ЗВЕРИ ДИКОГО ЮГА (BEASTS OF THE SOUTHERN WILD)
2012, США, 91 мин.
Жанр: фэнтезийная драма
Режиссер: Бен Зайтлин
В ролях: Кувенжане Уоллис, Дуайт Генри, Леви Истерли, Лоуелл Лэндис, Памела Харпер, Джина Монтанна
Глядя на «Зверей дикого юга», будучи при этом не проинформированным о создателях этой ленты, можно по ошибке принять ее за новую работу Терренса Малика, уж больно похожа манера повествования молодого дарования Бена Зайтлина на чисто маликовскую способность наполнять вроде как доступный всякому, даже прозаичный сюжет экзистенциальным смыслом, не скатываясь при этом в псевдо-интеллектуальный художественный образ. Данное сравнение дорогого стоит, а тот факт, что это всего лишь дебют(!) для новоявленного последователя, и вовсе способен заставить закрыть глаза на некоторую недоработанность относительно некоторых мелочей(вроде тех, когда маленькая девочка начинает в своем возрасте задумываться о смысле жизни).
Потому как автору удалось справиться с главной своей задачей, а именно донести до зрителя идею. В чем-же она заключается? Скорее всего, первой целью режиссера было показать через сознание шестилетнего ребенка постоянный раскол в обществе. Неотесанный быт всех главных героев(будь то отец Хашпаппи, или его друзья-пропойцы) воспринимается здесь как нечто обыденное, само собой разумеющиеся, потому как фоном для всех событий служат причудливые фантазии, скорее даже прогулка девочки с еще не окрепшим сознанием, по метафизической пустыне, наполненной иллюзиями самого разного характера. К примеру существовавшие лишь в ее сознание огромные вымершие быки, олицетворяют собой все беды, внезапно свалившиеся на жителей маленькой общины, недалеко от практически смытого ураганом «Катрина» Нового Орлеана. Но метод здесь — опять-таки не самоцель, а лишь средство для более яркого выражения заложенного в картину месседжа.
А помимо запечатления конфликта совершенно разных слоев общества, перед нами разворачивается пронзительная драма о взрослении, о вечных трудностях в отношениях отцов и детей. Тут уже нельзя не провести параллели к последнему монументальному полотну Малика «Древу жизни», где велись рассуждения примерно в том-же русле, но если там перед нами разворачивалась своеобразная цепочка перетасованных образов, то у Зайтлина действие разворачивается в строго хронологическом порядке. При этом и там и там можно обнаружить весьма необычные взгляды на мир в целом, на человеческую природу, но ни в коем случае нельзя обвинить Бена в плагиате, ведь общие идеи возникают как-бы сами собой, пусть даже он намеренно пошел по стопам американского классика. Лейтмотивом в свою очередь служат поиски матери, оканчивающиеся на довольно интересный ноте, и то и дело обретающие все новые очертания.
Вот и визуально фильм смотрится исключительно выигрышно, благодаря усилиям чуткого оператора Бена Ричардсона, то и дело захватывающего потрясающей красоты кадры, снятые в действительно диких условиях, за исключением разве что в некотором смысле необходимого применения компьютерной графики. Сам антураж стал идеальной площадкой для захватывающей дух, насквозь пронизанной каким-то даже сказочно-оптимистичным настроением взрывной феерии, которую так или иначе удалось наделить эпическим духом притчи поистине необъятных масштабов. И это при том, что у этого, в общем-то, типичного образчика независимого кинематографа был копеечный, особенно по современным меркам бюджет (неспроста главные роли были разобраны непрофессиональными актерами).
Какбы то ни было, потрясающе выверенная атмосфера вкупе с прочими эффектным решениями относительно технической стороны фильма не могли заменить ему собственную философию, которая вполне способна подчеркнуть взаимосвязь многих на первый взгляд обыденных вещей, сделав это не в пример лучше вышедшего в этом-же году трехчасового «Облачного атласа», не сумевшего внятно выразить даже такую простую мысль. А ведь в случае «Зверей дикого юга» это далеко не единственная метафора.
Александр Гофман