Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Not for Oscar: Техасская резня бензопилой 4
Автор: Андрей ВолковДата: 19.12.2023 01:37
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
«Техасской резне бензопилой» почти стукнуло 50 лет – достойный срок, чтобы поговорить о классике слэшера… но куда интереснее вспомнить худшую на данный момент часть франшизы. С Мэттью Макконахи и Рене Зеллвегер!


ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ 4: НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
(THE RETURN OF THE TEXAS CHAINSAW MASSACRE)

1994, США, 83 мин.
Жанр: триллер, ужасы
Режиссёр: Ким Хенкел
В ролях: Рене Зеллвегер, Мэттью Макконахи, Роб Джекс, Тони Перенски, Джо Стивенс, Лиза Мари Ньюмайер


Вышедший в 1974 году дебютный фильм Тоуба Хупера «Техасская резня бензопилой» (его первая полнометражная лента «Яичная скорлупа» не была выпущена в официальный прокат), внесла свежую струю в только зарождавшийся жанр слэшера. В 1970-е в американском кино появилось несколько картин, где рассматривались культурные и социальные противоречия между городом и деревней. «Соломенные псы», «Освобождение», «Я плюю на ваши могилы» – многие триллеры той эпохи играли на страхах американцев из больших городов перед реднеками.

«Техасская резня бензопилой» воплотила этот страх в наиболее пугающих образах. Согласно сюжету первой части, группа молодёжи отправилась в сельскую глушь, дабы посетить дом дедушки одной из героинь и удостовериться, что над его могилой не надругались вандалы. На их беду, неподалёку располагался дом Сойеров, сумасшедшей семейки маньяков. Их безумие сценаристами Хупером-Хенкелем подчёркивается соответствующей профессией – все обитатели дома по мужской линии трудились на скотобойне. Финансовый и критический успех фильма Тоуба Хупера был ошеломляющим и сразу вывел вчерашнего новичка в топ лучших хоррормейкеров десятилетия.

Однако, несмотря на большой кассовый успех независимой малобюджетной ленты Хупера, долгое время никто не отваживался снять сиквел, хотя влияние «Техасской резни бензопилой» в американском жанровом кино проявилось почти сразу. Например, в 1977 году Уэс Крэйвен выпустил хоррор «У холмов есть глаза», реализующий ту же ситуацию страха. С годами этот сюжетный ход (герои заехали не туда) сформировал целое ответвление от классического слэшера, повествующего о неведомом убийце, истребляющим молодёжь колюще-режущими инструментами.

Сиквел «Техасской резни бензопилой» появился лишь в 1986 году, стараниями самого Хупера и ведущих продюсеров жанрового кино 1980-х Менахема Голана и Йорама Глобуса. Лента была умеренно успешной (собрала почти вдвое больше своего бюджета и к тому же пользовалась хорошим спросом на VHS), поэтому третий фильм серии появился всего через четыре года. Триквел, созданный крепким ремесленником Джеффом Бёрром, вышел неказистым середнячком, что подтвердили кассовые сборы (которые всё же перекрыли бюджет) и разгромные рецензии большинства критиков. Стоило ли в таких обстоятельствах создавать четвёртую серию или было бы лучше ограничиться тремя? Продюсер Роберт Кун верил в успех своего начинания, поэтому привлёк к проекту сценариста оригинальной картины Кима Хенкела. Хенкел также выступил постановщиком, лишний раз доказав, что нельзя войти в одну реку дважды. Исключая несколько второстепенных сюжетных ответвлений, в четвёртой части нет ничего, что мы бы не видели в оригинале. Само собой, сопоставимых с режиссёрской работой Тоуба Хупера умений Ким Хенкел не продемонстрировал.

