ПИКНИК ПЕРЕД ВТОРЫМ ПРИШЕСТВИЕМ
КРАСНЫЙ ШТАТ (RED STATE)
Жанр: заявлен как хоррор
2011, США, 88 мин.
Режиссер: Кевин Смит
В ролях: Майкл Паркс, Майкл Ангарано, Керри Бише, Николас Браун, Кайл Галлнер, Джон Гудмен, Мелисса Лео
ОЦЕНКА: 3
Приколист и половинка комедийного дуэта «Джей и Молчаливый Боб» Кевин Смит после нескольких неудачных попыток сыграть по правилам большинства, вновь устремился на ниву независимого кинематографа. «Красный штат» - вторая после ернической «Догмы» торпеда по направлению ватерлинии корабля американской толерантности и политкорректности. Трое подростков в поисках быстрого и бесплатного перепихона (славное будущее страны) попадают в крупные неприятности, оказавшись в заложниках ультраправой христианской секты, практикующей своеобразную смертную казнь грешников. Приехавшие к церкви оперативники устраивают для всех присутствующих кровавую баню.
Картина Смита больше походит на два небрежно смонтированных грайндхаусных фильма (хоррор и фильм-осада) с нарочито неряшливой режиссурой, когда камера моментально переключается в режим ручного управления, взорвав лихорадочным движением спокойное пространство кадра, а сюжет взрывается адреналиновыми вставками лихорадочного экшена. Бог, сошедший с небес еще в «Догме», за прошедшее десятилетие так и не вернулся обратно, зато смог наглядно наблюдать расцвет крайних фундаменталистов, ревностных хранителей чистоты веры, чьи лозунги Смит цитирует со свойственным ему юмором – «Анальное проникновение – вечное затмение». «Красный штат» (действие картины происходит в Калифорнии) как раз обозначает территорию республиканцев, чьи моральные устои не приемлют ЛГБТ и однополые браки. Возлюби ближнего своего, но не в буквальном смысле, иначе сгоришь в аду - лживость и двойственность морали высвечивается Смитом повсеместно.
Американское общество иррационально по той причине, что изначально будучи лишь обгоревшими кусочками, не донца расплавившимися во всеобщем плавильном котле, оно вынуждено сдерживать под давлением общего знаменателя (обезличенной и в чем-то трусливой политкорректности) разнообразное мировоззрение, выпестованное многонациональными предками, религиозные устои и дикие нравы этих же отдельных кусочков. Но именно этому лоскутному одеялу предстоит совместно жить друг с другом вплоть до Страшного суда.
Срисовав своего неистового пастора Эйбина Купера с руководителя баптистской церкви Уэстборо Фреда Фелпса, вечный тинейджер Смит в первый раз играет во взрослые игры, переключаясь с сатиры на памфлет, а в конце фильма добиваясь настолько высокой ноты, что впору вспоминать братьев Коэнов с их высокомерным, но довольно верным взглядом на социум. Деление Смитом общества по пристрастиям просто до неприличия – секс, политика и религия. И плохо дело, когда такие сильные наркотики попадают в руки не тех, кого надо, дурманя голову паствы, провоцируя ее на очередную войну за гроб Господень или реконкисту.
При этом все одним миром мазаны – режиссер сознательно не делит федералов и фанатиков от веры на правых и виноватых, одинаково обличая обе стороны. Их твердолобость может разбиться только о беспорядочный свист пуль, что режиссер не без удовольствия и демонстрирует, явно забыв дорисовать «правильный» финал и добавив напоследок ошеломляющий, но чертовски верный вопрос – «А че это было?». Существовать в согласии противоборствующим сторонам вряд ли суждено, однако это наверняка под силу громогласным Иерихоновым трубам, которые окончательно всех помирят и успокоят, если это вдруг не удастся трескучим очередям из АК-47. «Jesus gave me water»? Ага, он как раз вас всех давно заждался.
Сергей Сысойкин