Рейтинг@Mail.ru
Когда 21 сентября 1937 года впервые была опубликована книга малоизвестного писателя Джона Роналда Руэла Толкина «Хоббит, или Туда и обратно», немногие догадывались, что являются свидетелями эпохальных событий.


ВОЗВРАЩЕНИЕ В ДЕТСТВО

ХОББИТ: НЕЖДАННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ (THE HOBBIT: AN UNEXPECTED JOURNEY)
Премьера:
19 декабря
Жанр: фэнтези
Производство: США, Новая Зеландия
Режиссер: Питер Джексон
В ролях: Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитэдж, Хьюго Уивинг, Кейт Бланшетт, Элайджа Вуд, Энди Серкис, Кристофер Ли, Бенедикт Камбербэтч, Иэн Холм

РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 5/5

Профессор Оксфордского университета не раз рассказывал своим детям увлекательные истории о хоббитах и эльфах, о сказочных драконах и властных королях, о захватывающих приключениях, о мире, полном отваги и волшебства. Но до поры до времени сказания и легенды, придуманные Толкином (и вдохновленные скандинавским, немецким и кельтским эпосом), существовали лишь в кругу его семьи. С публикацией «Хоббита» (надо сказать случившейся по случайному стечению обстоятельств – первоначально писатель не имел планов по обнародованию своего текста) – дебюта филолога и лингвиста в литературе – к писателю пришла всеобщая слава и успех.

История о полурослике, отправившимся вместе с тринадцатью гномами и магом Гэндальфом в увлекательное путешествие к Одинокой горе с целью вернуть сокровища, украденные у гномов драконом Смогом, скорее была ориентирована на маленьких читателей, нежели на взрослых (недаром Толкин рассказывал ее своим детям). Именно поэтому вскоре после публикации «Хоббита» Стэнли Анвин – владелец издательства, которое опубликовало первую книгу профессора (а именно так величает писателя его многочисленная армия поклонников) – обнаружил, что история приключений Бильбо имеет немалый потенциал. Им и была выдвинута идея о необходимости создания нового, более масштабного романа, события которого бы были увязаны с событиями первой книги. Первоначально Толкином был предложен «Сильмариллион» – сложное для восприятия произведение, повествующее о событиях, происходящих в том же придуманном писателем мире – Средиземье, и произошедших задолго до событий «Хоббита». Но эта идея была отвергнута Анвином, а потому Толкин взялся за сочинение новой истории.

Роман писался достаточно долго и тяжело и был завершен лишь в 1948 году. В течение следующего 1949-го года писатель редактировал «Властелин Колец». Но публикация «Властелина» случилась только спустя пять лет, в 1954 году. Во многом это случилось из-за того, что в послевоенной Англии особым дефицитом пользовалась бумага, необходимая для печати. Вместе с тем редакции, которым профессор предлагал свой текст, не решались идти на риск публикации рукописи, связанный с издательством настолько большого (общий объем всех трех частей составил более 1000 страниц) и не самого простого для восприятия читателями произведения.

Первая реакция на опубликованный роман была смешанной: некоторые критики отмечали недостаточную прорисовку характеров главных героев эпопеи, другие не видели в романе «изюминки» и предрекали произведению не самую завидную участь. Но были и те, кто с ходу сообщил о неизбежности получения «Властелином Колец» культового статуса. Как бы то ни было, первые продажи романа были не столь впечатляющими, как на то надеялись автор и люди, сопричастные к появлению законченной версии книги.

Тем не менее, в начале шестидесятых годов двадцатого века, когда «Властелин» был опубликован в США повторно (первоначальная публикация, как обнаружилось, была не защищена копирайтом), к Толкину и его роману пришел грандиозный успех. Книга превосходно продавалась, переводилась на десятки языков, а самые маститые режиссеры начали всерьез задумываться о переносе монументальной истории Кольца Всевластия на экран. Не спала популярность творения писателя и по сей день. Трилогия Толкина заняла первое место в рейтинге «200 лучших книг» по версии канала BBC, в наши дни это все такая же уважаемая многими книга, а ее продажи находятся на все той же впечатляюще высокой планке.

