ПОСЛЕДНИЙ НАЁМНИК (IN THE LAND OF SAINTS AND SINNERS)
2023, Ирландия, 106 мин.
Жанр: боевик, триллер, криминал
Режиссёр: Роберт Лоренц
В ролях: Лиам Нисон, Керри Кондон, Джек Глисон, Киран Хайндс, Сара Грин, Колм Мини, Десмонд Иствуд
«Последний наёмник» выглядит самым ирландским из фильмов – даже более ирландским, чем «Банши Инишерина». Картина настолько сильно опирается на стереотипы об Ирландии, что Лиаму Нисону едва удаётся сдерживать смех: заслуженный ирландский (!) артист, должно быть, проклинал эту ленту, попивая «Гиннес». Ведь теперь он, как совсем недавно Фассбендер в «Убийце», сыграл философствующего наёмного убийцу – настолько погрязшего в экзистенциальном кризисе, что курит трубку и читает Достоевского. К несчастью для «Последнего наёмника», сравнение с фильмами Мартина Макдоны и Дэвида Финчера на этом заканчивается. Перед нами очередной боевик-триллер с пенсионером Нисоном, который за что-то там мстит, и хоть как-то спасает ситуацию лишь тот самый ирландский колорит.
1974 год. Террористы из ИРА совершают теракт в Северной Ирландии, после чего сбегают в городок с труднопроизносимым названием Гленкольмсилль. Там же тихо живёт и Финбар Мерфи – человек, который общается разве что с соседкой-садоводом Ритой и лучшим другом, полицейским Винсом. Однако на самом деле Финбар – хладнокровный киллер на побегушках у криминального авторитета. Убийца намерен уйти на пенсию, но внезапное появление террористов из ИРА заставляет его пересмотреть своё решение.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-in_the_land_of_saints_and_sinners_2_r.jpg)
Сюжет «Последнего наёмника» заставляет задаться многими вопросами, но не даёт никаких ответов. Сценарий не объясняет, почему маленькому городку требуется организованная киллерская деятельность. У героя Нисона, например, есть напарник Кевин в исполнении Джека Глисона – блеск славы короля Семи Королевств померк и нынче Джоффри Баратеон выглядит не лучшим образом, хотя и вписался в образ дурачка-наёмника. Впрочем, и его герой, и прочие сюжетные решения выглядят очень надуманно: из этих разборок авторы попытались выжать какую-то изюминку, однако, ничего особенного у них не получилось. В конце концов, вышел ещё один фильм в длинной череде проектов, где Лиам Нисон делает своё дело; такой же одноразовый и быстро забываемый.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-in_the_land_of_saints_and_sinners_3_r.jpg)
Что касается актёрской игры, то это тот самый пример, когда точно знаешь, чего ожидать. И это начинает надоедать зрителю больше, чем самому актёру. Нисон – неожиданная звезда боевиков пенсионного возраста, и здесь не отходит от своего пыльного амплуа. Только в моменты, когда он ничего не говорит и проникновенно играет молча, можно сказать, что «Последний наёмник» хоть как-то отступает в сторону от знакомой территории. Злодеи же злые, потому что они, ну, террористы из ИРА, хотя их и попытались сделать неоднозначными. Помимо вышеназванного Джека Глисона, отметился ещё один «игропрестольщик» Киран Хайндс (Король-за-Стеной) – у него небольшая, но колоритная роль полицейского.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-in_the_land_of_saints_and_sinners_4_r.jpg)
Режиссёром «Последнего наёмника» выступил Роберт Лоренц – давний продюсер Клинта Иствуда и постановщик «Заступника» с тем же Нисоном. Американец подошёл к ирландскому триллеру с размахом, который маленький остров просто не мог вместить, из-за чего временами картина разворачивается чуть ли не в пародийном ключе. Например, музыка создает видимость саспенса там, где его не так много, чтобы подогреть идею противостояния между порочным злодеем и героем-антигероем. Чуть ли не европейский вестерн страдает от отсутствия целостности, а сценарий изобилует клише. Но самое главное – «Последнему наёмнику» не хватает того азарта, которым пропитаны последние боевики-триллеры с Нисоном, так что лучшее, что можно сказать о ленте, относится к её аутентичности. Вы хотели Ирландии? Она у нас есть!
Егор Рябцев