Постановщик четвёртой части мечется между двумя подходами, уже опробованными во франшизе. С одной стороны, ему хотелось снять страшный хоррор, как оригинал Хупера, а с другой – поиронизировать над мифологией киносериала. Только этим соображением можно объяснить нелепый вид Кожаного лица, напоминающий трансвестита. Вот только иронический парафраз оригинала был продемонстрирован самим Хупером в сиквеле, и у него вышло по-настоящему отвязное постмодернистское зрелище с убедительными психоаналитическими образами (достаточно вспомнить хотя бы бензопилу, переосмысленную в качестве фаллического символа). У Кима Хенкела же весь юмор вымученный и откровенно вторичный, а добавление в сюжет некоей тайной организации, которая непонятно зачем присматривает за семейством Сойеров, вносит в повествование откровенный абсурд. И сам вид правительственного агента, похожего на итальянского мафиози, нелепый, и маньяки Сойер сразу теряют весь зловещий ореол, превращаясь в каких-то рядовых бандитов на службе у очередного дона.

Фильм Кима Хенкела давным-давно забыли бы, не будь он частью популярной франшизы и не играй в нём Рене Зеллвегер и Мэттью Макконахи. В период съёмок актёры ещё не были звёздами, но на примере этой картины отлично видно, что добиться успеха в большом кино им помог недюжинный профессионализм. Зеллвегер и Макконахи старательно отыгрывают свои нехитрые роли, буквально из ничего создавая запоминающихся героев. Противостояние их персонажей вносит жизнь в откровенно провальный синопсис Кима Хенкела. Глядя на искренний испуг героини Рене Зеллвегер, столкнувшейся с вооружёнными психопатами в тёмном лесу, и безумные глаза персонажа Макконахи, ветерана Вьетнамской войны, не так мучительно дожидаться финала, такого же пресного, как и практически каждая сцена этой единственной (что логично) режиссёрской работы Кима Хенкела.

Не помогли авторам и камео актёров из оригинальной части. Во-первых, для того, чтобы увидеть Мэрилин Бёрнс, Пола А. Партейна и Джона Дугана необходимо дождаться последней сцены в больнице, а во-вторых, их секундные появления вряд ли могут сами по себе заинтересовать зрителя. У Бёрнс и Партейна к тому же образы без слов. Разве что участливый полицейский в исполнении Джона Дугана обращает на себя внимание. Словно Ким Хенкел вдруг вспомнил, как тяжело давался Дугану образ дедушки Сойера в оригинальной ленте, и постарался написать для него хоть чем-то запоминающегося эпизодического героя. Ведь, как мы помним, для того, чтобы не накладывать грим полуживого старика повторно, Джону Дугану пришлось провести «в образе» 36 часов подряд в почти 40-градусную жару.

Вот и просмотр заключительной ленты из классической линейки ТРБ сопоставим с подвигом Дугана, благодаря терпению которого на свет родился один из самых жутких членов семейки Сойер (столетний дедушка). Неудивительно, что режиссёрская карьера Кима Хенкела завершилась, едва начавшись, в отличие от фильмографии Тоуба Хупера, который и после «Техасской резни бензопилой» снял немало качественных лент.

Дело-то на самом деле не всегда в оригинальном сюжете. Ведь и синопсис первой «Техасской резни бензопилой» может напомнить насмотренному зрителю классический готический триллер Джеймса Уэйла «Старый тёмный дом». Но зато Хупер при помощи талантливого оператора Дэниэла Перла сумел снять полное саспенса и жутких образов смерти произведение страшного жанра, которое благодаря псевдодокументальному прологу и съёмке на 16-мм камеру напоминает телевизионный репортаж об очередном безумце, обнаружившемся в американской глубинке. Ким Хенкел же, перенеся действие оригинала в 1990-е, не добился ничего другого, кроме ощущения жуткой вторичности, особенно в тех эпизодах, где Хенкел и оператор Ливи Айзекс пытаются подражать художественным приёмам ленты Хупера, вроде снятых ручной камерой сцен погонь и обилия крупных планов лиц жертв и маньяков.

Тем не менее, нельзя не согласиться с теми критиками (например, Джо Лейдоном из Variety), кто писал о больших задатках Рене Зеллвегер как потенциальной «королевы крика». Ей действительно удалось продемонстрировать необходимый баланс внутренней силы при внешней слабости и тем вызвать к своей героине Дженни сочувствие. К сожалению, первый опыт съёмок в малоудачном хорроре надолго отбил у актрисы желание приближаться к страшному кино.

Андрей Волков
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 127 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio