Начало большого хит-парада самых непристойных, шокирующих, отталкивающих, спорных и обсуждаемых фильмов в истории. Что расшатывало духовные скрепы в период с 1896-го по 1972 год? Жесткость, Гитлер и… поцелуи!
Фильм есть отпечаток нашей реальности, а реальность, как известно, многогранна: зачастую жестока и неприятна. Так как кино (и даже самые коммерческие его представители) лежит в плоскости творчества, то восприятие той или иной картины по умолчанию субъективно. Некоторые решения, особенно на грани фола, консервативная публика справедливо не понимает и не принимает.
Но общество меняется: то, что было в порядке вещей лет 70 назад, сейчас может быть воспринято отвратительным. И наоборот – пуританская аудитория прошлого могла закидывать помидорами то, что сейчас уже распространенно повсеместно. Кстати, форма протеста также может быть разной: от бойкота до открытой цензуры. Ну а запретные темы могут варьироваться от озорной «клубнички» и сомнительного насилия до религиозных и политических вопросов. Так или иначе, всё это раздвигает границы восприятия зрителя и бросает вызов стандартам – не просто как шок-эффект и способ привлечения внимания к фильму, а зачастую именно как желание поднять те или иные проблемные для общества вопросы.
Ниже предлагаем ознакомиться с наиболее скандальными и противоречивыми кинолентами в мировой истории, список которых скомпонован на основе уже существующих хит-парадов «экстремального кино» и скандальных картин, а также открытых источников, сайтов киноманов, отзывов кинокритиков, баз данных, Википедии, обзоров с YouTube и т.п. По всем этим фильмам можно проследить эволюцию и мировой культуры: то, что считалось шокирующим контентом в тот момент, в наши дни воспринимается кардинально иначе. Для этой цели все ленты расположены в прямом хронологическом порядке их выхода на экраны.
ПОЦЕЛУЙ (THE KISS)
1896, США
Режиссёр: Уильям Хейз
Жанр: мелодрама
Что пошатнуло духовные скрепы: подумать только, люди… целуются!
Самый популярный короткометражный фильм в истории кино шёл 26 томных секунд. Это была первая съёмка поцелуя пары (вполне традиционной: мужчины и женщины, кхм). Сие непотребство, кстати, было снято на студии Томаса Эдисона. Популярный театральный актёр Джон Райс целует актрису Мэй Ирвин. Прямо в губы! Ах, старик Эдисон, наверное, похотливо облизывался от этого зрелища. Как бы то ни было, многие не одобряли подобного открытого выражения чувств. Критики сочли фильм «чудовищным» и «отвратительным», но свою роль сыграла и внешность исполнителей: ни Райс, ни Ирвин не были привлекательными даже по скромным стандартам красоты конца XIX века.
РОЖДЕНИЕ НАЦИИ (THE BIRTH OF A NATION)
1915, США
Режиссёр: Дэвид Уорк Гриффит
Жанр: история, военный
Что пошатнуло духовные скрепы: унизительное изображение чернокожих
Революционный шедевр американского кино был одним из первых столпов массового кинематографа. Для своего времени «Рождение нации» (кстати, оригинальное название фильма на русский язык можно приблизительно перевести как «Ку-клукс-клановец») было технически прорывным проектом с масштабными съёмками и массовкой. Жаль только, что в основе картины лежали откровенно расистские идеи. «Рождение нации» уже в 1915-м подвергли обструкции за оскорбление чернокожих, а прадеды современных бэ-лэ-эмщиков устраивали беспорядки в крупных городах в восьми штатах. В 1924-м, 1931-м и 1938-м, когда фильм переиздали и вновь стали показывать в синематеках, уже какие-то демократично настроенные сенаторы стали высказываться за полный запрет фильма. Выпуск «Рождения нации» также впервые поднял вопросы цензуры в оплоте свободы США, затем вновь вызвал споры, когда Американский институт кино включил ленту в «100 главных американских фильмов» в 1998-м и, несмотря на его наивность, действительно может вызвать инсульт у какого-нибудь мягкотелого чернокожего, ведь положительных негров в фильме играют загримированные белые актёры!
АНДАЛУЗСКИЙ ПЕС (UN CHIEN ANDALOU)
1929, Франция
Режиссёр: Луис Бунюэль
Жанр: ужасы, фэнтези
Что пошатнуло духовные скрепы: одна единственная сцена шокировала неискушенную публику
Малобюджетный немой фильм с сюрреалистическими образами был создан Бунюэлем совместно с художником Сальвадором Дали. Провокационная кинолента имела скромный хронометраж и явно была продуктом своего времени и места – художники-авангардисты не особо задумывались о логике, а лишь хотели попугать народ. Это им удалось, причём настолько успешно, что «Андалузского пса» запретили в разных странах. И всё благодаря его самой известной сцене: в начале мужчина разрезает женщине глаз опасной бритвой! Этим мужчиной был Бунюэль собственной персоной, а глаз на деле принадлежал телёнку (к тому же давно мёртвому и наверняка купленному на рынке). Публика оказалась впечатлена, а остальные образы вроде расчленённых частей тел, демонстрации неприкрытой женской груди, гниющего трупа осла и т.п. критиковали, видимо, уже по наитию.
УРОДЦЫ (FREAKS)
1932, США
Режиссёр: Тод Браунинг
Жанр: ужасы, драма
Что пошатнуло духовные скрепы: демонстрация физического уродства
Ещё на стадии съёмок этот фильм производства MGM подвергли критике. Его называли «омерзительным», «ненормальным» и т.п. Показ реальных цирковых уродцев (по крайней мере название соответствовало содержанию) вызывал у публики понятный дискомфорт. После первого этапа проката студия потребовала, чтобы режиссёр перемонтировал фильм. Наиболее шокирующие сцены (включая эпизод кастрации) вырезали, добавили дисклеймер (!) и сделали счастливый финал. Тем не менее, это не спасло «Уродцев», а карьера Тода Браунинга, который был самым солидным постановщиком своего времени благодаря «Дракуле», оказалась разрушена. Остальное уже история: фильм ещё показывали в 1940-х в рамках роуд-шоу со всякими странными слоганами, а общество окончательно «оправилось» от «Уродцев» только к шестидесятым. А зря: сейчас этот фильм можно смотреть даже детям, а его месседж вполне гуманистический – не суди человека по внешности.
ЛИЦО СО ШРАМОМ (SCARFACE)
1932, США
Режиссёры: Ховард Хоукс, Ричард Россон
Жанр: криминал
Что пошатнуло духовные скрепы: прославление преступников
В 1930-е из-за веяний эпохи США захлестнула волна гангстерского кино. United Artists подсуетились и выпустили «Лицо со шрамом», который, как нетрудно догадаться, повествует о взлёте героя, образ которого основан на Аль Капоне. Фильм как-то протащили на экраны, но грянуло страшное: в 1934-м в Голливуде ввели Кодекс этики – прообраз современной рейтинговой системы. Цензоры проехались по «Лицу», отмечая и насилие, и намёки на кровосмесительную связь, и секс, и пр. Чтобы успокоить цензоров, ленту пришлось перемонтировать, добавить дисклеймер, переснять финал, в котором гангстера изображают трусливым, а все бандиты получают по заслугам. Не помогло. В нескольких штатах «Лицо со шрамом» запретили, власти Чикаго были в ярости, а в нацистской Германии, кто бы мог подумать, данный фильм назвали «дегенеративным влиянием США». Переиздали ленту Хоукса только в 1979-м, а затем ДеПальма в 1983-м снял вольный и куда более известный ремейк, который, кстати, также подвергся критике за насилие и представление бандитов в положительном свете.
ТРИУМФ ВОЛИ (TRIUMPH DES WILLENS)
1935, Германия
Режиссёр: Лени Рифеншталь
Жанр: документальный
Что пошатнуло духовные скрепы: пропаганда нацизма
Адольф Гитлер поручил влиятельной постановщице Лени Рифеншталь снять фильм, посвящённый съезду нацистской партии. «Триумф воли» показывал кошмар Третьего Рейха под быстрый монтаж, музыку Рихарда Вагнера, а также через оригинальные ракурсы и визуальные композиции. После войны Рифеншталь была осуждена и четыре года провела за решёткой, хотя и тогда продолжала настаивать, что её печально известный фильм был просто фиксацией событий, т.е. зрелищем образным, а не идеологическим. Несмотря на «зигхайли», свастики и прочие вещи, за которые сейчас можно получить штраф или статью, кинематографическое влияние «Триумфа» простирается и на «Звёздные войны», и на диснеевский «Король Лев».
МАЛЫШКА-НЕВЕСТА (CHILD BRIDE)
1938, США
Режиссёр: Гарри Ревьер
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: демонстрация обнажённой детской натуры
Интересно, что в 1938-м этот фильм демонстрировали как «образовательный», хотя это, очевидно, было лукавством: достаточно взглянуть на постеры и слоганы. «Малышку-невесту» после выхода стали быстро запрещать по всем штатам. Якобы положительная цель поднять вопрос детских браков и сопутствующего растления была лишь фоном для того, чтобы показать извращенцам обнажённых девочек. В репродукции, которая находится в открытом доступе, вроде как, самые откровенные кадры вырезали, а сам фильм далее стал знаковым для актрисы Ширли Миллс – за исключением сей мерзкой киноленты, где она исполнила роль той самой купающейся девочки, ничем особым её карьера не отметилась.
ГРАЖДАНИН КЕЙН (CITIZEN KANE)
1941, США
Режиссёр: Орсон Уэллс
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: оскорбление личности Уильяма Хёрста
Широко известный фильм молодого Орсона Уэллса считается как его лучшей работой, так и одним из самых главных проектов своего времени. Несмотря на то, что картина получила единодушную похвалу критиков, она не имела коммерческого успеха. То ли Вторая мировая сказалась, то ли палки в колёса ставил Уильям Хёрст – медиамагнат и прототип главного героя фильма. Известно, что могущественный Хёрст дал команду, чтобы принадлежащие ему СМИ в один голос называли «Гражданина Кейна» «кощунством», а также самолично приложил множество сил для запрета проката киноленты. Потом, уже после смерти Хёрста, справедливость восторжествовала и «Гражданина Кейна» признали классикой кино, а в дальнейшем сняли два фильма о закулисье этого шедевра: «Проект 281» с Ливом Шрайбером и «Манк» с Гари Олдманом.
ПЕСНЯ ЮГА (SONG OF THE SOUTH)
1946, США
Режиссёры: Харви Фостер, Уилфред Джексон
Жанр: мультфильм
Что пошатнуло духовные скрепы: изображение счастливых и кайфующих от жизни негров-рабов
Мультфильм от Disney на грани фола был основан на произведениях о «Дядюшке Римусе». Для своего времени проект был инновационным благодаря комбинации live action и традиционной анимации. Более того, «Песня Юга» получила «Оскар» в номинации «Лучшая песня», это был первый цветной фильм легендарного оператора Грегга Толанда, а ещё «Песне» посвятили целый аттракцион в Диснейленде. Но некоторую неловкость «Мышиный дом», видимо, осознавал всегда: «Песню Юга» никогда не издавали на видеокассетах, а после повторного театрального показа в 1986-м, приуроченного к 40-летнему юбилею картины, о мультфильме больше никогда не вспоминали. По сей день Disney открещиваются от «Песни Юга» и пиар-менеджеры утверждают, что из-за политической корректности этот мультфильм распространять не будут. На наш взгляд зря. Да, тут есть оскорбления американских меньшинств, но в целом это довольно добрый анимационный проект, который, при желании, можно найти в интернете.
ЛЮБОВЬ (L’AMORE)
1948, Италия
Режиссёр: Роберто Росселлини
Жанр: притча
Что пошатнуло духовные скрепы: религиозная провокация
Строго говоря, «Любовь» представляет собой сборник новелл. Одна из них под названием «Чудо» была написана Росселлини совместно с Феллини. «Чудо» повествует об этаком сатирическом размышлении на тему непорочного зачатия – для конца 40-х, особенно в католической Италии, такое справедливо сочли святотатством. На Венецианском кинофестивале из-за одной этой новеллы «Любовь» тут же назвали профанацией. В США у фильма вообще отобрали прокатное удостоверение. В 1952-м, правда, общество одумалось, суд постановил, что фильмы подпадают под категорию свободы слова, и уже теперь кинотеатры решают, что им можно показывать, а что нет. А сегмент «Чудо», несмотря на то, что это вроде как высоколобый представитель итальянского неореализма, действительно ироничный!
