ПОСЛЕДНИЙ РОНИН
2024, Россия, 120 мин.
Жанр: фантастика, приключения
Режиссёр: Макс Шишкин
В ролях: Юрий Колокольников, Диана Енакаева, Даниил Воробьев, Тихон Жизневский, Александр Мизёв, Максим Колесниченко, Роберт Юсупов
МНЕНИЕ СЛОВИВШЕГО КРИНЖ
Чего мы хотим от боевика в постапокалиптических декорациях? Атмосферу упадка, грязь, нищету, смерть на каждом шагу, а также много-много брутальных смертей. Формально режиссёрский дебют Макса Шишкина даёт нам многое из этого, но… эй, Макс, у тебя атмосфера отклеилась!
Драк и стрельбы отсыпано достаточно, упадок тоже в наличии, да ещё какой: фильм умудряется падать всё ниже и ниже, пока одинокий ронин (Что? Да!) бредёт по пустыне, сопровождая наглую девочку за пригоршню патронов. Клипмейкерские уши постановщика торчат тут из каждой мизансцены: кадры выверены до миллиметра и ими хочется любоваться, но, увы, нет достойной музыкальной композиции, чтобы сопровождать этот роскошный видеоряд. Да и если бы она была – кто бы выдержал клип продолжительностью два часа вместо трёх-пяти минут?
Здешний сюжет реально умещается в предложении «мужчина сопровождает девочку по пустыне», а «вот это поворот» укладывается во фразу «девочка оказалась ценнее, чем все думали». Пустыня при этом нареканий не вызывает – это, ну, пустыня, какой она и должна быть. Не набором интересных локаций, от которых пип-бой сходит с ума, а просто грёбаной пустотой. Ну разве что прекрасно кривое высохшее дерево стоит одиноко или полузакопанный транспортный контейнер встретится. Проблемы начинаются в тот момент, когда нужно показать хоть что-то – обитель местного царька или же районный рынок. И вот тут дешевизна декораций и скромной количество массовки портят всё впечатление. Понятно, что постапок и подразумевает отсутствие чего-то пышного, но экономия в кадре очень избирательная. Например, герои тут зачастую расхаживают в неприлично дизайнерских шмотках, хотя никакого пустынного ГУМа на горизонте не наблюдается. Люди жалуются на испепеляющую жару, но ходят в чёрных кожаных куртках. А парочка главных героев, стремясь напугать бандитов, перед боем ещё и капюшоны с масками надевают. Видимо, чтобы показать: они совсем отбитые. Подобный диссонанс очень сильно бьёт по восприятию: правила этого мира столь противоречивы, что в происходящее не получается поверить, и, как следствие, история вовсе не вызывает интереса. О, очередной поверженный враг ронина падает в песок окровавленной тушкой, но кому не плевать? Пусть даже упадёт сам ронин. Тем более, что он откровенно нарывается.
Главный злодей тут восседает на аналоге Железного трона из автоматов и паясничает так, буто сам себе шут, а вся его придворная челядь выглядит так, будто собралась на какой-то модный показ, посреди которого объявили поминки. При этом главгад может разговаривать по-французски (просто потому что) и это весело, но тоже лишено логики, ведь из подчинённых его понимает лишь один карлик-переводчик (кто сказал «Тирион»?). Что ж, зато драки поставлены отменно, да? С этим не поспоришь, но и они действуют на разрушение атмосферы выживания, ведь почти весь фильм ронин действует вызывающе красиво, но с минимальным КПД – вместо одного смертоносного удара наносит несколько необязательных, а затем встаёт в эффектную стойку и зачем-то ждёт продолжения драки, даже находясь в окружении врагов и будто бы имея иммунитет от выстрела в спину (чёрт с ними, с драгоценными патронами, но стрелы никто не отменял). Стоит ли говорить, что в результате противники не вызывают чувства опасности и снижают и без того невысокий интерес к сюжету практически до нуля?
Но хуже всего здешние диалоги. Постановщику хватило самоиронии сопроводить субтитрами речи наиболее тупых бандитов, которые даже не способны построить нормальные фразы. Но подлинная беда в том, что текстовые костыли требуются буквально всем репликам, каждому персонажу. Разговоры способны вызвать массовое ушное кровотечение задолго до появления в кадре французского паяца, настолько они убоги, пафосны и шаблонны. Учитывая весьма нестыдную картинку (хоть и заметно бюджетную), можно посоветовать Шишкину в будущем найти нормального сценариста, а зрителю вовсе смотреть этот фильм без звука – итоговая оценка в результате значительно вырастет.
Стучащиеся откуда-то со дна диалоги не оставляют шансов на вменяемую актёрскую игру. Наиболее адекватным (когда молчит) выглядит ронин в исполнении Колокольникова: насколько вообще адекватным может быть человек в Пустоши, зачем-то читающий книги на японском и выбравший себе экзотическую ветку «прокачки» из далёкой во всех смыслах (и особенно культурном) Страны восходящего солнца. Хуже всех – его юная спутница Мария. Этот тяжкий крест пришлось нести Диане Енакаевой. Даже самой одарённой актрисе со столь безвкусно прописанными репликами не удалось бы вызвать реакцию, отличную от испанского стыда, но Диана вовсе не пытается спасти положение и зачитывает текст, вовсе не меняя выражения лица, будто режиссёр забыл сообщить ей, что это уже не тестовая читка сценария, а камера давно снимает по-настоящему. Перфоманс юной актрисы заставляет с щемящей в груди ностальгией вспомнить эталонную игру Томми Вайсо в культовой «Комнате». Эх, были времена!..
Показателен эпизод, в котором Мария стреляет без какой-либо отдачи, да ещё и с одной руки и точно «в яблочко» – при том, что такой меткости можно добиться лишь при огромном количестве тренировок, которых по умолчанию быть не могло, ведь патроны тут весьма ценная валюта.
«Последнего ронина» можно посмотреть ради пары сцен, в которых герой, экономящий патроны, вдруг разряжает во врагов целые обоймы или сходится в смертельном танце с парой «финальных боссов», но кислый привкус от фильма всё равно никуда не денется. Будто шёл по Пустоши, лутал сундуки, нашёл просроченную банку тушёнки и съел её, глядя голодными глазами на красочную этикетку с нарисованным сочным мясом. Впрочем, если изначально воспринимать картину именно как трэш в стиле «Шестиструнного самурая» (только без задорной музыки, панковой шизы и на серьёзных щщах), то некоторое удовольствие от творчества Шишкина получить всё-таки можно. Но знаете, скитаясь по Пустоши, удовольствие ведь можно получить, даже если удастся бесплатно напиться из грязной лужи.
Игорь Талалаев
МНЕНИЕ НАШЕДШЕГО ПУТЬ
За несколько дней до Нового года, когда все наши зрители любят смотреть нововышедшие семейные сказки, дебютант Макс Шишкин рискованно-смело выпускает кровавую красивейшую бойню-постапокапсис, «Последний ронин», один из самых ожидаемых российских фильмов 2024 года.
Картина рассказывает историю долгого и опасного пути по пустошам постапокалиптичного мира меланхоличного ронина (Юрий Колокольников) и его маленькой своенравной спутницы – Марии (Диана Енакаева). Фильм начинается как вестерны 80-х, продолжается как роуд-муви, а заканчивается идеально герметичным триллером с трёхсторонней резнёй. Что может быть лучше?
Премьера «Последнего ронина» прошла на фестивале Red Sea Film Festival, и довольно плодотворно: фильм Макса Шишкина собрал множество положительных отзывов и картину купили на территории США (Well Go USA Entertainment), Латинской Америки, а также страны Ближнего Востока, Северной Африки и Сербия с Черногорией.
Это прекрасный, опасный и одинокий мир, в котором есть единственная ценная валюта – патроны 9 и 7,62 мм от АК-47. За них люди готовы абсолютно на всё, вплоть до убийства. Ронин – одинокий странник, встречающий на своём пути только смерть (это показывает и открывающая сцена фильма). Он выбрал путь мести и ищет убийцу своего отца, пока его не встречает Мария. Девочка предлагает солидную плату за сопровождение её к далёким Стенам. С этого и начинается их тернистый путь.
Макс Шишкин – дебютант-синефил, вышедший из мира клипов. Клипы были для режиссера взлётной площадкой, полигоном для тренировок и выработки своего стиля, что он и перенёс в картину. Получившийся фильм – аудио-визуальное искусство, с нестандартными и интересными ракурсами, движениями камеры и прекрасной музыкой. В моменты диалогов и меланхоличных похождений спутников, часто и тишина на фоне является отличным саундтреком. Это та тишина, которую можно ощутить. Так же, как почувствовать можно CGI-кровь – настолько реалистичную, что в моменте задумываешься не устроил ли и вправду Шишкин и на съёмках бойню?
Кино нашпиговано отсылками и референсами (перечислять их не хватит и целой статьи), и это прекрасно для подготовленного зрителя. Дуэт замкнутого мужчины и эксцентричного ребенка вызывает ассоциации с недавним сериалом «Одни из нас» или «Дорогой», а песчаные угодья, усыпанные черепами, напоминают «Безумного Макса» и «Fallout». Электронный саундтрек Mimiko перекликается с работами Николаса Виндинга Рёфна. Шишкин добавил к повествованию элементы классических самурайских фильмов, вестернов и аниме, в результате чего в «Последнем ронине» эхом звучат такие картины, как «Шестиструнный самурай», «Письма мёртвого человека», «Киборг», а также шедевры Клинта Иствуда и Акиры Куросавы.
Несмотря на требования жанра, в картина Макса нет типичной хтони и грязи, как в указанной выше «Дороге». Всё довольно чисто, стерильно и очень стильно. Тут нет ожидаемых бомжатских лохмотьев. Нет и защиты из шин и подручных материалов, как в «Безумном Максе». Каждый здешний персонаж будто вернулся с «Модного приговора». Чего только стоят Ронин и Мария. А «безумного короля» Дани Воробьева, восседающего на троне из автоматов в костюме Кощея, вообще не описать словами. Креативный продюсер Эльза Серова и художники по костюмам Анна Артамонова и Евгения Соболева проделали отличную работу.
При этом Шишкин будто перетянул одеяло в сторону визуального кода и совсем утонул в диалогах. С ними конкретная беда – с первой же сцены. Они получились вычурно-пафосными и во многих моментах сильно торчат. Лишь когда герои Колокольникова и Енакаевой сокращают расстояние между собой, в них становятся видны живые эмоции: передразнивания, подколы и шутки. Но в целом они общаются друг с другом громкими словами, за которыми не всегда что-то есть. Или, если и есть, уловить не получается.
Но главная изюминка фильма – экшн. Тут Макс повеселился на славу. Все драки и перестрелки поставлены превосходно и отрепетированы множеством раз ещё до старта съёмок. Коридорная драка, будто из «Олдбоя», в третьем акте пробирает до мурашек. А финальная трёхсторонняя поножовщина обязательно войдёт в пантеон лучших драк в истории как минимум российского кинематографа. Три человека – один нож, пролёты камер, динамичный монтаж и превосходная музыка.
«Последний ронин» – невероятное, завораживающее, уникальное авторское кино, которое точно заслуживает вашего внимания. Хочется верить, что картина даст новый виток развития российского кинематографа и развяжет руки смелым авторам.
Олег Губанов
В кинотеатрах с 26 декабря