Однако первая книга профессора – «Хоббит», – несмотря и на ее всемирную популярность, никогда не удостаивалась подобных почестей. Прежде всего, дело в том, что «Хоббит» и «Властелин Колец» – схожие идеологически, но разные ментально произведения. Если история Бильбо Бэггинса создавалась в основном в расчете на детей Толкина, а посему, предназначалась в основном подросткам и детям младшего школьного возраста, то «Властелин» – куда более «взрослое» произведение, сочетающее в себе сложные характеры персонажей, имеющее больший охват действий (сражения и битвы, представленные в эпическом творении писателя завораживают) и высокий уровень драматизма. Поэтому, по сравнению с историей Кольца, неожиданные приключения мистера Бильбо Бэггинса, преданные с оттенком по-детски сказочной, ироничной интонации, не так сильно привлекали внимание режиссеров-постановщиков.

Но еще в середине девяностых в прессе всплыли сведения об интересе к «Хоббиту» Питера Джексона – в то время далеко не самого известного режиссера, уроженца Новой Зеландии, автора «Небесных созданий» и «Живой мертвечины». Позднее информация подтвердилась из самых первых уст, но дальше слов дело, однако, не пошло. Во многом из-за отсутствия прав на книгу Толкина у заинтересованных лиц. Питер переключился на другие проекты, одним из которых совсем скоро как раз и стал «Властелин Колец».

В 2001-2003 годах на зрительский суд Питером Джексоном была представлена трилогия, которая навсегда изменила представление об эпичном кинофэнтези. Небывалый размах и успех фильмов ПиДжея нашел мгновенный отклик в сердцах преданных фанатов-толкинистов: пошли разговоры об экранизации приквела масштабной эпопеи – «Хоббита».

Впервые о грядущих съемках широкой общественности было объявлено 18 декабря 2007 года. Заминка в четыре года объясняется просто. После победоносного шествия «Властелина Колец» по кинотеатрам всего мира у Джексона возник спор финансового характера с New Line Cinema – студией, ответственной за выпуск «Властелина Колец». Новозеландец требовал часть денег, которые были не выплачены постановщику за работу над «Властелином». Потому на некоторое время разногласия между режиссером и студией заставили забыть о возможности запуска «Хоббита». Но в 2008 году, New Line Cinema разорилась из-за повала «Золотого компаса», еще одного кинофэнтази. Компания была присоединена к Warner, споры разрешились, и работы над приквелом «Властелина Колец» возобновились.

В первую очередь продюсеры во главе с Джексоном решили разбить сказочную историю профессора на два фильма, на что первоначально было выделено $300 млн. Новозеландец не захотел возвращаться в режиссерское кресло, ограничившись продюсерскими функциями. Постановщиком «Хоббита» был представлен Гильермо Дель Торо – автор «Лабиринта Фавна» и «Хеллбоя». Такое назначение вызвало неоднозначную реакцию среди толкинистов и обычных зрителей. Мрачный, возможно даже брутальный стиль Дель Торо не вязался с наивно-детским стилем «Хоббита», слишком сильно было различие. К тому же режиссер не раз публично заявлял, что ему не нравится вселенная, придуманная англичанином. Но после назначения на пост режиссера такого многообещающего проекта, мексиканец мягко извинился за свои предыдущие высказывания, сообщив о том, что «цикл Толкина ему очень даже нравится».

Два последующих года, вплоть до 2010-го, Джексон, Дель Торо и компания были заняты преимущественно написанием сценария к будущим фильмам. А 30 мая 2010 года столь ожидаемая многими картина вновь оказалась сиротой: из-за постоянных отсрочек производственного этапа фильма проект покинул Гильермо Дель Торо. Однако худо без добра не бывает: уход мексиканца вернул Питера Джексона в режиссерское кресло. Фанаты возликовали, а конфликты и многочисленные переносы съемочного процесса остались позади.