ПОДГЛЯДЫВАЮЩИЙ (PEEPING TOM)
1960, Великобритания
Режиссёр: Майкл Пауэлл
Жанр: триллер
Что пошатнуло духовные скрепы: открытая демонстрация насилия
Несмотря на то, что сейчас «Подглядывающего» относят к классике остросюжетного жанра, в свое время этот пугающий фильм о серийном убийце ненавидел каждый чопорный английский зритель. Британские критики добились того, что «Подглядывающий» исчез с экранов, а в газетах режиссёра Майкла Пауэлла обвиняли в наличии психических отклонений. Подлил масла в огонь общественного негодования и тот факт, что серийный убийца, который по сюжету с видеокамерой ищет жертв, охотится на социально незащищенных мамзелей: актрис, проституток, танцовщиц и т.п. Так что киноленту упрекнули и в распространении обнажёнки! Обвинения в аморальности привели к тому, что пленки с «Подглядывающим» начали изымать и уничтожать, в США завезли только отредактированную версию, и то в ограниченный прокат. В 1979-м после показа «Подглядывающего» на Нью-Йоркском кинофестивале фильм подвергся переоценке и сейчас он считается классикой психологического триллера.
ПСИХО (PSYCHO)
1960, США
Режиссёр: Альфред Хичкок
Жанр: триллер
Что пошатнуло духовные скрепы: открытая демонстрация насилия
Гротескный и мощнейший триллер Хичкока стал «дедом» всех современных фильмов ужасов, в частности слэшеров. После ранних цветных американских хитов Хичкока, относящихся больше к детективам и приключениям, публика была шокирована. Критики не особо поняли этот фильм, так как, просим прощения за спойлеры к фильму шестидесятилетней давности, главную героиню убивают уже в первой трети фильма в знаменитой сцене в душе. Собственно, эта сцена, которая дискомфортно смотрится и по сей день, была, можно сказать, единственным жёстким моментом «Психо». Как бы то ни было, скандалы помогли, а позже был снял байопик про Хичкока (где в главной роли снялся Энтони Хопкинс), который повествует как раз о создании данной ленты.
ЛОЛИТА (LOLITA)
1962, Великобритания
Режиссёр: Стэнли Кубрик
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: любовь между девушкой-подростком и мужчиной средних лет
Шестой фильм Стэнли Кубрика представлял экранизацию скандального романа Владимира Набокова о сексуальной одержимости соблазнительной не по годам нимфеткой. Понятное дело, что подобный проект мог получить только рейтинг Х (что не позволило исполнительнице роли Лолиты Сью Лайон присутствовать на премьере, т.к. на момент съёмок ей было 14-15 лет). К чести Кубрика, постановщик не заигрывал на извращениях и откровенных тематиках – «Лолита» 1962-го всё же больше посвящена метафорическим сентенциям и двусмысленности любви. Наверное, это и сгладило впечатление, отчего против проката выступали лишь какие-то американские католики. А в 1997-м «Лолиту» переосмыслили, и мы к этому ещё обязательно вернёмся.
СОБАЧИЙ МИР (MONDO CANE)
1962, Италия
Режиссёры: Паоло Кавара, Гуальтеро Якопетти и др.
Жанр: документальный
Что пошатнуло духовные скрепы: демонстрация непостановочного насилия
Популярный в Италии шок-контент обрёл свою форму, рекламируемую как сборник диковинок о необычных традициях народов мира. Включающих в себя, естественно, неприкрытые телеса дикарей, мрачные ритуалы, жестокое обращение с животными и сексуальные извращения. Фильм справедливо критиковали за вульгарность, хотя по сегодняшним меркам всё довольно целомудренно: ну, светят сиськами туземки с Новой Гвинеи, да гавайцы свиней закалывают. На Discovery и в федеральных новостях есть вещи и похуже. Несмотря на сомнительное содержание, «Собачий мир» был неожиданно номинирован на «Золотую пальмовую ветвь», а также вдохновил на создание шести сиквелов (!), десятка подражателей, включая «Шокирующую Азию» и «Лики смерти». Последний заодно стал прародителем псевдоснаффа (https://25-k.com/page-id-4910.html), но это уже другая история.
