Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Ретро / Андрей Краско
Автор: Илья СтрекаловДата: 11.06.2022 03:57
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Отечественный зритель однажды раз и навсегда полюбил актёра, ради которого и сегодня готов посмотреть любой, казалось бы, даже совсем средненький или проходной кинопродукт. Таким актёром был Андрей Краско.


АНДРЕЙ КРАСКО

Он не из тех, кто был обласкан кинематографическими наградами, овациями «экспертов» или рецензиями в рейтинговых журналах. Может быть, тот образ, который он воплощал в фильмах и сериалах со своим участием, даже сложно описать какими-либо словами. Ведь, кажется, всё очень просто…

...1974 год. Актёрский факультет Ленинградского института музыки, театра и кинематографии. Снимается короткометражный документальный фильм, впоследствии вышедший под названием «Вороне где-то Бог...», взятом, как видно, из известной басни И.А. Крылова. Что хочет показать режиссёр? Как вчерашние школьники, а теперь – абитуриенты поступают учиться на актёров и актрис. Насколько осознан их выбор? Глаза горят, желание неумолимо... Процесс сложный: и прочитать, и спеть, и станцевать, и, в общем, получается несколько отборочных туров в экзамене. И вот по итогам одного из первых отборов зачитывают фамилии и имена тех, кто прошёл в следующий. Слышим: «Краско Андрей». Надо же, подумаешь, он самый! Выбор профессии не удивляет – отец, Иван Краско, актёр, когда-то учившийся в том же институте. Андрей же как-то неловко хихикнул в толпе абитуриентов, смутился... в конце концов, тогда он не поступил. Но знал ли тогда, летом 1974-го, этот абитуриент «Краско Андрей», какая яркая судьба артиста ему уготована, мог ли он предсказать это? Конечно, вряд ли. Скорее всего, даже и не думал. Нам не дано предугадать...

И всё же он поступил на актёрский факультет со второй попытки, и окончил его, стал работать в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола. Появились первые большие роли в постановках, закрутилась личная жизнь – но что-то не сошлось, и Андрей попал в армию. Не понравился местным партийным идеологам? Возможно. Но на несколько лет шанс Краско появиться в кино, даже в эпизодах, как, например, в фильме «Никудышная» (1982 г.), стал буквально ничтожным. «Перестройка» дала второй шанс – и действительно, Андрей Иванович не заставил себя долго ждать. Особенно яркими, пожалуй, получились его роли в двух кинокартинах того времени – «Прорыв» (1986 г.) и «Псы» (1989 г.). Обе картины, между прочим, сняты режиссёром Дмитрием Светозаровым, к обеим музыку писала вышедшая из музыкального «андеграунда» того времени легендарная рок-группа «Машина времени».

Фильмы отделены друг от друга лишь тремя годами, но поражаешься тому, как быстро менялось время в годы горбачёвского правления – буквально от года к году: если в «Прорыве» слышна только критика бюрократизма и формального отношения к государственному управлению, попустительства, которое привело к аварии во время строительства метро в Ленинграде, то в «Псах» мы наблюдаем самый настоящий распад некогда объединённого одними идеологическими скрепами советского общества, происходящий на фоне экологической катастрофы. Аварию можно ликвидировать, катастрофу можно предотвратить, пусть и допустив раньше какую-то халатность. Но озлобленных псов, которые пожирают людей в заброшенном пустынном городе, вряд ли можно посчитать рядовой проблемой – они, в конечном итоге, становятся символом фатального и необратимого разрушения всего и вся, что когда-то казалось вечным, незыблемым.

Мы видим, какие трагические глубины человеческой жизни постигает режиссёр Светозаров от одного фильма к другому, видим мы и то, насколько всё более и более отточенным становится драматический талант Краско: от братьев-близнецов Костроминых, разных характерами, а потому и степенью ответственного отношения к происходящему в «Прорыве», со второго плана он переходит, по факту, к первому — к охотнику и водителю Утетину, немного напоминающему «разбойника с большой дороги», который желает поймать приключение, заработать денег, но не подозревает, с какими людьми ему предстоит бок о бок отстреливать злых псов, какое неожиданное душевное потрясение настигнет его в той пустыне, куда он направляется с героями (которых, в частности, сыграли замечательные актёры Михаил Жигалов и Юрий Кузнецов). На самом деле, именно в фильме «Псы», вышедшем на закате советской эпохи, Андрей Краско достиг вершины своего драматического таланта, о котором в новой России будут вспоминать немногие...

В новой России, впрочем, вообще мало о ком помнили. Продюсеры штамповали кино и телевизионные сериалы на злобу дня, желая заработать как можно больше денег. Замечательные советские актёры старшего поколения остались не у дел, испытывая проблемы с достатком и здоровьем, в лучшем случае появляясь в ролях второго плана и эпизодах, клипах и рекламах. Наступило какое-то подобное безвременье и для Краско: в последующие за «Псами» Светозарова почти 10 лет мы едва ли сможем назвать хоть одну яркую роль в карьере актёра, и всё это в его жизни сочеталось с непростыми перипетиями личной жизни и постоянным поиском дохода на разных работах. Таким было то непростое время, которое нынче принято называть «лихие 90-е». Общеизвестно, что звезда Андрея Краско взошла вместе с уже давно считающимся культовым сериалом «Агент национальной безопасности», который снял всё тот же Дмитрий Светозаров, ставший своего рода «талисманом» для артиста.

Но если внимательно взглянуть на артиста Андрея Краско, на его фильмографию, посмотреть то, что тогда было снято тем же Александром Рогожкиным (ещё один «любимый режиссёр» Краско), то понятно, что даже в те годы, в самом конце 1990-х отнюдь не только бесконечно смешной Андрей Иванович Краснов, напарник Лёхи Николаева, был творческим достижением актёра. Взять хотя бы «Особенности национальной рыбалки», где подводник Витёк заявляет, что его машина работает даже на водке! Не кажется ли, что этот прекрасный фильм, вышедший в 1998-м, этот классический образчик современной российской комедии (которому новинки последних лет – и даже десятилетий – просто в подмётки не годятся) уже был своеобразной репетицией Краснова – для Краско? Тогда же, в 1998-м, Рогожкин снимает «Блокпост», где мы имеем возможность вспомнить о той, уже во многом развитой драматической ипостаси Андрея Ивановича, которую мы лишены были возможности лицезреть со времён «Псов» Светозарова. И комвзвода Ильич, которого сыграл Краско, и его подчинённые – это люди с чувством хорошего армейского юмора, но маленькая история про блокпост на Северном Кавказе, снятая во времена военного конфликта в Чечне, оборачивается трагическим исходом. Ильич не готов расплачиваться своими ребятами за то, что случилось. Но выбора нет...

Разумеется, по Гамбургскому счёту поспорить с известным утверждением нельзя. Центральный шедевр кинокарьеры Андрея Краско – телесериал «Агент национальной безопасности». Его премьера состоялась в 1999-м, а популярность стала зашкаливать настолько, что было снято аж 4 продолжения, вплоть до 2005 года. Чем поразил Андрей Иваныч Краснов телезрителей? Разумеется, то было удачное сценарное решение, беспроигрышное сочетание характеров – сыграли «на контрасте» смелого, отважного, сильного и бескомпромиссного Лёхи Николаева, сыгранного Михаилом Пореченковым, и смешного, странноватого, внешне вполне заурядного и не обладающего особыми служебными достоинствами героя Андрея Краско. Классный актёрский дуэт – это большая удача кино, которая выпадает не так часто. Все артисты – разные и сложные люди, порой не уживаются и даже враждуют друг с другом. Но Пореченков и Краско, однажды познакомившись, стали не просто коллегами по съёмочной площадке, но и друзьями в жизни, что бывает нечасто.

Много ли таких успешных актёрских дуэтов нам известно? На ум приходят, скажем, Василий Ливанов и Виталий Соломин из советских «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Как видим, и в том, и в другом случае тандем сложился крепкий, и он обеспечил безоговорочную победу – любовь и признание зрителя. Герои Пореченкова и Краско – это, кстати, и есть, возможно, в каком-то смысле Холмс и Ватсон, просто перебравшиеся в другое время и в другое место – в криминальную постсоветскую Россию конца 1990-х – начала 2000-х, где реальны самые неожиданные повороты «сюжета» и где, кажется, свобода во всём привела к тому, что дом перевёрнут вверх дном. Но даже в такой сумасбродной ситуации добро, любовь, дружба и, конечно же, юмор одерживают победу над злом. Благодаря «Агенту национальной безопасности» герой Андрея Краско стал таким родным, настоящим, примером русского человека для телезрителя, что каждое его новое появление на экране теперь превращалось в праздник.

Но давайте снова отойдём от магистральной «комедийной» линии Андрея Краско и посмотрим туда, куда обычно мало кто заглядывал. Пожалуй, в тени фильмографии артиста остались... короткометражные фильмы. Первой из таких работ оказалась «Болдинская осень» Александра Рогожкина. И именно здесь – впервые в своей жизни, в 42 года – Андрей Краско сыграл главную роль! Казалось, этого уже никогда не случится. Но... оригинальное произведение известного эксцентричного советского прозаика Венедикта Ерофеева выводит на экран спившегося интеллигента Сисина, и Краско просто потрясающе сыграл его. В «Болдинской осени», как и в «Псах» десятилетней давности, мы наблюдаем катастрофу, случившуюся с российским обществом. Сисин едет в вагоне, пьёт водку и вдруг обнаруживает фразу на запотевшем окне: «Бога нет». Он начинает задумываться об этом, выпрыгивает из вагона поезда, идёт по бескрайнему «русскому полю», снова выпивает, закусывает яблоком. Всё, что ему видится – жена, которая изменяет в постели с другим, родители, которые косо на смотрят на своё возмужавшее «чадо», голые женщины, которые так бесцеремонно с ним заигрывают, странник, который хмуро и даже рассерженно взглянул в его сторону...

Сисин готов плюнуть на всё и вся, обозвать всех дерьмом, что и делает, выражая свои мысли в записной книжке. Как это понимать, что это – банальный кризис среднего возраста? Или жизнь Сисина, этого представителя пораженческого поколения русской интеллигенции, «проигравшего» страну, которая вновь в «руинах» и нуждается в каком-то «возрождении», и полностью извратившего себя и всё вокруг окончательно обречена на то, чтобы превратиться в самое настоящее... дерьмо? Сисин чувствует свою обречённость и хочет сжечь все мосты, оскорбив даже Бога. Но как только он «покусился на святое», так сразу и получил возмездие – в конце фильма наступает какой-то апокалипсис, а Сисин ступает по Земле и уходит далеко-далеко...

Быть может, бомж из короткометражки «Сапиенс» (номинированной на «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале, между прочим!) того же Рогожкина, вышедшей в 2003-м, и есть тот самый Сисин, который из спившегося интеллигента за несколько лет превратился в окончательно потерявшего своё социальное лицо человека? Мы наблюдаем глазами цветка, растущего на обочине трассы, как он смотрит на нас. Цветок этот обречён на то, чтобы его сорвала одна девушка, и в этом – в жизни, в сохранении всего живого – основной скрытый посыл фильма. Но покуда он, цветок, жив, мы видим, как ему довелось встретить героя Краско. Мы внимательно смотрим ему в глаза. Осталось ли в нём хоть что-нибудь от того интеллигента Сисина, шедшего через бескрайнее «русское поле»? Кажется, нет. Этот человек, увы, окончательно потерял себя. Да, какая-то доброта ещё едва-едва теплится в глазах этого человека, который когда-то собственными руками уничтожил свою жизнь, но... А ведь всё могло быть иначе, правда?

Между «Болдинской осенью» и «Сапиенсом» стоит крайне мало известный какому-либо зрителю короткометражный фильм «Обида» (2000 г.). Его снял молодой режиссёр Андрей Моисеенков; увы, это была первая и последняя его работа в кино. А жаль. Ведь небольшая постановка по рассказу Василия Шукшина, где Краско вновь сыграл главную роль, удалась на славу. Герой Краско «обижен» на продавщицу, которая обвинила его в том, что накануне он якобы в нетрезвом состоянии приходил в магазин. Женщину поддержал мужчина в очереди. Попытка поговорить с мужчиной, который заступился за продавщицу, терпит поражение и приходит к осознанию того, что спорить, очевидно, бессмысленно. В общем, нет необходимости пытаться пересказывать всё это в словах – важно один раз увидеть актёрскую игру Андрея Краско, чем сто раз услышать о ней. Тем более, на таком добротном литературном первоисточнике. Снята лента, между прочим, в чёрно-белом формате, что придаёт больше антуража и лучше погружает зрителя в ту эпоху советских коммуналок и деревень, о которой повествует Шукшин.

В начале 2000-х Андрей Краско становится едва ли не самым востребованным артистом в российском кино. Он просто нарасхват: то фильмы, то сериалы, то сериалы, то фильмы... Были они, конечно, разного качества, и близкие люди не раз говорили Андрею Ивановичу, что нужно выбирать, нужно останавливаться и думать, прежде чем подписываться на роли. Но «простой», о котором хорошо помнил Краско и по 80-м, и по 90-м годам, заставлял его теперь, в «нулевые», соглашаться на самые разные проекты и подписывать контракты на съёмки один за другим – как говорится, куй железо, пока горячо (или «не отходя от кассы»?). На фоне постоянных перемен в личной жизни, бытовой неустойчивости и проблем с алкоголем такое количество работ в кино и на телевидении (а иногда ещё и в театре, между прочим) казалось фантастическим, просто сумасшедшим. Часто артист, достигший звёздного статуса, появлялся лишь на эпизод в весьма знаковых кинолентах и телесериалах того времени: это и первый «Бандитский Петербург» (2000 г.), где он играет вора-домушника в одном эпизоде с мэтром советского кино Кириллом Лавровым, и «Сёстры» Сергея Бодрова-младшего (2001 г.), где он практически без слов играет водителя богатой семьи, в которой живут две главные героини, и военные фильмы «Турецкий гамбит» и «9 рота», и личный парикмахер Л.И. Брежнева, травящий анекдоты, в сериале «Брежнев» (2005 г.). Наконец, мужик, которого жена выгнала на улицу в прохладное вечернее время, из тёплого и доброго, лирического фильма «Питер FM» (2006 г.). Диву даёшься, насколько слабо запоминается главный герой тогда ещё очень молодого и подававшего надежды Евгения Цыганова, и насколько хорошо – этот непонятный персонаж, нерадивый муж, которого в эпизоде сыграл Краско. Очевидно, именно в этом и заключается величина Таланта настоящего Артиста.

Логическим продолжением комедийной линии Краско стали фильмы «Копейка» (2002 г.), «На белом катере» (2005 г.). Простые и незатейливые картины, которые, может быть, не сразу вспомнятся современному зрителю, потому что «потонули» в потоке штамповавшихся картин 2000-х. Но, как нередко пишут в своих отзывах зрители, «смотреть стоит хотя бы из-за Краско». В «Копейке» – фильме, повествующем о судьбе одного всенародного любимого автомобиля сквозь 1960-е, 70-е, 80-е, 90-е и начало 2000-х от владельца к владельцу, раскрывающем разные характеры, поколения советского и постсоветского времени – Андрей Иванович читает закадровый текст и играет нескольких персонажей. И ему удаётся делать это всё и сразу просто замечательно! Кроме того, «Копейка», конечно, не только комедия, но и, скажем, трагикомедия – этот фильм поднимает вопрос не только о глупости разных людей, которая смешна, а один автомобиль – это не только одно и то же техническое средство передвижения, но и некий символ общества, которое вроде бы меняется, а вроде бы – нет...

«На белом катере», разумеется, куда более простая кинолента: двухчасовой марафон о том, как владелец одной частной украинской гостиницы для богачей должен принять у одного из новых постояльцев контрабанду по просьбе своих тайных турецких «друзей», превращается в настоящий бенефис Краско, щедро приправленный забавными случаями из жизни обеспеченных клиентов в номерах и на пляже. Незатейливый фильм, который можно посмотреть для отдыха души от суеты и забот! Такое, в конце концов, тоже надо уметь создать.

Однако, несмотря на успех комического образа в «Агенте национальной безопасности» и картинах, сериалах подобного рода, всё-таки осталось и драматическое (изредка — трагикомическое) начало в кинокарьере Андрея Ивановича. Об этом можно судить, посмотрев такие фильмы, как «Олигарх» (2002 г.), «Ночной продавец», «72 метра» (2004 г.), «Любовь-морковь», «Я остаюсь» (2006 г.). «Олигарх» – это, как и в случае с «Болдинской осенью» и «Обидой», фильм, имеющий литературный первоисточник — роман «Большая пайка» Юлия Дубова, персонажи которого, в свою очередь, имеют в качестве прототипов вполне себе реальных людей. Многие читатели, посмотрев экранизацию, почему-то критиковали её и, в частности, встраивание в сюжет персонажа Андрея Краско. Проблема произведения и удачности его экранизации – извечный вопрос для любого книголюба, ведь видеть мы хотим одно, что получилось после прочтения книги, а режиссёр нам показывает другое, своё представление написанного. Хотя, даже не обращаясь к книге, можно заступиться за Андрея Ивановича и признать: роль следователя Шмакова ему удалась. Шмаков прослеживает весь карьерный путь (от начала горбачёвской «перестройки», сквозь 90-е годы и до начала 2000-х) убитого при загадочных обстоятельствах олигарха – главного героя, сыгранного Владимиром Машковым.

Картина Павла Лунгина, бесспорно, поднимает глубокие проблемы, касающиеся общества, власти, зарождения бизнеса и рынка в современной России и, прежде всего, социальный контекст этого процесса и личные драмы современников эпохи. Шмаков – редкий принципиальный человек, который абсолютно искренен в своих намерениях и хочет, в отличие от коллеги-карьериста, героя Марата Башарова, дойти до конца и узнать правду. Шаг за шагом он восстанавливает судьбу главного героя, разговаривая с теми, кто был ему дорог и близок, работал с ним или когда-либо сталкивался. Перед его глазами встаёт целостная и в то же время невероятно противоречивая картина того, что было. Удастся ли Шмакову довести расследование до конца, или таинственные высокие «покровители» убийц олигарха перекроют ему дорогу? Бесспорно, картина Лунгина достойна внимания благодаря актёрской игре Владимира Машкова, Марии Мироновой, Александра Балуева. Но ровно настолько же она достойна внимания и благодаря Андрею Краско, который, по сути, в одной из главных ролей в этом фильме, раскрывается перед зрителем в совершенно ином, непривычном свете.

«Ночной продавец», вышедший двумя годами позднее, представляет собой крайне необычный фильм. Это триллер о том, как парень-недоучка, работающий продавцом в магазине «24 часа», одной дождливой ночью волею случая убивает местного садиста-маньяка, которым оказался его сменщик, герой Виктора Сухорукова, и делает это не без ещё более случайной «помощи» жены хозяина магазина, сыгранной Ингеборгой Дапкунайте. Клубок событий завязывается и создаёт ситуацию, в которой как зритель ты ровным счётом ничего не знаешь: что делать – бояться, смеяться или плакать? А тут ещё и дотошный следователь... Андрея Краско, который желает найти маньяка и устроить ему «правосудие на месте». В каком-то смысле благодаря камерности развития сюжета (магазин и подсобное помещение) можно считать этот «бенефис» Краско в роли всего лишь второго плана поистине театральным действом, в котором он, к слову, напрочь обыгрывает всех остальных его участников. Этому способствуют два основных монолога актёра, где его герой признаёт, что в стране «всем на всё наплевать» и рассказывает необычную историю о том, как его когда-то давно в деревне спасла свинья.

Герой Краско порой смотрится немножко карикатурно, может показаться, что с ним не всё в порядке, что он слепо убеждён в своей «теории» свершения правосудия «на месте», но, тем не менее, у него есть своя правда жизни. Этот человек уже изрядно пожил на свете, многое видел в следовательской практике, понимает, как устроено общество и знает цену разным вещам, рассуждая отнюдь не так, будто «вчера родился». Монологи, мастерски произнесённые Андреем Краско, заставляют зрителя крепко задуматься о той жизни, которой живёт он и окружающие его люди. Наверное, в каком-то смысле герой Краско и есть главный герой фильма, изложивший сложившееся у него видение жизни, которое вряд ли когда-нибудь изменится. А тот парень, ночной продавец, может, у него всё, в том числе и лучшее, ещё только впереди? И он увидит по-настоящему хорошие перемены? Надежда остаётся. Но будет ли это так...

На широком экране приобрели известность такие картины с участием Краско, как «72 метра» (2004 г.) и «Любовь-морковь» (2006 г.). Конечно, это очень разные фильмы. Что касается Владимира Хотиненко, то он снял очень крепкую, интересную, можно даже сказать, народную историю о российских подводниках, которая, правда, заканчивается весьма печально. Трагедия крушения атомной подводной лодки «Курск» в 2000 г., разумеется, стала поводом или фоном, на котором возникла картина «72 метра». Безусловно, триумфом картина обязана не только профессиональной режиссуре Хотиненко, но и артистизму, проявленному исполнителями главных ролей – Сергею Маковецкому, Марату Башарову, Владиславу Галкину, Сергею Гармашу и, конечно же, Андрею Краско. Его капитан подлодки Янычар, прошедший, по собственному признанию, путь «от сперматозоида до капитана первого ранга», представляет собой весьма интересный персонаж: это и крепкий вояка, и серьёзный начальник, и человек, познавший все тонкости армейского быта за свой долгий служебный путь.

В общем, где-то это тот же Ильич из «Блокпоста», продолжение того персонажа. Но здесь есть и своего рода развитие. Ведь Янычар, своеобразно отчитывающий подчинённого за ошибки в письме и говорящий о «великом русском языке», предстаёт перед нами не обычным воякой, не заядлым шутником и не грозным командиром, над которым порой подтрунивают и подшучивают его «подшефные». Он ещё и искренний патриот своей Родины. Наверное, именно искренность этого небольшого монолога Краско и сделала его впоследствии одним из наиболее культовых и известных в разного толка патриотических видео и дискуссиях. Поэтому, глядя на Янычара и всё происходящее вокруг него, видишь интересную картину: вроде бы несуразицы несуразицами и всё как у всех, в обычной жизни, но – истинно русский командир, говорящий на истинно русском языке. И за что была ему уготована такая судьба?!.

Наконец, «Любовь-морковь» – ещё один фильм, в своё время нашумевший в прокате, с участием Гоши Куценко и Кристины Орбакайте (которой, может быть, стоило заниматься исключительно кино, не следуя примеру своей легендарной мамы?). В комедии о том, как мужчина и женщина, испытывая трудности в браке, «поменялись» полами, нашлось место и Андрею Краско. Он играет Феликса Когородского – богатого мужа клиентки героя Куценко, юриста, который должен провести раздел имущества в его пользу, но после «переселения» в него супруги начинает вести дело неожиданно против Когородского. Последний затеял преступную авантюру и с помощью своих подопечных недотёп-воришек (среди которых, например, герой Евгения Стычкина), хочет украсть одну весьма дорогую картину, к которой имеет отношение главная героиня Орбакайте, по профессии – искусствовед. В общем, фильм получился неплохим, что уже само по себе большое достижение для современного российского кино. Конечно, вытягивают актёры, и свою роль здесь сыграл Краско – хотя его персонаж, в отличие от многих предыдущих воплощений, ярко отрицательный. С его участием тут будут и диалоги, и разборки, и погони... Жаль только, что озвучить эту роль сам актёр не успел. Как признавался режиссёр фильма Александр Стриженов, это была последняя оконченная съёмка Краско – ровно через неделю после прощания Краско со съёмочной группой те, кто вместе с ним снимал «Любовь-морковь», провожали его в последний путь в Петербурге.

