КРАСАВИЦА ДЛЯ ЧУДОВИЩА (MARY SHELLEY)
2017, Великобритания-Люксембург-США, 120 мин.
Жанр: биография, драма, мелодрама
Режиссёр: Хайфа Аль-Мансур
В ролях: Эль Фаннинг, Дуглас Бут, Стивен Диллэйн, Том Стёрридж, Мэйси Уильямс, Бел Паули, Бен Харди, Джоанн Фроггатт
Урождённая Мэри Годвин (Эль Фаннинг) в свои 16 весьма неплохо живёт в Лондоне начала XIX века с отцом, сестрой и мачехой, но за своенравность оказывается выдворена в Шотландию к родственникам для перевоспитания одиночеством. Последнего там жутко не достаёт ввиду визита молодого поэта бунтарских взглядов Перси Шелли (Дуглас Бут), фамилия которого легко выдаёт, как же именно дальше сплетутся судьбы наших героев. К тому же Перси сильно напоминает отца Мэри в молодости, и если бы на тот момент люди могли знать, что такое фрейдизм, они бы обязательно его здесь разглядели. Ещё вроде бы важным лейтмотивом всего происходящего становится образ гальванизированного монстра, витающий в голове у Мэри, и в будущем ставший самым известным оживлённым мертвецом в мировой литературе, но очередь до него всё никак не доходит.
Знаменитое холодное лето, которое автор «Франкенштейна» провела в богемной пьющей компании Байрона, своего мужа, сестры и доктора Полидори, создателя первой истории про интеллигентного вампира, и которое по сути стало точкой отсчёта написания главного романа, страшно подумать, восемнадцатилетней Мэри, появляется тут уже во второй половине хронометража, а сам роман и вовсе под титры. Кто-то, совершенно закрытый от внешней информации о фильме, ждал тут биографию или высказывание на тему писательства, все остальные с трепетом (кто от радости, кто от ужаса) готовились к феминистскому высказыванию, ведь «Красавица для чудовища» – новый фильм первой женщины-режиссёра из Саудовской Аравии, а её дебюты (и художественный, и документальный) уже были ожидаемо посвящены проблемам прав женщин.
Но всех обманули, ведь в основном сюжет первого международного опыта Хайфы Аль-Мансур напоминает какие-то «Сумерки», окунувшиеся во французскую волну авантюрных исторических комедий, он куда больше сконцентрирован на любовных треугольниках, ссорах и признаниях, чем на вопросах формировании произведения или характера его автора в контексте патриархальной культуры общества. Происходящее на экране порой превращается вроде бы в готическую насмешку, но до конца всё равно не понимаешь, тут так шутят или они это всё всерьёз. Вожделенный феминизм приберегли разве что на финал и свалили в кучу из избытых клише, биографические факты нарушили ещё на старте, тяжелый безденежный брак героев в бегах показали молодёжной интрижкой. Странное впечатление, будто режиссёр просто отбила номер, но такое ведь обычно проворачивают где-то на десятом голливудском фильме, а не на первом же после показательного освобождения от условностей арабского отношения к женщинам.
Антон Минасов
В кинотеатрах с 10 мая