КРОВАВЫЙ ПИР (BLOOD FEAST)
1963, США
Режиссёр: Гершел Гордон Льюис
Жанр: ужасы
Что пошатнуло духовные скрепы: демонстрация зашкаливающего уровня кровавого насилия
Трэш и есть трэш: какие-то порноделы (!) в бородатые года решили по-быстрому срубить деньжат на фильмах ужасах, получив фильм даже не категории B или С, а что-то гораздо более далёкое по алфавиту. Грубый, неумелый, непристойный, неправдоподобный, наполненный литрами «кетчупа» – достаточно посмотреть на кадры фильма, чтобы понять насколько наивно он выглядит. «Кровавому пиру» банально не повезло: видимо, цензоры и прочие неравнодушные отыгрались на этом балагане за то, что им не удалось в своё время запретить «Психо» и другие, более качественные, чем «Кровавый пир», работы. Что ж, во Флориде ленту запретили совсем, а во многих штатах порезали прокатные удостоверения. Но при этом заслуги даже такой позорной картины отбрасывать не стоит, ведь сейчас это зрелище проходит в категории «так плохо, что даже хорошо». К тому же «Кровавый пир» открыл дорогу таким фильмам как «Ночь живых мертвецов», «Техасская резня бензопилой», «Хэллоуин» и «Пятница 13-е».
Я ЛЮБОПЫТНА – ФИЛЬМ В ЖЁЛТОМ (JAG AR NYFIKEN – EN FILM I GULT)
1967, Швеция
Режиссёр: Вильгот Шёман
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: демонстрация обнажённой натуры и свободной любви
Авангардный шведский фильм – зрелище непростое. Смотреть его сейчас – занятие только для продолжительной самоизоляции, поэтому напрашивающуюся обнажёнку можно расценить лишь как способ развлечь заскучавшего зрителя. Из-за ласк, извините, вялого пениса и поглаживания лобковых волос, «Я любопытна» назвали порнографией, а в США фильм тут же запретили… но это решение отменили после обжалования в суде. Данный факт привёл к своеобразной скандальной рекламе, а в итоге фильм даже назвали хитом проката в 1969-м, а шведы наладили с американцами плотное кинематографическое сотрудничество. По сегодняшним меркам фильм скромен (если смотреть с точки зрения эротики) и претенциозен (если искать в нём глубокие идеи), но стоит признать: без этого радикального фильма о сексуальной свободе не было бы многих последующих драм с рейтингом Х.
БЕЗУМЦЫ ТИТИКАТА (TITICUT FOLLIES)
1967, США
Режиссёр: Фредерик Вайсман
Жанр: документальный
Что пошатнуло духовные скрепы: неэтичное изображение сумасшедших людей
Зачастую «Безумцы Титиката» всплывают не только в рейтингах самых скандальных фильмов, но и в списках самых влиятельных документальных лент. Картина повествует о нечеловеческих условиях содержания пациентов в психиатрической лечебнице для преступников. Весьма неоднозначный документальный фильм был тут же изъят ещё до широкого проката, власти штата Массачусетс даже возбудили уголовное дело против режиссёра, якобы тот посмел посягнуть на неприкосновенность частной жизни заключённых-пациентов. В итоге «Безумцев Титиката» показали один раз на Нью-Йоркском кинофестивале, а массовое распространение фильм получил уже в 1990-е после того, как его признали подпадающим под закон о свободе слова.
РЕБЁНОК РОЗМАРИ (ROSEMARY’S BABY)
1968, США
Режиссёр: Роман Полански
Жанр: ужасы
Что пошатнуло духовные скрепы: оскорбления чувств христиан
Первый американский фильм польского постановщика Романа Полански в представлении не нуждается. Ещё бы: Антихрист рождён из чрева Мии Фэрроу! Больше параноидальный триллер, чем паранормальный хоррор и одно из первых посвящений сатанизму наряду с «Изгоняющим дьявола». Понятное дело, такое святотатство не прошло мимо рьяных христиан – католики осудили фильм за искажённое представление верований, обвинили ленту в насмешках над религией, антиклерикальных ссылках на Папу Римского и т.п. В общем, верующие конкретно так оскорбились. Последствия для Полански, правда, будут иметь место в более мистической форме: спустя год после премьеры жена Полански Шэрон Тейт будет убита культом Чарльза Мэнсона, а возле многоквартирного дома «Дакота», где жила экранная Розмари, в 1980-м убьют Джона Леннона.