В кулуарах начали витать слухи об участии в ленте актеров, занятых во «Властелине Колец». Впоследствии оказалось, что слухи возникли не на пустом месте: сэр Иэн МакКеллен, Энди Серкис, Хьюго Уивинг, Кейт Бланшетт и Кристофер Ли подтвердили свое участие в фильме. Они вновь исполнили роли волшебника Гэндальфа Серого, Горлума, правителя эльфов Эрлонда, эльфийской королевы Галадриель и главы Белого Совета – мага Сарумана Белого соответственно. Также в картине оказались Элайджа Вуд (Фродо Бэггинс) и Иэн Холм (Бильбо Бэггинс в старости).

На заглавную роль – роль Бильбо Бэггинса – долгое время главным претендентом считался Джеймс МакЭвой, известный по фильмам «Особо опасен» Тимура Бекмамбетова и «Люди Икс» Мэттью Вона. Но отказавшись от заманчивой роли, шотландец представил хорошую возможность для другого представителя Туманного Альбиона – Мартина Фримана. Фриман знаком зрителю, прежде всего по телевизионному шоу «Шерлок» – современной интерпретации приключений знаменитого сыщика, придуманного Артуром Конан Дойлем. В «Шерлоке» у англичанина роль доктора Ватсона. На важную роль предводителя гномов – Торина Дубощита – был приглашен Ричард Армитэдж, пока не слишком известный актер, имеющий за плечами опыт работы в «Первом мстителе» и в английском сериале о Робин Гуде. В ролях остальных двенадцати гномов задействованы преимущественно актеры из Великобритании и Новой Зеландии. Королем эльфов Лихолесья стал американец Ли Пейс, известный по сериалу «Мертвые до востребования». Как и во «Властелине Колец» небольшое камео в своем новом фильме исполнил Питер Джексон. «Я появляюсь в первых 6-7 минутах фильма», – сообщил режиссер.

Как известно, в «Хоббите» применялись новые, другие, по сравнению с «Властелином Колец» технологии. За одиннадцать лет, прошедших с момента выхода «Братства кольца» технологии заметно шагнули вперед, что не могло не отразиться на съемочном процессе «Хоббита». В ходе работы над фильмом Питер Джексон и его съемочная бригада почти не использовали миниатюрные декорации, как это было во «Властелине». Гораздо активнее применялись компьютерные спецэффекты. Феноменальный успех «Аватара» Джеймса Кэмерона предопределил, что картина Джексона будет выпущена в формате 3D.

Летом этого года возникли слухи, свидетельствующие о том, что создатели «Хоббита» намереваются сделать не дилогию, а трилогию. Джексон некоторое время хранил молчание. И только 30 июля 2012 года студией было объявлено, что «Хоббит» официально становится трилогией. Джексон, по его словам, при монтаже фильма понял, что материала отснято так много, что с лихвой хватит на еще одну часть. Но возник вопрос: о чем рассказывать в третьей части? Для этого новозеландский постановщик обратился к приложениям «Хоббита», в которых речь идет о закадровых приключениях Гэндальфа, когда он на некоторое время покидает основную сюжетную канву повести. Второй фильм решено было назвать – «Хоббит: Пустошь Смога» (его релиз намечен на 13 декабря 2013 года), а третий – «Хоббит: Туда и обратно» (релиз состоится 18 июля 2014 года).

В апреле 2012 года на CinemaCon в Лас-Вегасе состоялся показ десяти минут из «Хоббита» для владельцев кинотеатров. Отрывки картины были показаны в режиме повышенной четкости со скоростью 48 кадров в секунду. Зрителям не понравилась излишняя «документалистичность» ленты. Многие были недовольны тем, что фильм более походил на телесериал, а не на эпичное сказочное произведение. Продюсеры отреагировали на это тем, что было решено демонстрировать фильм в стандартных 24 кадрах в секунду, а релиз фильма со скоростью 48 fps будет ограниченным (по последней информации 48 fps будут и в России, по крайней мере в крупных городах – в Москве и Санкт-Петербурге).

Над музыкой новой трилогии вновь потрудился Говард Шор, который знаком зрителю по своей работе над «Властелином». Вместе с лондонским филармоническим оркестром композитор на студии Abbey Road Studios создал мощный и буквально завораживающий саундтрек, который уже доступен для свободного прослушивания. Ричард Армитэдж и актеры, занятые в ролях гномов, приняли участие в записи песен для фильма.

Съемки «Хоббита», как и «Властелина Колец», прошли в Новой Зеландии – на родине ПиДжея. Дизайнерами ленты выступили Алан Ли и Джон Хоу, работавшие в начале нулевых над первой экранизацией Толкина Джексоном. На определенном этапе существовал шанс, что съемки переместятся в Восточную Европу из-за разногласий съемочной группы Джексона и властей страны. Но все расхождения были устранены, так что съемки стартовали в запланированное время. Как и трилогия о Кольце, производство «Хоббита» началось с того, что было решено вести съемки сразу всех трех частей (на момент начала съемочного процесса – двух). Работа над лентой предполагала производство некоторых сцен в Великобритании, на знаменитой студии Pinewood Studios, где снимались такие картины как «Гарри Поттер», «Темный рыцарь», «Прометей», а также последние серии Джеймса Бонда. Это решение в том числе было продиктовано невозможностью дальних перелетов британцев Иэна Холма и Кристофера Ли, суммарный возраст которых на двоих составляет 171 год. Между прочим, Кристофер Ли – единственный член команды «Хоббита», который был лично знаком с Джоном Толкином. В общей сложности съемки продолжались 254 дня, с 21 марта 2011 года по 6 июля 2012 года с перерывами.

На настоящий момент «Хоббит: Нежданное путешествие» уже попал в лонг-лист номинантов на Оскар за лучшие спецэффекты, а Warner Bros. активно продвигает свое детище на соискатели в других номинациях Оскара, в том числе и главной. Кроме того, Джексон подтвердил выход в следующем году режиссерской версии «Хоббита», которая окажется длиннее кинотеатральной на целых 25 минут. Точной даты выхода в свет Special Extended Edition (SEE) фильма пока нет, но стоит ожидать, что она придется на конец 2013 года.

Мировая премьера картины состоялась 28 ноября в Новой Зеландии, в Веллингтоне, всего через два дня после завершения работы над компьютерной графикой фильма. Билеты на премьерный показ были раскуплены в течение нескольких минут после того, как они поступили в продажу. Ведущие актеры и члены съемочной бригады появились на красной ковровой дорожке, а столица Новой Зеландии на три недели в честь такого события была переименована в «Середину Средеземья» («The Middle of Middle-Earth»). По предварительным прикидкам премьера обошлась городу в миллион долларов.
Отзывы, появившиеся после премьерного показа, были в целом положительными. На данный момент «Хоббит» имеет средний балл 9.0 и 9200 голосов на сайте imdb.com. Как примут фильм в остальном мире (и в нашей стране в частности) и сможет ли фильм тягаться с фильмами-финансовыми рекордсменами пока не ясно, но совершенно очевидно, что картина ПиДжея найдет отклик в сердцах преданных поклонников произведений Толкина и режиссерского таланта новозеландца по всему миру.

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

В 1937 году в свет вышла повесть Дж. Р. Р. Толкина«Хоббит, или Туда и обратно». Спустя 75 лет в прокат выходит его экранизация, не первая вообще (летопись кино хранит воспоминания о советском телеспектакле 1985 года производства), но первая по сути. Вспомним каким был 1937 год от Рождества Христова, сравнив самые значимые его события с немаловажными событиями года нынешнего.



МАЛЕНЬКИЙ ГЕРОЙ

Уроженец Хэмпшира, англичанин Мартин Фриман пока еще не слишком хорошо знаком широкому зрителю. Будущий доктор Ватсон и хоббит Бильбо Бэггинс появился на свет 8 сентября 1971 года в городе Олдешот. Едва достигнув совершеннолетия, он твердо решил посвятить свою жизнь актерскому ремеслу. К тому времени за плечами у Фримана уже было посещение римско-католической школы, а также Центральной школы сценической речи и драматического искусства, которая располагается в Лондоне.

Начав сниматься на британском телевидении в довольно средних постановках, в 2001 году Фриман (к тому моменту актеру стукнуло тридцать лет) попал в проект под названием «Офис». Роль Тима Кентербери – харизматичного лицемера – пришлась впору; карьера пошла в гору, недостатка в интересных предложениях не было. Вместе с тем, нельзя было сказать, что Фриман попал на абсолютную волну успеха.

После «Офиса» на счету британца участие в этапной для нулевых картине «Реальная любовь» Ричарда Кертиса, в фантастической комедии Гарта Дженнингса «Автостопом по галактике» (2005), а также в трилогии «Кровь и мороженое» за авторством Эдгара Райта и Саймона Пегга. Трилогия включает в себя «Зомби по имени Шон» (2004) и «Типа крутые легавые» (2007). В следующем году лентой «Конец света» трилогия завершится. В картине помимо Мартина, как и в двух предыдущих фильмах цикла, примут участие сам Саймон Пегг и его верный творческий партнер Ник Фрост. Судя по всему, нас ожидает озорная и смелая постановка, в которой найдется место тонкому (и не очень) юмору, увлекательному экшену и сильным актерским работам.

На сегодняшний день более всего Фриман известен по роли доктора Ватсона в современной интерпретации приключений Шерлока Холмса. Мини-сериал, снятый для канала BBCWales, покорил зрителей по всему миру, сделав актеров, занятых в главных ролях, звездами (помимо Фримана чести удостоился и Бенедикт Камбербэтч, исполнивший в сериале заглавную роль – роль знаменитого сыщика).

По сути именно «Шерлок» и стал отправной точкой в карьере Фримана. Сложно прогнозировать, как сложится дальнейшая судьба английского лицедея. К примеру, роль Фродо не помогла Элайдже Вуду в покорении голливудских вершин. С другой стороны, Вуд на десять лет младше Фримана, а потому у американца все еще может сложится. Как же сложится судьба Фримана – вопрос. В одном не приходится сомневаться. Роль хоббита Бильбо Бэггинса в многомиллионной трилогии – важный момент в жизни Мартина Фримана, плодами которого может стать его последующее карьерное восхождение.

Пока же график актера занят в основном «Хоббитом», а также личной жизнью. Фриман встречается с английской актрисой Амандой Эббингтон, с которой познакомился в 2000 году на съемках телевизионного фильма «Только мужчины». В последующем Эббингтон и Фриман не раз участвовали в совместных кинопроектах. От Аманды у Мартина двое детей: трехгодовалая дочь Грэйс и семилетний сын Джо. Пока что пара официально не оформила свои отношения.

Геннадий Гусев

НАРИСУЙ МНЕ ХОББИТА


Сложно себе представить лучшую основу для анимационной ленты, чем книги профессора. Кажется, волшебный мир Толкина так и просит о реинкарнации в качестве мультипликационного фильма. Благородные и прекрасные эльфы, пугающие свирепые орки, битвы магов, войны народов, великие путешествия туда и обратно. Ведь одна известная студия подарила миру столько волшебных сказок. Почему бы ей было не осчастливить взрослых? Сегодня не осталось никаких намеков о возможном сотрудничестве студии Дисней и писателя. Однако доподлинно известно, что сам Толкиен крайне негативно относился к сказочным экранизациям классика. Слишком уж приторными они получались. Нет, мир Средиземья совсем другой. Его песни серьезны и мрачны. Тем не менее, нашлись авторы, попытавшиеся передать этот мир с помощью красок.

