ОНИ НЕ ВЕРНУЛИСЬ С ВОЙНЫ
ЭКСТРАСЕНС (THE AWAKENING)
Премьера: 16 февраля
Жанр: ужасы, триллер
Производство: Великобритания
Режиссер: Ник Мерфи
В ролях: Ребекка Холл, Доминик Уэст, Имелда Стонтон, Люси Коху, Джон Шрэпнел, Дайана Кент, Ричард Дерден, Элфи Филд
РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 4/5
Мы – люди осени, которым уже не дождаться весны.
(Дж. Р. Р. Толкин, «Властелин Колец. Две крепости»)
Первая мировая стала трагедией для всей Европы – и для Англии в том числе. Она была страшнее Второй в силу катастрофических обстоятельств, когда на фронт шел цвет европейской нации: молодые люди, едва закончившие Оксфорд и Кембридж, погибали под картечью и распыленным в воздухе ипритом, среди французских болот. Никто из них не знал, чего ожидать от этой войны, по каким правилам она будет вестись, какое оружие будет применено. Итог – «потерянное поколение», родители, оставшиеся без детей, страна, лишенная мужчин и наследников. Потерявшие на войне своих мальчиков, скорбные леди и джентльмены усаживались за спиритические столы, чтобы говорить с духами, и сыновья отзывались им через медиума. Этой повальной манией после Первой мировой страдали все. Родители заказывали фотографии, на которых их сын якобы жив: знаете, когда с пожилой четой фотографировался подставной мужчина в военной форме, а фотограф потом приклеивал лицо погибшего сына, вырезанное из другой фотографии. Это наглядно демонстрируется в фильме «Photographing Fairies» Ника Уиллинга, к примеру.
В киноработе Ника Мерфи действие разворачивается в Великобритании, в 1920 году, то есть через два года после окончания Первой мировой. Это важный временной знак, поскольку все происходящее на экране будет так или иначе связано со скорбью и призраками ушедших, в материализацию которых вся Англия начала XX в. стала болезненно верить.
Главная героиня - женщина-эмансипе (Ребекке Холл вновь выпала возможность сыграть такую после «Дориана Грея»). Ученый и скептик, она пребывает в загородную школу-интернат для мальчиков, переделанную из чьего-то старинного особняка, величественные каменные стены которого, раскинулись среди холмов и вересковых полей. Пребывает с единственной целью – изловить приведение, которое пугает детей по ночам. Охотники за приведениями появляются тогда, когда люди начинают верить в призраки, когда заражаются спиритуальными настроениями и эманациями потустороннего. Такое заражение на пустом месте не возникает: сильно поредевшее после войны общество просто не в состоянии воспринять смерть как факт жизни, уход сыновей в небытие как неизбежное обрубание их родовой ветви.
Школа-интернат почему-то именно для мальчиков. Осиротевшие дети – мальчики! – нуждаются в сохранении, чтобы было кому продолжить английскую династию и было кому умереть в окопах Второй мировой. По большому счету, они все уже давно призраки – и Флоренс ловит одного из этих призрачных,
сумеречных детей. Это похоже на «Сонную лощину», когда в викторианском особняке разворачивается стимпанковская
машинерия с медными датчиками движения, «фотографированием фейри», со светящимися в темноте следами (как не вспомнить современника событий Артура Конан Дойла и его «
холмсиану»?). Это похоже на «Белую ленту» Ханнеке и на «Сэнт Анж» Ложье, только про мальчиков. Дети – единый организм, и есть что-то загадочное в их молчаливом обществе, будто их объединяет общее знание страшной правды.
Боитесь ли вы темноты? Верите ли в оживших мертвецов, вернувшихся с войны, в призрачных детей, утративших всякую связь с реальным миром? Флоренс-Холл наверняка поверит после «Дориана Грея», который так и не пошел на войну, хотя ему и кричали из машины солдатики: «Эй! Куда ты? Фронт в другой стороне!».
Фильм «Экстрасенс» - борение рассудочного
racio с окутавшими Англию призраками прошлого, с мистическим декадансом – отголоском умирающей вместе с
оксфордскими мальчиками эпохи, с Первой мировой, забирающей детей.
P.S.: Через два года (2014 г.) - сто лет с начала Первой мировой. И Ник Мерфи далеко не первый режиссер, кто откликнулся на эту скорбную для Европы дату.
Варвара Захарова