ПОЛУНОЧНЫЙ КОВБОЙ (MIDNIGHT COWBOY)
1969, США
Режиссёр: Джон Шлезингер
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: откровенная демонстрация гомосексуализма
Первый фильм с рейтингом Х, который получил «Оскар»
(а ещё говорят, что либеральная повестка проявилась у киноакадемиков лишь в последние годы, – прим. ред.). В своё время «Полуночный ковбой» вызвал споры из-за гей-контента и тематики мужской проституции. Тем не менее, фильм быстро ворвался в мейнстрим, пародии на него есть в «Футураме» и в «Борате», а снявшиеся в фильме Шлезингера Дастин Хоффман и Джон Войт только укрепили свои статусы культовых актёров. Рейтинг Х был, вероятно, добавлен исключительно из-за гомосексуальной ориентации протагониста, а по меркам наших дней этот фильм довольно скромный, в нём почти нет ненормативной лексики и насилия, а нагота не такая откровенная. Зато «Полуночный ковбой» стал первым шагом к тому, чтобы пересмотреть систему возрастных рейтингов.
ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН (A CLOCKWORK ORANGE)
1971, Великобритания
Режиссёр: Стэнли Кубрик
Жанр: антиутопия
Что пошатнуло духовные скрепы: старое доброе ультранасилие
Икона стиля от Стэнли Кубрика и фильм, который не нуждается в представлении. Сразу за «Полуночным ковбоем» второй фильм в истории с рейтингом Х и при этом с номинацией на «Оскар». Прорывной «Заводной апельсин» очень активно обсуждался как критиками, так и простыми зрителями. Первые отмечали мрачность повествования и философские вопросы добра и зла, а вторые бурно реагировали на представленное на экране. Настолько бурно, что по Великобритании уличные банды копировали Алекса и его друзей: как минимум, распевали Singin in the Rain. Пришлось вмешиваться СМИ, которые обвиняли Кубрика в дурновкусии, а различные обеспокоенные граждане писали легендарному постановщику «письма счастья» с угрозами. Режиссёр в ответ сам отозвал фильм из проката по Британии, где легально «Заводной апельсин» вновь появился лишь в 2000-м – через год после смерти Стэнли Кубрика.
ГРЯЗНЫЙ ГАРРИ (DIRTY HARRY)
1971, США
Режиссёр: Дон Сигел
Жанр: боевик
Что пошатнуло духовные скрепы: критика полицейских
Основополагающий для жанра боевика фильм с крутым Клинтом Иствудом в главной роли был «пропесочен» в прессе. Мол, полицейского показали слишком жестоким; он сначала стреляет, а потом думает; у преступников тоже есть права и прочий бред. Открытый цинизм детектива Гарри Каллахена вызвал множество споров о политической составляющей киноленты. Одни считали, что это нормально – не позволять преступникам уйти от наказания, особенно если они вышли сухими из воды после «справедливого и гуманного» суда. Другие называли Гарри фашистом и садистом, и очень дурным примером для подражания для подрастающего поколения. Киномир решил иначе: такие последующие антигерои как Безумный Макс явно создавались с прицелом на линчевателей.
СОЛОМЕННЫЕ ПСЫ (STRAW DOGS)
1971, США
Режиссёр: Сэм Пекинпа
Жанр: триллер
Что пошатнуло духовные скрепы: сцена изнасилования
Этот триллер был одним из главных возмутителей спокойствия своего времени. Полемика касалась насилия в кинематографе, ведь в «Соломенных псах» присутствовала сцена изнасилования, которая, несмотря на мерзость, была сюжетно оправдана. Из-за неё фильм обвиняли в дешёвой эксплуатации, мужском шовинизме, женоненавистничестве и приукрашивании (и даже романтизации) изнасилования. То вырезали сцену, то картину в целом просто перемонтировали, но на 30 лет «Соломенных псов» запретили в Великобритании: в следующий раз кинолента попала туда только на VHS и DVD. На комментариях к DVD были даже собраны мнения кинокритиков насчёт той самой сцены. В 2011 году вышел одноимённый ремейк с Джеймсом Марсденом и Александром Скарсгардом, уже не вызвавший никакого ажиотажа.
