КОРОЛЬ ЛЕВ (THE LION KING)
2019, США, 118 мин.
Жанр: мультфильм, мюзикл, драма, приключения, семейный
Режиссёр: Джон Фавро
Роли озвучивали: Джеймс Эрл Джонс, Дональд Гловер, Чиветель Эджиофор, Джон Оливер, Джон Кани, Элфри Вудард, Джейдон Маккрэри
Под знакомые с детства протяжные звуки интро «Circle of Life» над саванной занимается рассвет и все её обитатели, от жучков и паучков до антилоп и жирафов, собираются приветствовать новорождённого Симбу, сына короля Муфасы, который непременно вырастет таким же мудрым, как и его отец, и будет править долго и справедливо. Впрочем, как и двадцать пять лет назад, в дело вмешается коварный брат Муфасы, Шрам, и маленький наследник отправится в изгнание познавать философию «Акуна Матата» до тех пор, пока его, спустя время, не найдёт выросшая подруга детства, пока Рафики не проведёт с ним беседу о смысле жизни, пока в небесах не появится силуэт погибшего отца. Тогда и настанет время злодеям платить по счетам, а Симбе – занять своё законное место, и вновь звери соберутся чествовать уже нового наследника.
Три года назад Джон Фавро снял ремейк «Книги джунглей» – визуально приятный, но абсолютно неинтересный с точки зрения сюжета. Однако пока зрители определённой возрастной категории пытаются поймать за хвост давно убежавшее детство и толпами валят в кинотеатры, схема «заработай деньги на ностальгии» продолжает работать, и качественный CGI победил копирование мультика пятидесятилетней давности. За три года технологии снова шагнули вперёд, так что «Король Лев» стал настоящим наслаждением для глаз, создавая ощущение нахождения в центре Африки среди реальных животных. Разумеется, работа сценаристов свелась к минимуму – в самом деле, зачем исправлять то, что отлично работало ещё четверть века назад. В результате новое воплощение старой истории, представляющей, по сути, вольный пересказ «Гамлета» для самых маленьких, обошлось даже без самого примитивного переосмысления, Фавро просто покадрово переснял оригинал, максимально сгладив углы и представив зрителю такую же гладкую и неинтересную историю, какой стала в его руках «Книга джунглей».
Визуально фильм действительно совершенен, но восхищение пропадает сразу после того, как звери открывают рот и начинают говорить, и, тем более, петь. Гиперреалистичность сыграла с лентой злую шутку – «Король Лев» внешне слишком похож на документалку BBC, чтобы сохранить магию старого диснеевского мультика. Кажется, волшебство стремительно исчезает с каждым пойманным в кадре старательно нарисованным волоском на гриве Муфасы и бережно скопированным с природного оригинала сочленением лапки какого-нибудь жука. Авторы совершенно забывают о том, что человеческие особенности поведения у животных домысливаем мы сами, поэтому условность их изображения в мультфильмах позволяет избежать диссонанса между формой и содержанием. В результате излишняя натуральность изображения в сочетании с прежним контекстом создаёт перманентный эффект искусственности и фальшивости происходящего, как если бы в реальной жизни сорняк с ближайшей клумбы вдруг решил исполнить оперную арию.
Стремление максимально приблизить облик героев к настоящим животным убивает всё их обаяние, и если в случае с Пумбой или маленьким Симбой может сработать природное очарование львят и забавность бородавочников, то для взрослых персонажей подобная увлечённость художников оказалась просто губительной. Особенно не повезло Шраму – из, пожалуй, самого харизматичного диснеевского злодея ever, притягательного, коварного, действительно страшного, он превратился в потасканного пожилого льва, как будто прибывшего из какого-нибудь заштатного цирка или зоопарка. Впечатление усиливается и из-за отсутствия сцены с маршем гиен (как будто единственное, на что хватило смелости режиссёру – удалить потенциально острый эпизод, превосходно сыгравший свою роль в оригинале), так что весь конфликт сводится к тому, что престарелый хищник внезапно решил подать голос, в то время как маленький наследник трансформируется в избалованного барчука, которому, в воспитательных целях, так и хочется дать хорошую затрещину.
При всём этом Фавро ещё и упорно хочет понравиться как можно большему количеству зрителей. Для малышей приготовлены «уморительные» зарисовки о том, как весело пукать в водоём, из которого пьют другие животные. Для тех, кто постарше – невнятные репризы с гиенами, пытающимися блюсти личное пространство. Для феминисток – изменение роли Налы, выступающей в качестве предводительницы оппозиции. Для фанатов Диснея – неловкие оммажи к «Красавице и чудовищу» и «Алисе в стране Чудес». Однако на этом попытки привнести в оригинал что-то своё заканчиваются, так что «Король Лев» так и остаётся недосказкой (ведь в говорящих животных не верится совершенно), недомюзиклом (создаётся впечатление, будто аудиодорожку наложили на сюжет с канала Animal Planet) и недодрамой (гибель Муфасы на фоне философии круга жизни выглядит вполне закономерной).
В очередной переделке очередного диснеевского мультфильма обошлось без сюрпризов. Удивительно, не правда ли?
Анастасия Ивахнова
В кинотеатрах с 18 июля