года, зато известный всем, фильм «Бобер» все же выходит на российские экраны.
Успешный бизнесмен, владелец фабрики игрушек Уортер Блэк впадает в страшную депрессию. Естественно, сразу же ломается все: счастливой семьи, успешной карьеры, приятной жизни как не бывало. Жена (Джоди Фостер) не понимает мужа, младшему сыну Генри (Райли Стюарт) не хватает заботливого папы, а старший Портер (Антон Ельчин) ненавидит отца, ненавидит себя за чрезмерное с ним сходство, ненавидит весь мир в связи с переходным возрастом и глубокой влюбленностью. Из всего этого омута Уолтер видит лишь один выход и решает покончить с собой. Однако, высшие силы (в ряды которых непременно затесалось и семейство бобровых) посылают потерянной душе ангела… У него есть хвост, зубы, и вообще он игрушка-чревовещатель. «Я – Бобер, Уолтер. Я могу спасти твою пропащую жизнь», – молвит ангел с акцентом кокни. И выполняет обещание, захватывая добрую половину личности Уолтера Блэка. Тем самым Бобер решает все семейные и рабочие проблемы, прогоняет депрессию, правда заставляя героя страдать раздвоением личности…Ну да это неважно, ведь все хорошо.
Эпитет «странный» к этой истории отношений Бобра и человека походит как никакой другой. Тут может получиться одно из двух: либо наполненная психологизмом драма из разряда «другое кино», либо комедия – фантазия с Джимом Керри в главной роли под руководством режиссера «Остина Пауэрса» Джеем Роучем. Собственно, сначала и предполагалось превратить нашего Бобра в юмориста на руке Керри. Но Джоди Фостер, прочитав историю, возведенную продюсерами в ранг лучшего неснятого сценария, и включенную ими же в «Черный список 2009» (высшая дань уважения неснятому сценарию), сразу же влюбилась в нее и все ждала удачного момента, когда талант комедий откажется от затеи поставить фильм, и взять работу на себя. И, о радость! Дождалась. Главная роль, без всяких размышлений, была сразу отдана давнишнему другу режиссера Мэлу Гибсону, готовому вернуться в кино после семи лет добровольных каникул.
И вот все счастливы: Фостер снимает свой «маленький фильм», Гибсон снова в деле, ресурс Deadline обещает ему номинацию на «Оскар» за роль мужика с бобром на руке и прогрессирующим раздвоением личности, коллеги по съемочной площадке рады работать с ответственным, позитивным и энергичным Гибсоном, да и в киносемье Блэка все налаживается… И тут, как гром среди ясного неба, в Интернете появляются записи телефонных разговоров Мэла с его подругой Оксаной Григорьевой, в которых присутствует весь набор грязи, ругани и угроз. И их вполне достаточно, чтобы припомнить актеру все его проступки, начиная с ареста за вождение в нетрезвом виде в 1984 году, заканчивая обвинениями его в расизме, антисемитизме и гомофобии. И Гибсону пришлось позабыть о «свете» до тех пор, пока скандал не утих. Также поступили и продюсеры Summit Entertainment, боясь, что репутация актера навредит фильму.
Премьера откладывалась четыре раза. За это время «Бобер» пропустил Каннский и Венецианский фестивали, а также премию «Оскар», номинантом которой мог стать Гибсон. Всерьез встал вопрос о том, чтобы выпустить фильм сразу на DVD, тем самым, лишив всю съемочную команду гонорара, который при бюджете в 19 млн. и так не представлял собой заоблачных сумм. Но, ко всеобщей радости, около 80 процентов опрошенных зрителей сказали, что для них Мэл Гибсон – прежде всего талантливый актер, и только потом персона нон грата в Голливуде, и вся возня, разводимая врагами актера никак не отразится на их посещении кинотеатра. Тогда была назначена утвердившаяся дата премьеры.
Но беды на этом не закончились, и за несколько месяцев до выхода на экраны, неизвестными была похищена копия фильма. Студия прислала Гибсону DVD диск для личного просмотра, а после попросила вернуть его обратно. Актер положил диск в почтовый ящик, чтобы его забрал курьер студии, откуда он и был похищен.
Кажется, череда неудач преследует фильм, пересекаясь с черной полосой в жизни Мэла. И фильм, как тот Бобер, забирает львиную долю проблем актера на себя. Что, кстати, уже успели заметить особо назойливые критики, говоря, что Гибсон перенес свои проблемы на экран, и ролью Уолтера он пытается раскаяться за все свои злодеяния. Что Уолтер своего рода альтер-эго Гибсона. Что он также нуждается в таком хвостатом ангеле, который сможет спасти его пропащую жизнь.
Дуэт Гибсон – Фостер может сделать достойную картину из ничего. Хотя сама история, рассказывающая про куклотерапию, назначаемую обычно детям в возрасте до восьми лет, рекомендованную взрослому пятидесятилетнему дядьке в депрессии интригует. Скорее всего, фильм не окажется в ряду шедевров-классиков, но свое место на полке качественных психологических драм–хорошистов «Бобер» займет непременно.
В конце концов, это получился тот «маленький фильм», который так любит режиссер Джоди Фостер.
Алена Канина