ПРИВЫКНУТЬ – ЕЩЕ НЕ ЗНАЧИТ ПОЛЮБИТЬ
ЧТО-ТО НЕ ТАК С КЕВИНОМ (WE NEED TO TALK ABOUT KEVIN)
Премьера: 19 января
Жанр: триллер, драма
Производство: США, Великобритания
Режиссер: Линн Рэмси
В ролях: Тильда Суинтон, Джон Си Райли, Эзра Миллер, Джаспер Ньюэлл, Рок Дер, Эшли Герасимович, Шаван Фэллон, Алекс Манетт, Кеннет Франклин
РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 4/5
Вопросы воспитания в кинематографе поднимаются не так уж и часто. Казалось бы, фильмов про отношения родителей и детей много, но серьезно на эту тему думать решаются далеко не все. Обычно данная тематика останавливается на последствиях неправильного воспитания, демонстрируя нам убийц, маньяков, психов, просто покалеченных родителями или жестокими ровесниками детей. Интересно найти этому объяснение, которое, скорее всего, даже после долгих раздумий будет казаться слишком простым. Основную массу кинорынка составляет кино американского производства. И здесь хорошо бы вспомнить их сценарную школу, где обычно прописываются биографии персонажей, даже если в этом отсутствует необходимость. Зрителю могут показать один день из жизни персонажа, но создатели будут знать всю его предысторию и не позволят ему чашку в руки взять, если на то нет закономерных причин. При этой любви к детальности и полноценности образа, обычно для фильма выбираются не нудные истории о становлении подростка, а трагические итоги этого становления. Вероятно, создатели ориентируются на то, что смотреть на убийства, сумасшествие, жестокость и разрушенные судьбы – это более интересное занятие, чем посвятить пару часов своей жизни истории о том, какие действия родителей, друзей или самого ребенка привели к трагедии.
Может быть, сложилось так под влиянием первого широко известного фильма, который показал подростков настоящими, бунтующими и возмущающимися. Это был «Бунтарь без причины» Николаса Рея в далеком 1955 год. Успех фильму принесла не только блестящая роль Джеймса Дина, но и поднятая тема. Впервые в кино открыто заговорили от лица подростков, подростков из внешне благополучных семей, которые почему-то не чувствуют этого благополучия. Причина их тревог и беспокойства лежала в семье: одни родители бросали ребенка на нянек, другие не способны были проявить чувств, третьи просто не могли дать откровенного ответа, а прикрывались стандартными лживыми приемами воспитания. Но все это надо было додумывать и искать между строк. Внимание все равно фокусировалась на том, во что все это вылилось.
Учитывая это, особую ценность представляют фильмы, которые медленно рассматривают процесс воспитания, будто зритель является ученым, который основывает свой опыт на методе наблюдения. Таким медитативным и оказывается новый фильм Линн Рэмси. Нам рассказывают историю семьи, взросление ребенка, его отношения с родителями, а особенно – с матерью. Все это подается через ретроспективу. В настоящем мы видим только отчаявшуюся женщину, в которой уже нет никаких чувств. Это даже не гнев, не обида, не отчаяние – это тотальная пустота. Ева (Тильда Суинтон) живет по привычке, потому что так надо. Мы не понимаем конкретной причины ее положения, но с развитием сюжета нам становится понятно, что все это из-за ее сына Кевина (Эзра Миллер), которого сейчас нет рядом с ней. Погиб ли он, совершил ли что-то плохое – это не важно. Потому что смысл не в последствиях (о них мы узнаем только в самом финале), а в процессе, в том, что к этому привело. Нашим глазам предстает жизнь Евы, ее встреча с мужем (Джон Си Райли), рождение Кевина, их отношения. А отношения Евы с сыном не заладились с самого начала. И, вроде бы, любила она его, и жила ради него, но почему-то ребенок отказывался принимать эту любовь. Вероятно, видел ее неискренность, или просто делал это из чувства протеста. Развивался он медленно, поздно начал говорить, но официального диагноза ему никто не поставил. Иначе ведь жить бы легче стало. А когда нет видимой причины – становится еще страшнее. Вот так же страшно было и Еве.
Известна ли будет причина жестокости Кевина к матери, может ли она вообще быть найдена – это загадка. Да и нужно ли находить на него ответ? Может быть, фильм снимался не для того, чтобы ответить на вопрос «Что не так с Кевином?», а для того, чтобы предотвратить подобные случаи? Тут хорошо бы вспомнить оригинальное название картины – We Need To Talk About Kevin (Нам нужно поговорить о Кевине). Кажется, картина (и книга Лайонел Шрайвер, которая легла в основу сценария) были созданы именно для этого. Сказать людям, что нужно говорить, обсуждать, искать причину тогда, когда еще можно уберечь себя и других от страшных последствий.
Однако фильм привлекателен не только своей тематикой. Во-первых, внимания заслуживает актерский состав. Тильда Суинтон – одна из лучших современных актрис, которой удается всегда играть сложные и глубокие роли. Да, некоторые обвиняют ее в однотипности, но если кто-нибудь способен найти актрису, которая лучше передаст угнетенность, отчаяние и безысходность – то тогда критика будет обоснованной. Пока что, кажется, с этим отлично справляется только она. Не менее интересен и Джон Си Райли, который у широкого зрителя ассоциируется с комедийными ролями, но неплохо проявляет себя и в драме. Его персонаж, конечно, второстепенный, но все равно очень важный. А наблюдать за хорошей игрой, особенно сравнивая ее с недавней ролью родителя в «Резне», - это всегда интересно. Кажется, удивить может и Эзра Миллер, ведь всегда приятно видеть на экране новые молодые лица.
Ко всему прочему, фильм удостоился множества номинаций и наград. Он участвовал в программе Каннского фестивале, номинирован на Золотой Глобус и принес Тильде Суинтон приз Европейской киноакадемии. Конечно, это далеко не причина для того, чтобы возлагать на картину особенные надежды, но один из положительных факторов. В любом случае, даже если новой работе Линн Рэмси и не удастся удивить зрителя, само ее существование – это уже ознаменование нового поворота в кино.
София Цисарь