РЕМБРАНДТ: Я ОБВИНЯЮ (REMBRAMDT'S J'ACCUSE)
Премьера: 22 июля
Жанр: документальный, детектив
Производство: Германия, Финляндия, Нидерланды
Режиссер: Питер Гринуэй
В ролях: Ева Бертистл, Джоди Мей, Эмили Холмс, Джонатан Холмс, Майкл Тиган, Натали Пресс, Питер Гринуэй, Мартин Фриман
РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 4/5
«Рембрандт: Я обвиняю» - это вторая попытка Питера Гринуэя создать видеоинсталляцию о великом художнике. В 2007 г. в арсенале режиссерских работ Гринуэя появился документальный фильм «Тайны «Ночного дозора», где в центре внимания оказалось творчество Рембрандта, и в частности – наиболее известная его картина «Ночной дозор». «Рембрандт: Я обвиняю» - следующая вариация Гринуэя на тему этой же картины с применением тех же визуальных находок и интересных догадок. Можно сказать, что Гринуэй создал ремейк на себя, приняв во внимание многочисленную критику и пожелания в адрес первого фильма.
Готовящаяся к выходу в российском прокате лента представляет собой документальный очерк исследования «Ночного дозора». Картина - групповой портрет (34 персонажа): 18 стрелков и 16 случайных наблюдателей. Поводом к написанию картины для Рембрандта послужили пышные торжества, устроенные в честь приезда Марии Медичи в Амстердам в 1638 г. По этому случаю каждая стрелковая рота должна была заказать свой групповой портрет, и Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха.
Данную картину Гринуэй рассматривает как феноменальный поворот в истории живописи и жизни художника. Он использует шедевр Рембрандта, чтобы создать свою интерпретацию искусства, где смешивается тайна заговора и убийства, лекции по истории искусства и политическому строю Амстердама того времени, заметки по теории живописи Рембрандта и анализ визуального ряда его полотен. Гринуэй объясняет позы, костюмы, жесты всех нарисованных персонажей, замысливших убийство. В своем расследовании Гринуэй указывает зрителю на все мелкие нюансы, которые уходили раньше из поля зрения, и утверждает, что визуальное воплощение образов картины может открыть тайну убийства.
Выступая в качестве эксперта живописи Рембрандта, Гринуэй плетет свое кружево искусства, начиная с обзора голландского Золотого века. По ходу развития интриги весь мир сужается до картины Рембрандта, а картина раскрывается до целого мира. В интерпретацию картины включаются драматическая история написания картины в 1642 г., визуальные инсталляции с ожившими героями данного шедевра, да и сам Гринуэй присутствует в фильме в образе чуждого тому времени историка искусств XXI в., примерят маску искусствоведа и детектива, переводя детективную историю в эстетические поиски смысла картины.
Принципиально новое, что вводит Гринуэй в облик «Ночного дозора», - сатирическое исследование характеров персонажей через призму неофрейдизма с соединением правды, недостоверных истин и провокационной лжи. Большое внимание уделяется теории гомосексуальных отношений, фаллической символике, критике нравов.
По мнению Гринуэя, для сегодняшнего человека Рембрандт является современником, так как в его творчестве можно найти ответы на все проблемные вопросы. Неслучайно Гринуэй называет Рембрандта постфрейдистом и постмодернистом, а также усматривает в его творчестве появление взаимодействия живой эмоции с парадным обликом (оболочкой) человека. С позиции Гринуэя, современный человек испытывает кризис своего Я, и чтобы найти какой-то баланс, режиссер обращается к живописной манере Рембрандта. Сегментируя фильм на 30 вопросов, Гринуэй выстраивает повествование таким образом, чтобы каждый зритель смог увидеть то, что увидел сам режиссер.
На пункте «зритель» начинается самое интересное. Так как фильм называется «Рембрандт: Я обвиняю», то и обвиняются не столько заговорщики с картины, сколько современный зритель. И фраза «Я обвиняю» в большей степени касается зрителя и смерти кино 31 сентября 1983 г, когда оно из торжественного события превратилось в обыденный фон, а зритель перестал воспринимать кино как искусство. Гринуэй обвиняет современно кино в отсутствии гармонии, слабом визуальном ряде воздействия на аудиторию. По его мнению, кино – самая обедневшая художественная форма.
Современного зрителя Гринуэй обвиняет в безвкусии, неспособности отличить настоящее кино от ущербных фильмов, обедненных идеей. Он упрекает зрителя, не способного увидеть красоту великого шедевра. «Если у Вас есть глаза, это еще не означает, что Вы можете видеть», - говорит Гринуэй. Альтернативой кинобезобразию режиссер выдвигает теорию кино, построенную на коммуникации через изображение и преодоление зрительской визуальной неграмотности. В его эстетике освоения искусства фильм - это форма подачи информации, сочетающая игровое начало, визуальные уловки и серьезный идейный посыл. В этом аспекте авангардный стиль Гринуэя сочетает в себе смелую комбинацию педантизма Кена Лоуча и игривости Альфреда Хичкока.
«Рембрандтом» Гринуэй демонстрирует один из вариантов приобщения обычного зрителя к высокому искусству, выбирая для этого теорию раскрытия заговора с позиции анализа искусства. Он создает свою интерпретацию искусства и описывает ее с помощью языка кинематографа как «обвинительный акт изображением».
Получившуюся версию интерпретации Рембрандта критики называют новым дыханием киностиля Гринуэя, его феноменальным возвращением в мир кино. Гринуэю удалось преодолеть свойственную его манере непроницаемость и герметичность, делавших фильм интересным только самому режиссеру. В «Рембрандт: Я обвиняю» он создает декоративные коллажи, тяжеловатые для восприятия своей необычностью, особой эстетикой и визуальным изяществом, хотя раскрутка идеи заговора против искусства в детективной подаче материала лишают фильм эмоционального фона.
Наталия Шмелева