И в этом смысле, конечно, как никогда символичной кажется финальная большая работа Андрея Краско в кино – фильм «Я остаюсь». История о том, как глава семейства от удара шаром в боулинге попал в больницу, оказался в состоянии между жизнью и смертью, побывал в «том» мире (которым правит герой Фёдора Бондарчука), но всё-таки сумел выжить. Краско признавался в одном из небольших своих интервью уже в конце съёмок, что сам когда-то пережил клиническую смерть. Впрочем, увы, ничего удивительного, ведь в те годы у артиста были проблемы с сердцем – его постоянно сопровождали суматоха во время то одних, то других съёмок, сильное пристрастие к алкоголю и очень хрупкая, неустойчивая личная жизнь. Весьма и весьма сложно остаться живым и здоровым человеком, когда вошёл в такой ритм. По признанию Краско, фильм является притчей о выборе человеком жизненного пути на тех «развилках», которых от случая к случаю появляются в том или ином возрасте. Фильм заставляет задуматься о многих вещах. Может ли человек обрести осознание истинного счастья, которое он в упор не видит, через такое страшное состояние, как клиническая смерть? Почему мы не замечаем счастье вокруг себя, встречая день за днём как посредственные обыватели? Именно об этом и рассуждает фильм «Я остаюсь». Первый и последний полнометражный фильм, в котором актёр сыграл главную роль.

Андрей Краско умер на съёмках широко известного сериала Сергея Урсуляка «Ликвидация», где было отснято совсем немного материала с его персонажем. Роль не предполагалась большой, но даже её Краско дотянуть до конца не смог – на жаре ему стало плохо с сердцем, врачи не оказали полноценной необходимой и своевременной помощи. ...Одним жарким июльским днём в Петербурге собрались коллеги, поклонники и, разумеется, родные и близкие — проводить в последний путь любимого актёра. Но Урсуляк, всё-таки, оставил Краско в картине: там, где выносят труп его героя, выносят именно Краско – эта съёмка оказалась очень символичной и, к сожалению, пророческой. Потом вышли фильмы, в которых Краско успел сыграть, но которые не успел озвучить. Окончательную точку в его фильмографии поставил показанный осенью 2007-го на Первом канале сериал «Частный заказ», где главную героиню сыграла тогда особо не известная широкому зрителю, а в наши дни – хорошо узнаваемая Виктория Исакова, а на втором плане показался Андрей Краско; что характерно, на этот раз – и это широко подчёркивалось в масс-медиа во время премьеры сериала – прибегли не к озвучке другим актёром, а к компьютерному моделированию голоса Краско из всех тех дорожек озвучаний, что он оставил после себя. Это придало ещё больше интереса к сериалу, в котором можно было в последний раз увидеть и, что важно, всё-таки услышать любимого артиста.

...Спустя полтора десятилетия после ухода актёра не покидает ощущение утраты простоты, наивности, доброй лирики и крепкого, а не пошлого юмора. Ощущение, что мы потеряли что-то родное, близкое нашим сердцам. Он умел не только от всей души смешить людей, но и говорить с нами настоящим, серьёзным голосом, говорить об окружающем мире без предвзятости, без прикрас. Заставлять нас, хоть и ненадолго, задумываться о своей собственной жизни, жизни того общества, той страны, в которых мы живём. А делал он это, в сущности, очень просто. Недаром говорят, что простое – гениально. Наверное, именно поэтому Андрей Краско может по праву считаться одним из лучших актёров современного российского кино.

Илья Стрекалов
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 75 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2022. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio