Растлевал ли Вуди Аллен свою дочь? На этот вопрос попытались ответить авторы документального минисериала от HBO. Но, кажется, у них был ответ задолго до начала съёмок.
АЛЛЕН ПРОТИВ ФЭРРОУ (ALLEN V. FARROW)
2021, США, 57 мин.
Жанр: документальный
Количество сезонов: 1
Режиссёры: Кирби Дик, Эми Зиринг Кофман
В ролях: Миа Фэрроу, Флетчер Фэрроу Превин, Дилан О’Салливан Фэрроу, Кейси Паскаль, Присцилла Гилман
Четырехсерийный документальный сериал «Аллен против Фэрроу» от НВО рассказывает о скандале вокруг обвинений Вуди Аллена в изнасиловании своей приёмной дочери Дилан в 1992 году. Сериал, который, возможно, изначально предполагался и позиционировался как беспрецедентное расследование с раскрытием всех фактов и доказательств, получился весьма неоднозначным и не расследованием вовсе.
Сериал повествует о событиях, происходивших в 90-е годы. Тогда Миа Фэрроу, состоящая с Вуди Алленом в гражданском браке и воспитывающая одного общего ребенка, нескольких приёмных детей и детей от первого брак, обвинила своего гражданского мужа в изнасиловании их семилетней дочери Дилан. Вуди Аллен же настаивал на том, что таким образом бывшая супруга пытается отомстить ему за то, что он ушёл от неё к их приёмной дочери Сун-И на которой позже женился. В ходе долгих судебных, медицинских, психологических разбирательств обвинения с Аллена в штате Нью-Йорк были сняты, в штате Коннектикут дело возбуждено не было.
Авторами сериала «Аллен против Фэрроу» выступили Кирби Дик и Эми Зиринг Кофман, которые уже не первый раз снимают проекты, посвящённые изнасилованиям и сексуальным домогательствам («Под запись», «Невидимая война», «Зона Охоты»). В качестве героев фильма выступили Миа Фэрроу (бывшая гражданская жена Вуди Аллена), Дилан Фэрроу (жертва предполагаемого насилия), огромное количество членов семьи и друзей, а также многочисленные психологи, журналисты и юристы. Вообще картина представляет из себя одну сплошную какофонию огромного количества «говорящих голов», которые перебиваются редкими вставками записей разговоров, записью аудиокниги или цитатами из документов. Этим сериал очень сильно напоминает своего предшественника 2018 года «Быть Харви Вайнштейном», который являлся очень плакатным манифестом эпохи постхарассмента.
Если уйти подальше от всех перипетий скандала и обратить внимание на художественную сторону и фактчекинг, то данный сериал представляет собой весьма сомнительное произведение, которое даже нельзя назвать документальным.
Российский режиссёр-документалист с мировым именем Виктор Косаковский для чтения лекций в одном европейском вузе написал небольшой манифест, в котором изложил 10 правил документального кино.
Правило №2. Не снимайте, если вы хотите что-то сказать – просто скажите или запишите. Снимайте только тогда, когда хотите что-то показать или хотите, чтобы люди что-то увидели. Это касается как фильма в целом, так и каждого отдельного кадра.
В данном случае фильм хочет сказать. Именно сказать, не выслушать, не показать или доказать. Авторов это не интересует, они не предъявляют что-то новое изобличающее, просто повторяется одна «мантра» из раза в раз, из серии в серию. Мантра, пропагандирующая ненависть к одному человеку и жалость к другому.
Правило №3 Не снимайте, если вы знаете своё послание ещё до съёмок – просто станьте учителем. Не пытайтесь спасти мир. Не пытайтесь изменить мир. Пусть лучше фильм изменит вас. Открывайте мир и самого себя во время съёмки.
Послание также было известно ещё до съёмок. Именно этим фильмом создатели хотят изменить сознание людей или их точку зрения на данные события, картина является воплощением манипуляции, грубой и абсолютно неприкрытой. Манипуляции, в которой искажаются и замалчиваются многие факты. Приглашение представителей стороны противоположных взглядов, могло бы решить проблему, ведь с их стороны также есть куча несостыковок в показаниях, но создатели не решились пойти даже на это.
Правило №4. Не снимайте то, что вы ненавидите. Не снимайте то, что вы любите. Снимайте, когда не уверены, ненавидите вы это или любите. Сомнения имеют решающее значение для искусства. Снимайте, когда вы ненавидите и любите одновременно.
В этом правиле возможно и кроется основной корень проблемы сериала «Аллен против Ферроу», в названии которого следовало бы поменять фамилии местами. В нём на протяжении всех четырёх серий мы не видим какого-либо разностороннего взгляда на проблему. Все герои и все мысли, представленные в сериале направлены на одно – ненависть к Вуди Аллену, при этом никто со стороны режиссёра, защищавшего его на протяжении процесса и после, задействованы в съёмках не были. Нет даже намёка на сомнения в показаниях, решение же суда здесь выставлено в свете того, что Аллен пользуясь своими высокими связями просто купил судей и все экспертизы.
На такую однобокость восприятия влияют и монтажные решения: например, грозная трагическая музыка, играющая, когда в кадре Вуди Аллен с семьёй. Мы не увидим в фильме прямых доказательств вины, не увидим размышления или осмысления произошедших событий, а только направленный поток ненависти и агрессии в сторону одного человека.
Помимо скудной художественной эстетики сериала, он не обладает и высокими журналистскими детективными и расследовательскими уровнями. Создателям дали доступ к огромному количеству документов и материалов, они получили доступ к видеоархивам семьи Фэрроу, к записи телефонных разговоров, но выжать из всего этого что-то по-настоящему претендующие на статус обличающего не смогли.
«Аллен против Фэрроу» – настоящая пропагандисткая агитка, в которой нет какой-либо существенной информации по сути самого дела, а все имеющиеся в открытых источниках факты показаны очень однобоко. Есть кинокритики, заявляющие, что во всём творчестве Аллена есть сексуальные подтексты в сторону несовершеннолетних, приводя в пример картину «Манхэттен». Утверждают, что в своих сценариях он постоянно делал акценты на сексуализации молодых героинь, даже приводят цитаты из этих сценариев, правда сами сценарии нам так и не демонстрируются. Есть в картине психологи, которым дают смотреть некоторые видео из домашнего архива семьи Фэрроу и все как один тут же начинают подтверждать, что семилетняя Дилан Фэрроу на записи говорит правду, не врёт и её никто не учил так говорить, хотя многочисленные проводившиеся обследования в 90-х годах утверждают обратное.
Миа Фэрроу постоянно повторяет о том, что Вуди Аллен был могущественным и высоким человеком в Нью-Йорке и мог всё купить и всех подговорить. Но в картине замалчивается тот факт, что Миа Фэрроу была не менее публичным и известным человеком. Она была звездой Нового Голливуда, сыграла главную роль в картине «Ребёнок Розмари», постоянно снималась в картинах Аллена и до брака с ним была замужем за Фрэнком Синатрой. Поэтому в плане связей и могущества эта семейная парочка могла бы ещё и поспорить друг с другом.
Не привлечены к съёмкам ни Аллен, ни Сун-И, ни Мозес, приёмный сын семейства Фэрроу, который вступился за Аллена и обвинил Мию в домашнем насилии над детьми и абьюзе. При этом не ставится никакая точка в этом деле после финала сериала, ведь она поставлена ещё до его начала и остальные почти четыре часа нам пытаются доказать (зачёркнуто) навязать точку зрения одной стороны.
В финале буквально призывом звучит идея о том, что нельзя ходить на фильмы Аллена, и концепция отделения автора от его произведения совсем неправильна и некоторые герои буквально радуются тому, что карьера одного из самых талантливых и ярких постановщиков Голливуда, юридически полностью оправданного, находится на грани уничтожения, непонятно что пропагандируя таким образом, но уж точно не терпимость, любовь и принятие.
По итогу сериал «Аллен против Фэрроу» является очень ярким представителем эпохи постхарассмента. Назвать это произведение сериалом, конечно же, можно, но
документальным сериалом – нет. Картина, направленная на изобличение факта насилия, сама 4 часа подряд занимается насилием и пропагандой ненависти к одному человеку, вина которого даже не была доказана. Одномерность взгляда, откровенная манипуляция, пропаганда ненависти, призывы к бойкотированию – всё это «документальный» сериал «Аллен против Фэрроу». Возможно, во времена «новой этики» должна прилагаться и новая документалистика…
Олег Мухаметдинов