ПЛАТФОРМА 2 (EL HOYO 2)
2024, Испания, 99 мин.
Жанр: фантастика, триллер, драма
Режиссёр: Гальдер Гастелу-Уррутия
В ролях: Милена Смит, Ховик Кеучкерян, Наталия Тена, Оскар Хаэнада, Иван Массаге, Сорион Эгилеор, Бастьен Угетто, Армандо Бальбоа
2020 год оказался лучшим моментом для выхода фильма про людей, заточённых в абстрактную тюрьму. Испанский режиссёр с труднопроизносимым именем Гальдер Гастелу-Уррутия представил публике (прежде всего на Netflix) историю о вертикальной платформе – антикапиталистическую метафору, настолько очевидную, насколько и прозорливую. «Платформа» тут же стала хитом потокового вещания, потому что массовый зритель соскучился по столь… высокоинтеллектуальной предпосылке. Естественно, последовало продолжение: снова от Гастелу-Уррутии и вновь на Netflix. Увы, сейчас, вместо кормления зрителя с ложечки аллегориями социальной иерархии, следует ждать сплошной самонадеянности. Мысленный эксперимент «Платформы» окончен, так что в дело вступила «помотивщина»: относительно простая идея усложнилась до почти что отвращения от неё, а абсурдная запутанность временами вызывает желание поставить «Платформу 2» на паузу, чтобы перекурить или включить что полегче.
В тюрьме под названием Яма, состоящей из 333 уровней вертикально вниз, живут по два человека на каждом этаже. Первый фильм смутно давал представление как и почему в это место попадают люди. Раз в день платформа, полная еды, спускается с уровеня на уровень; жители верхних этажей имеют возможность попировать, в то время как обитатели нижних начинают склоняться к каннибализму. Раз в месяце те, кто не умерли, перемещаются на другой, случайный уровень. В сиквеле обитатели Ямы рассудили, что систему распределения благ можно контролировать, для чего написали Закон, который гласит следующее – потреблять только те продукты, которые «заказали» в начале своего заключения. Легче сказать, чем сделать. В какой-то момент общество Ямы обернуло Закон в Миф, затем – в полноценную Религию. Появляются свои фанатики и иноверцы. Главной героиней истории является Перемпуан – художница со своей предысторией. Её напарник Замятин, любящий пиццу, любит вдоволь порассуждать о тех или иных проблемах социального устройства Ямы.
Создатели точно поняли, что, по их мнению, в предыдущем фильме пошло не так. Вместо того, чтобы сосредоточиться на функционировании мира тюрьмы, её правилах и, вероятно, возможностях сбежать, «Платформа 2» переключает внимание на «сюжетные ошибки» социума. Однако вместо того, чтобы раскрыть перед зрителями рассуждения на тему печально известного Стэнфордского тюремного эксперимента, авторы «Платформы 2» выбирают самое простое толкование – солидарности, необходимой для выживания всех популяции. Излишне говорить, что все люди – гады на блюде, так что в конечном итоге обитатели Ямы окажутся пленниками своих желаний покушать, и даже самые идеалистические размышления падут перед физиологическими слабостями. Здесь «Платформа 2» разрушается, и бредовость очевидных деталей усиливается от сцены к сцене. Опять же, от смешения декартовских рассуждений с эстетикой «Куба» можно было ждать чего-то прорывного… но нет, самые яркие идеи были задействованы в предыдущем фильме. Максимум «Платформы 2» заключается в псевдорелигиозных рассуждениях, угасающих довольно быстро.
Проблема заключается и в том, что не такие уж интересные здесь герои. Художница Перемпуан, связанная с героем первой части (извините за столь странный и неизящный спойлер), становится нашим гидом в этом мире. Увы, и она меркнет перед тем же бочкообразным господином Замятиным в исполнении бывшего кикбоксера Ховика Кеучкеряна – он хотя бы выделяется своей внушительностью. Есть ещё Наталия Тена из «Гарри Поттера» / «Игры престолов», которая выглядит неуместно из-за своей «брендовости». Что ещё? Неубедительные конфликты, да бредовая религиозная иконография с головокружительными отсылками к первой части – сиквел настолько не уверен в себе, что существовать вне первой части не в состоянии, так что содержание постоянно сводится к пережёвыванию всё тех же идей.
Первая «Платформа» брала хорошую предпосылку и окрашивала всё в багровый цвет крови. Сиквел выбирает скорее депрессивное толкование, усугубляя тон и эстетику, но полностью убирая весь (чёрный) юмор. От оригинала здесь остаётся разве что визуальная палитра серой бетонный стены. Картина в этот раз безвкусная и пронизанная банальными предысториями, что попросту раздражает. Общий формат также скорее отрывочный, так как создатели, неожиданно для самих себя, взрастили одноразовую концепцию. Основная идея «Платформы 2» не так уж и плоха (что Закон не применяется одинаково ко всем обитателям Ямы), однако, нужного эффекта сценарий не достигает – попытки построить справедливый коммунизм (ага, «с человеческим лицом») обречены на провал, так что третий акт превращается в ожидаемое кровожадное противостояние. И, несмотря на национальную гордость за участие здесь господина Замятина (ого, испанцы знакомы с «Мы», получается), «Свобода или смерть» оказывается обречённой на банальщину, так что просмотр фильма приведёт скорее к удивлению, чем к просветлению. Перефразируя того самого Егора/Игоря Летова: в мире Платформы, конечно, жить можно зашибись. Еда прибудет с неба, надо только ждать. Она будет бесплатной, жрать можно в кайф. И, наверное, не надо будет умирать…
Егор Рябцев