КРАСНЫЙ ВОРОБЕЙ (RED SPARROW)
2018, США, 140 мин.
Жанр: триллер, драма, детектив
Режиссер: Френсис Лоуренс
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джоэл Эдгертон, Маттиас Шонартс, Шарлотта Рэмплинг, Мэри-Луиз Паркер, Киран Хайндс
Что бы ни снимал Голливуд о постсоветском пространстве, всё равно получается угар в ушанке. Оскароносная Дженнифер Лоуренс, заручившись патронатом Френсиса Лоуренса (однофамильца и, по совместительству, создателя «Голодных игр»), отправилась нелёгким путём атомной Шарлиз Терон – блондинки на секретной службе.
В отличие от прообраза, «Красный воробей» снят по литературному первоисточнику – одноимённому роману 2013 года авторства Джейсона Мэттьюса. Краткая характеристика от людей, его читавших, – «50 оттенков кингсмэна», т.е. девиантный секс в исполнении агентов спецслужб при исполнении. В принципе, в подобной литературе нет ничего крамольного, если воспринимать ее просто, как трэшный стёб.
Итак. Где-то наши дни. Балет. Большой (театр). В нём – откормленная прима-балерина (Лоуренс). Её дядя – агент (не тайный, все это знают). Холод. Серость. Водка. Угловатые лица. Густые брежневские брови. Россия.
Однажды прима Лоуренс ломает ногу и заканчивает с балетом (любопытный зритель удивляется, как она с такими широкими ляхами не сломалась ещё раньше). Дядя устраивает племянницу в секретную школу спецагентов. Там правит гестапо-style Матрона (имя персонажа), которая путем насильственного просмотра порнографии и через сцены публичного секса делает из новобранцев «воробьёв», что добывают информацию, применяя свою привлекательную внешность и отточенные оральные ласки.
Традиционно кровавому ке-ге-бе противостоит их вылощенное цэ-рэ-у. Агенты последнего за версту чуют противника и одним движением щетины штабелями кладут их в свою постель. А дальше начинается традиционная забава «найди крота».
Короче, на суд аудитории вынесен типичный секретнослужебный и спецагентурный детектив, обильно сдобренный эротическими сценами. Внимательный к мелочам зритель уже к середине фильма способен вычислить «крота». После чего можно расслабиться и рассмотреть ленту сквозь призму лёгкого комедийного жанра.
Режиссёр не решился цитировать роман дословно, но непрозрачные полунамёки очень доходчиво передают его дух. «Красный воробей», запутавшись в силках клише времён холодной войны, взахлёб заливается стереотипными представлениями о постсоветских странах. Но его самый главный минус – в нарочитой серьёзности. Взявшись за экранизацию полупорнографического трэша, Френсис Лоуренс не нашёл в себе смелости «облегчить» свою работу и добавить в нее толику, скажем, «Джонни Инглиша». Вместо этого, все два часа каменные лица Дженнифер сотоварищи на одном дыхании хлебают традиционные щи из tovarish, babushka, balalaika, matushka rossija.
Как и «Голодные игры» с «Матерью», история «воробья» вращается вокруг главной героини и якобы демонстрирует путь девушки от балерины к спецагенту, через тяжелейшую работу над собой во имя высокой цели – помощи матери. Но, похоже, что Дженнифер Лоуренс выдохлась на площадке «Матери» и до сих пор не набрала свою лучшую форму. Её персонаж, с одним лицом на все случаи жизни, действует без эмоционального надрыва и не вызывает никакого сочувствия. В этом фильме она – лицо с витрины, что своими формами завлекает проходящего мимо зрителя. Но на ощупь её формы оказываются фальшивы, а сама она сделана из пластика. Хорошо загримированный манекен.
Словом, «Красный воробей» – это типичная голливудская клюква о пост-СССР. Рекомендуется к просмотру всем ностальгирующим за «Красной жарой» и за шварценеггеровским «Хульиганы!».
Исключительно с целью стёба.
Павел Чаплыгин
В кинотеатрах с 31 мая