ФОРСАЖ 6 (FAST & FURIOUS 6)
2013, США, 130 мин.
Жанр: боевик, триллер, драма, криминал
Режиссер: Джастин Лин
В ролях: Вин Дизель, Пол Уокер, Дуэйн Джонсон, Мишель Родригес, Джордана Брюстер
Пятая часть гоночной серии выстрелила два года назад, отчетливо дав понять, что продюсеры настроены более чем серьезно и не собираются спускать франшизу на тормозах, снимая кино только лишь для своей фанатской базы. «Fast Five» с легкостью привлек новую аудиторию за счет обновленной концепции и существенного поднятия планки качества продакшна, что сделало его самой кассовой частью серии; а также, автоматически, возвело последующий шестой фильм в ранг самых ожидаемых премьер года. И Джастин Лин не подвел.
Шестой «Форсаж» – это стопроцентный экшн в чистом виде, укомплектованный зрелищными вкусностями настолько, что хватило бы на пару-тройку боевиков средней руки. А ведь это весьма солидное достижение для фильма, в котором отсутствуют супергерои из комиксов и элементы фантастики. Последнее, правда, касается лишь визуализации, поскольку на экране иногда творится просто невероятное в буквальном смысле этого слова. В конце фильма присутствует длинная надпись, общая суть которой сводится к «не пытайтесь повторить трюки – они сделаны профессионалами и опасны для жизни».
Создателям следовало бы разместить еще одну надпись в начале картины, где бы они отметили, что «фильм снят для развлекательных целей и не ставит собой задачу показать законы физики абсолютно достоверно», ну, или, что-нибудь в этом роде – поскольку наверняка найдутся зануды – отличники физико-математических дисциплин, которые будут с умным видом находить в фильме «неточности». Если Вы в число оных не входите – тогда, безусловно, Вас не смутят ни полеты героя Дизеля, ни нескончаемая взлетно-посадочная полоса, ни прочие подобные моменты, которые, условно говоря, граничат с фантазией. Но фильму это запросто сходит с рук, поскольку это не тот случай, когда при общей силе экшн-составляющей ощущается явственная тупость всего происходящего и полное отсутствие интереса к судьбам героев (проще говоря, это не пятый "Орешек") – у фильма есть великолепный эмоциональный стержень, есть персонажи, которые вызывают симпатию еще с начала, а ближе к финалу так и вообще заставляют сильно понервничать; поскольку мощнейшая кульминация оказывается неожиданно сильной и в эмоциональном плане. Несмотря на общую концепцию «безбашенного боевика», всеобщую развеселость и частую абсурдность происходящего – нужные эмоции оказываются честными и уверенно достигают своей цели.
И тут нужно упомянуть также и о многих довольно неожиданных моментах – фильм оказывается способным по-настоящему удивлять. Это касается не только тривиальных твистов, когда, к примеру, выясняется личность главного предателя – гораздо важнее то, что здесь есть неожиданные сценарные решения, которые в какой-то момент даже заставляют сомневаться в том, какой финал для нас приготовили создатели. Все вышеперечисленное является солидным дополнением для главной составляющей картины – потрясающих экшн сцен; разнообразных, оригинальных и великолепно проработанных.
По традиции, здесь есть несколько автомобильных погонь – и две из них являются чистым экстримом, словно ставя себе цель установить рекорд по количеству разбитых автомобилей на единицу времени. В начале фильма, когда в сюжете появляется главный злодей Шоу (Люк Эванс) – его флипкар на базе F-1 методично подбрасывает в воздух одну полицейскую машину за другой. Но ближе к финалу нам приготовили еще и танк – наблюдать, как он прессует автомобили целыми пачками – невероятное зрелище. Создатели признались, что, поначалу, собирались снимать эту сцену комбинируя CGI и реальные съемки, но, по их словам, «танк оказался настолько эффективным», что компьютерных эффектов практически не потребовалось.
Но есть в фильме, конечно, и перестрелки, и рукопашные схватки. Последние отличаются превосходной хореографией и эффектной манерой съемки. Приятно, что нет истерической тряски камеры (от этого многие отходят в последнее время), есть лишь умеренное покачивание, так что все действия героев просматриваются очень четко; а динамики добавляет грамотный монтаж различных ракурсов, который, однако, никогда не «разрывает» сцену и не снижает ощущение реалистичности. При этом, ключевые рукопашные схватки выглядят солидно и мощно, не прогибаясь под морем иронии, которой в фильме достаточно – в них есть и напряжение, и чувство реальной опасности. Речь идет, конечно, о драке в метро; и о финальной сцене, существенной частью которой являются эпизоды ближнего боя. Несмотря на объемный хронометраж боевых сцен – экшн здесь никогда не утомляет. И достигается это не только грамотной его постановкой. В фильме много героев – и сценарий предоставляет каждому из них в полной мере проявить свои лучшие качества, каждому внести ощутимый вклад в дело общей команды. К подобной равномерности идет еще один неоспоримый плюс – сцены оригинальны, разнообразны и никогда не повторяются. Говоря об актерах – не стоит думать, что они здесь выполняют роль мебели или боксерских груш. Характеры раскрыты настолько, насколько это необходимо; и есть связь со зрителем, поскольку образы обладают прямотой, энергетикой и харизмой.
Сразу с началом финальных титров покидать зал не стоит – по традиции, есть еще важный бонус. А что касается фильма в целом – Джастин Лин показывает настоящий мастер-класс по теме «Как правильно снимать экшн в двадцать первом веке», представляя стремительное высокооктановое развлечение в чистом виде без сторонних примесей, в сравнении со свирепой мощью которого ЖЧ3 выглядит как легкая комедия, а уж о G.I. Joe 2 и прочих детских утренниках и вспоминать не стоит. В равной степени веселый, напряженный и захватывающий; до предела накачанный концентрированным адреналином «Fast & Furious 6» – это громкая претензия на лучший экшн года.
Василий Марин