ГЛУБОКАЯ ГЛОТКА (DEEP THROAT)
1972, США
Режиссёр: Джерард Дамиано
Жанр: порнография
Что пошатнуло духовные скрепы: непристойность
Возвестивший об эпохе порношика фильм вызвал жаркие дебаты, прецедентные судебные дела и вообще «ушёл в народ». Изначально «Глубокую глотку» показывали в специализированных порнокинотеатрах, но почему-то его премьера стала целым событием. Фильм смотрели как одинокие извращенцы, так и люди, захотевшие прикоснуться к прекрасному и открыть для себя чудесный мир порнушки. «Глотка» стала хитом во время сексуальной революции и даже культурным феноменом: обсуждать его было данью моде, на него ссылались в том числе и политики (того же самого уотергейтского информатора прозвали «Глубокой глоткой»), и по сей день неказистый порнофильм является частью популярной культуры. После скандального проката, даже исполнительница главной роли порноактриса Линда Лавлэйс возненавидела «Глубокую глотку», её коллегу актёра Гарри Римса осудили за непристойность, хотя позже решение суда была отменено. А дальше был документальный фильм о влиянии «Глотки» и то, как его запрещали, да не запретили, а также вполне художественный – «Лавлэйс» с Амандой Сайфред.
ПОСЛЕДНИЙ ДОМ СЛЕВА (THE LAST HOUSE ON THE LEFT)
1972, США
Режиссёр: Уэс Крэйвен
Жанр: ужасы
Что пошатнуло духовные скрепы: демонстрация жёсткого насилия
Малобюджетный хоррор Крэйвена был его дебютом и, внезапно, американским ремейком «Девичьего источника» Бергмана. Более целомудренный слэшер 2009-го в свою очередь являлся одноимённым ремейком творения Крэйвена. Фильм повсеместно сталкивался с цензурой, особенно в Великобритании: версию на DVD там, кстати, так и не издали. В США же в штате Массачусетс народ буквально выходил на улицу с требованиями убрать «Последний дом слева» из местных кинотеатров. Это привело к противоречивой реакции. Местечковый кинотеатр The Paris Cinema из Питтсфилда опубликовал открытое письмо, в котором менеджеры пояснили общественности, что, внимательно рассмотрев фильм, администрация не считает его прославляющим насильников и поэтому будет продолжать прокат. А вот продюсеры затем извинились через газеты и заявили, что их фильм «не рекомендуется лицам моложе 30 лет», так что, несмотря на рейтинг R, картину всё равно демонстрировали на всей территории США, а в 2011-м и 2018-м даже переиздали аж на Blu-Ray.
ПОСЛЕДНЕЕ ТАНГО В ПАРИЖЕ (ULTIMO TANGO A PARIGI)
1972, Италия
Режиссёр: Бернардо Бертолуччи
Жанр: мелодрама
Что пошатнуло духовные скрепы: откровенные сцены
Красочный эротический фильм с грубыми (но всё же постановочными) сексуальными сценами заставил критиков и зрителей растерянно чесать затылки – обвинить ли киноленту в непристойности? Фильм получил рейтинг Х, но это не помешало номинировать Марлона Брандо, исполнившего главную мужскую роль, на премию «Оскар». Сейчас это классика арт-хауса, но в 1974-м всё было не так однозначно: в соответствии с законом Великобритании о непристойном изображении, «Последнее танго» подвергся судебному преследованию, и большая часть эротических сцен была вырезана из прокатной версии. В Италии же картину обвинили в «непристойном содержании, оскорбляющем общественность», навсегда запретили, копии изъяли, Бертолуччи получил 4 месяца тюрьмы условно, а Брандо запретили въезд.
Егор Рябцев