Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Ретро / Долгий путь
Автор: Ренат ГариповДата: 31.08.2016 13:52
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ДОЛГИЙ ПУТЬ
1956, СССР, 80 мин.
Жанр: драма
Режиссёр: Леонид Гайдай
В ролях: Сергей Яковлев, Владимир Белокуров, Кюнна Игнатова, Леонид Губанов, Никифор Колофидин, Александр Антонов

Наводящий тоску и безотчетный трепет пейзаж ледяной и бурной пустыни. Ветер, завывая, несет тучи мелких, острых снежинок и швыряет их в лицо любому, кто осмелится бросить вызов суровой северной русской зиме. Сопротивляться стихии кажется бессмысленным, но, тем не менее, буран застает в дороге две повозки, запряженные лошадьми. Люди направляются на станцию – отогреться, сменить тройку и продолжить свое путешествие. До захода солнца можно проделать еще немало верст, а в этих местах и без того неприветливая погода может ухудшиться.

Перевернувшиеся сани дают возможность проводникам-якутам перекинуться парой слов. Похоже, они единственные, кому метель не приносит особого беспокойства. Купец на одной из повозок нервно торопит, и вот уже лошади, звеня бубенцами, летят к полузасыпанным снегом строениям. Конвой, сопровождающий ссыльную, на вторых санях отправляется следом к горячему очагу.

Теплая комната сменяет сцену бушующего океана снега. Станционный писарь Кругликов после рюмки водки готовится рассказать историю своей жизни случайным проезжающим и перенести зрителей в летний Кронштадт. А здесь совершенно иной пейзаж. Спокойное море, солнце, пробивающее тусклыми лучами затянутое облаками небо. Волны лениво разбиваются о прибрежные камни. Озаренный светом маяк и паруса торговых судов, белеющие вдали. Романтическая обстановка для двоих влюбленных. А сероватые тона еще лишь только предвещают неблагоприятное развитие событий.

Василий Кругликов – коллежский советник, с неплохими карьерными возможностями. Тихий и спокойный молодой человек с приземленными желаниями и мечтами. Ему кажется, что он знает, каково его будущее и оно его устраивает. Раиса Федосеева – чувствительная любительница книжных романтических приключений. Она грезит о великих подвигах своего рыцаря, спасающего ее от пиратов и красиво говорящего о любви. И пусть Василий не может разделить и исполнить ее мечты, они любят друг друга. Их семьи – добрые знакомые, и преград для молодых нет.

Как водится в романах, между ними встает третий – «его превосходительство, генерал» статский советник Латкин. Пользуясь положением и обстоятельствами, он пытается добиться руки Раисы и разлучить возлюбленных. Мечта о приключениях воплощается в жизнь, но в современной обертке. Бежать? Сражаться? Отступиться? Смелая девушка подталкивает нерешительного героя к подвигам, но итоговый результат вряд ли имел место в ее представлениях о будущем.

Теперь Кругликов – писарь на якутской станции, принужденно любезничающий с высокими чинами, следующими мимо. Пьет горькую, предаваясь воспоминаниям, и желает хоть каких-то улучшений своей жизни. Сейчас в тумане мелькнул луч света в лице заезжего купца. В обмен на захватывающую историю он может предлложить новую должность. А пока Василий раскрывает перед малознакомыми людьми картину прошлого. Та, о ком он говорит, находится за стенкой от него. Но суждено ли им узнать друг друга и встретиться хотя бы на несколько мгновений? Нездоровая ссыльная – уже не та Раиса Федосеева из Кронштадта. А откровенность рассказа Кругликова, наряду с запоздалым осознанием произошедшего (сказанные вслух слова помогли осмыслить старые события) делает из него другого человека. Сильного духом и не желающего преклонять колени перед властьимущими.

Первая режиссерская работа Леонида Гайдая разительно отличается от тех картин, с которыми ассоциируется его фамилия. «Долгий путь» – серьезная драма о любви, разлуке и случайной встрече, сценарий которой основан на сибирских рассказах Владимира Короленко. И, несмотря на дебют, в ленте уже чувствуется рука хорошего постановщика. Гайдай использует всю силу кинематографического искусства для передачи материала. Зритель не только видит события и слышит рассказ, но и может прочесть на лицах чувства и эмоции, прочувствовать атмосферу, тон которой задают съемки природы. Присутствует и интрига. Персонажи живые, понятные, им хочется сопереживать. Эти качества кино так естественны и в наше время так редки, что невольно вызывают восхищение проделанной работой всей съемочной бригады.

Удалось Гайдаю и кинематографическими приемами обозначить политический окрас картины. Романтичность героини, не найдя выхода в средневековых приключениях, обращается к революционным идеям. Что выглядит вполне естественно и позволяет автору, посредством политической ссылки, привести ее на ту самую станцию. Царская Россия готова к переменам, о чем говорит и изменившееся поведение Кругликова. Мало того, писарь при купце (олицетворяющий пролетариат) поначалу не проявивший интереса к истории, по ее окончании перешел на сторону главного героя. Как представителю того же класса, чувства, выраженные Василием, были ему близки. Тогда как сам купец, узнав причины случившегося и видя изменения характера, резко переменил свое отношение. Кругликов как личность вырос на глазах, а ему (как представителю более высокого сословия) в подчинении такой человек не нужен.

Несмотря на жанр ленты, Михаил Ромм (заслуженный деятель советского кино) после просмотра «Долгого пути» посоветовал Леониду Гайдаю ставить комедии. И при внимательном рассмотрении можно увидеть предпосылки к тому. Даже снимая серьезную драму, Гайдай нашел место комичным персонажам и сценам. Соседи Кругликовых – бомбардиры-сапожники и проводники якуты как герои нужны были лишь для связки отдельных частей истории. Но режисссер обратил на них большее внимание зрителей. Эпизоды явления посла Арабина на станцию и сцена первого прихода псевдогенерала в гости к Федосеевым, несмотря на всю важность и тяжелые для героев последствия, также несут в себе комедийные нотки. Эти моменты не бросаются в глаза и не кажутся неуместными, но на общем фоне ленты явно выделяются. Чего можно было с легкостью и не делать. Но, согласитесь, добавить немного юмора в сложности жизни, дать повод улыбнуться даже в напряженные моменты – это так по-нашему!

Сложно сказать, каким могло бы быть творческое наследие Леонида Гайдая, займись он постановкой серьезных лент. Так же как и достоверно узнать о причинах, повлиявших на смену кинематографического направления. Но, раскрыв свой талант находить смешное не только в повседневном, но и в грустном, Леонид Иович в будущем подарит зрителям картины, прочно ассоциирующиеся со словосочетанием «классическая советская комедия».

Ренат Гарипов
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 236 гость(ей) : Денис Востродымов
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio