О новой экранизации, пожалуй, самого известного романа Ф.М. Достоевского говорили, говорят, и, кажется, будут продолжать говорить вплоть до выхода последней серии, что случится только через месяц.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
2024, Россия, 52 мин.
Жанр: драма, криминал
Количество серий: 10
Режиссёр: Владимир Мирзоев
В ролях: Иван Янковский, Любовь Аксёнова, Тихон Жизневский, Владимир Мишуков, Алёна Михайлова, Владислав Абашин, Юлия Снигирь, Никита Тарасов
С одной стороны, киноверсии русской классики из школьной программы всегда о[б]суждаются с большой охотой, ведь буквально каждому есть, что сказать, потому что читали, а значит, своё мнение имеем. Но за дело взялся Владимир Мирзоев, известный своим популярным проектом «Топи» (http://www.25-k.com/page-id-5743.html) – историей о таинственных приключениях пятерых молодых москвичей где-то в российской глубинке, что, вроде бы обещало определённый уровень качества и удачное сочетание мистицизма оригинала с умениями режиссёра. Кроме того, в новой адаптации «Преступления и наказания» действие происходит в современности, так что Родион Раскольников расхаживает по Петербургу, наводнённому электросамокатами, неоновыми вывесками и яркими витринами, что должно бы сделать экзистенциальные терзания главного героя ещё глубже и сложнее. Добавьте ко всему этому любимых актёров Мирзоева – Тихона Жизневского и Ивана Янковского, чья популярность на волне прошлогоднего «Слова пацана» только возросла, и сериал, должен был быть обречён на успех.
Но на деле всё оказалось не так просто. Сначала премьера, о которой не знал только слепоглухонемой житель необитаемого острова, по неозвученным причинам перенеслась на пару дней. Потому ещё на парочку. Появились слухи о возможной цензуре и необходимости то ли дополнительного монтажа, то ли и вовсе пересъёма. И вот, когда долгожданный сериал наконец вышел, реакция зрителей была далека от восторга. Причём конструктива в рецензиях и комментариях не много, в основном все ограничиваются общими негативными характеристиками, в которых чувствуется обида за обманутые ожидания и горький привкус разочарования. Что же такого снял режиссёр, если большинство называют новую экранизацию российским провалом года, а слабо слышимый голос меньшинства – одним из лучших сериалов как минимум последней пары лет?
Порог входа у пилота довольно высок – не каждому будет легко адаптироваться к существованию прямых цитат из Достоевского в условиях двадцать первого века. В этом чувствуется некоторая избыточность, которая, впрочем, очень удачно ложится и на общую театрализованность происходящего, и на основную идею авторов, которую они будут раскручивать все первые четыре серии. На этом этапе моментально отсекаются все любители классической классики, которая наше всё, те, кто категорически не принимают любое отступление от оригинала, несоответствие историческому контексту или интерпретацию, отличную от мнения признанных литературных критиков и уважаемых школьных учителей.
Надо признать, что Мирзоев кажется весьма непоследовательным в своём взгляде на роман –монологи из первоисточника чередуются с целыми сюжетными линиями, дописанными для лучшего раскрытия персонажей. Первые четыре серии довольно насыщены подобного рода отступлениями, и порой начинает казаться, что Раскольников вовсе и не главный герой, тем более что взаимосвязи между действующими лицами очевидны только знакомым с романом. С одной стороны, это добавляет дополнительные оттенки смыслов, которые есть и у Достоевского, только запрятаны они несколько глубже. С другой, наивного зрителя едва успели откачать после слова «сребренник», произнесённого, о ужас, в самом центре Петербурга современно одетым студентом, как ему приходится разбираться в хитросплетениях взаимоотношений второплановых персонажей вроде четы Свидригайловых. Разумеется, это непросто, особенно если про «Преступление и наказание» помнится только убийство старушки-процентщицы и что-то там про тварь и права.
К не то чтобы явным, но недостаткам сериала можно смело отнести обилие всевозможных заимствований из культового и не очень кино, причём заимствований такого рода, что оммажами или аллюзиями их назвать язык не поворачивается. Безусловно, у сериалов «Терапия» и «Разделение» очень яркие и запоминающиеся заставки, но вдохновляться ими для создания своей настолько, чтобы целиком «одалживать» всю концепцию чревато не радостью узнавания, а неприятным впечатлением кризиса идей на самом старте. Порой складывается ощущение, что Мирзоев просто не мог справиться с искушением использовать в своей экранизации подсмотренные где-то красивые кадры. Подобные решения далеко не всегда оправданы сюжетом, и от этого ещё больше бросаются в глаза. Однако там, где режиссёр перестаёт опираться на уже опробованные удачные ходы и начинает действовать исходя из общей идеи своей экранизации, сериал выглядит совсем иначе. Сложносочинённая композиция увлекает зрителя в лабиринты воспалённого разума Раскольникова, а отчаянность, с которой Иван Янковский погружается в роль, создаёт эффект присутствия в самой настоящей психиатрической лечебнице.
Мирзоев, конечно, не Энтони Бёрджесс, и, тем более, не Кубрик, чтобы сотворить интерпретацию уровня «Заводного апельсина», но в его версии есть самое главное. То, что мгновенно выделяет любую адаптацию классики и потенциально уменьшает одобрение аудитории – авторское высказывание. Вся эта конструируемая режиссёром добавленная реальность – цитатами ли, дополнительными сюжетными линиями или оригинальными визуальными решениями – создаёт своеобразный лимб, ощущение безвременья, в котором, тем не менее, мы чувствуем себя пусть неуютно, но привычно. Кажется, так и сходят с ума: когда окружающая действительность постепенно, мелкими шажками, неуловимо, меняется, но мы осознаём это только когда оказывается слишком поздно. В Петербурге ли, в Томске ли, сумасшествие не меняет своей сути, и мир всё такой же искажённый, больной, усталый и сюрреалистичный. Мир, пропитанный безумием и заражающий слабого. Но даже в этой реальности по версии режиссёра у людей по-прежнему остаётся право выбора и свободная воля.
Продолжение следует…
Анастасия Ивахнова