Первой серьезной анимационной экранизацией трудов Толкиена считается лента «Хоббит», выпущенная Жюль Бэссом и Артуром Рэнкином-младшим в 1977 году для телеканала NBC. Сценаристы бережно подошли к первоисточнику, в результате чего мультфильм почти безукоризненно следует букве и духу книге. Впрочем, не обошлось без оригинальных идей. Так кожа эльфов получила зеленый оттенок. Зрители восприняли «Хоббита» неоднозначно. Сочетание детских сказочных мотивов и мрачных рисунков пришлось по вкусу не многим, что не помешало режиссерам питать надежду на скорое возвращение в Средиземье. Но у судьбы на этот счет были совершенно другие планы. Спустя год Ральф Бакши демонстрирует свое видение «Властелина колец», точнее «Братства кольца» и начала «Двух крепостей».
В тот период Бакши увлекался экспериментами с ротоскопированием (перерисовкой в мультфильм живой актерской игры). Задумка была, по меньшей мере, интересной, но вот качество материала оставляло желать лучшего. В итоге живые актеры значительно уступали рисованным персонажам. Да и требования продюсеров, настоявших на том, чтобы убрали из названия словосочетание «часть первая», не играло на пользу мультфильму. Результат предсказуем – провал в прокате и крест на продолжении. Позднее Терри Гиллиам заметит, что у Бакши амбиций всегда больше, чем возможностей. «Он умудрился испортить все мои любимые книги», - возмущался Гиллиам. Но обрывать историю на полуслове никто не хотел. За историю о «Возвращении короля» берутся вновь Бэсс и Рэнкин. Была ли подобная рокировка удачной? Нет. То, что изумительно смотрелось в детском «Хоббите» оказалось абсолютно непригодным для взрослого «Властелина колец». Режиссеры настолько вольно обошлись с первоисточником, что вся история теперь велась от лица Сэма. Поклонники растерянно крутили пальцем у виска. Зритель, ожидавший продолжения анимационных подвигов от Бакши, был в недоумении. Импровизированная дилогия ни в какую не хотела выстраиваться в осмысленную историю. Такова печальная летопись широко известных экранизаций профессора. Были ли неизвестные? Разумеется.

По всем правилам первым появлением хоббита Бильбо на экране следует считать не полнометражную работу Рэнкина и Бэсса, а короткометражку Джина Дэйча. Для того чтобы уместить известные приключения в 10 минутный мультфильм, нужно приложить немало усилий. В результате, на свет появилось странное нечто, напоминающее оригинал лишь ключевой историей с драконом и наличием Гэндельфа и Бэггинса в сюжете. Неудивительно, ведь единственной причиной появления этой ленты на свет, стала лазейка в контракте. По нему Ульям Л. Снайдер лишался прав на произведения Толкиена, если в срок до 30 июня 1966 года не снимет анимационного фильма. В указанный срок цветной анимационный фильм «Хоббит» был показан ни в чем не повинной публике. Контракт был выполнен, а Снайдер с радостью продал права за внушительную сумму.

Еще одной неизвестной страничкой из жизни хоббитов можно считать российскую короткометражную ленту «Сокровища под горой». Мультфильм, выпущенный в технике смешанной анимации, совмещая в себе рисунки и перекладку, рассказывал о нападении дракона Смога на гномий город. Песню пролог исполнял Николай Караченцов. Увы, 1991 год был не лучшим для российской анимации, а потому проект сначала отложили в долгий ящик, а потом и вовсе забыли.

Константин Большаков
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 273 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio