ПЛОХАЯ ДЕВОЧКА (BABYGIRL)
2024, Нидерланды-США, 114 мин.
Жанр: триллер, драма
Режиссёр: Халина Рейн
В ролях: Николь Кидман, Харрис Дикинсон, Антонио Бандерас, Софи Уайлд, Эстер Макгрегор
Роми привыкла доминировать в жизни. Наглядная иллюстрация сильной женщины, победившей корпоративный мир мужчин – отличное образование, сделала себя сама, создала перспективную технологичную компанию, в которой занимает пост генерального директора, замужем за модным театральным режиссёром,… с которым не испытывала оргазм ни разу за девятнадцать лет отношений. Скучный секс в классических позах, а потом – самоудовлетворение за просмотром порно с отсутствием перспектив на аналогичное удовольствие в постели. Всё меняется после встречи со стажёром Сэмюэлем, выбравшем Роми в качестве наставника – пара инцидентов, и вот они уже встречаются в гостиничном номере, где он ставит её в угол, на колени и в целом в неудобное положение, а она оказывается вовсе не против.
«Плохая девочка», несмотря на все предпосылки, оказывается далеко не банальным представителем жанра. Как в своих высших (например, «Герцог Бургундии») так и низших («Пятьдесят оттенков серого») точках он, так или иначе, предполагает взаимодействие опытного доминирующего партнёра с тем, для кого сабмиссивные отношения в новинку. Первый берёт за руку второго и проводит вместе со зрителем в условную красную комнату. Здесь всё по-другому – для обоих героев происходящее будто в новинку, что приводит к неловкостям и позволяет привнести ироничный взгляд на значительную часть происходящего. Голландская актриса, сценаристка, писательница и режиссёр Халина Рейн уклоняется от большинства возможных шаблонов, прекрасно чувствуя себя в мире лёгких перверсий и создавая живой и, отчасти, непредсказуемый фильм. Вместо погружения в пучину одержимости и страсти – несколько смешных ситуаций, немного банального морализаторства и уступчивого реализма в грубоватой развязке.
Можно сказать, что Николь Кидман играет смело, но она никогда особо не боялась риска – достаточно вспомнить роли у Кубрика или Триера. В «Плохой девочке» актриса раскрывается (и обнажается) заметно больше, чем за последние годы, что приносит свой профит в наградном сезоне. Неудача лишь в том, что такие вечеринки на ближайшее время всем испортила Деми Мур своим перформансом в «Субстанции» – после неё вопросы неприятия себя и собственного возраста, смелое обнажение, омолаживающие процедуры или сцены макияжа под внимательным взглядом камеры кажутся чем-то уже пройденным. Впрочем, заслуги Кидман это нисколько не умаляет, тем более, что ей достаётся хороший партнёр. Харрис Дикинсон (наверное, никогда ещё не было более удачного повода посмеяться над его фамилией) и его вызов в каждом взгляде идеально вписываются в фильм, а лёгкая полуулыбка, контекст которой меняется от ситуации к ситуации, всего лишь одним штрихом добавляет образу нужный объём. У обоих персонажей будто бы есть только сегодняшний день – без сложных предысторий и планов на будущее. Да, она говорит, что воспитывалась культистами (что легко принять за попытку отшутиться), он вдруг вспоминает о кукушатах, но в целом эти ремарки нужно лишь для понимания того, что оба оторваны от того мира, в котором хотели бы быть.
Прозвучит банально, но многое здесь решает чуткий и, действительно, женский подход Халины Рейн. Кроме очевидных режиссёрских достоинств в виде стильной постановки, она умудряется добиваться нужного эффекта без лишней провокативности. За неё это делает сюжет, персонажи, динамичная камера, на пару с саундтреком раскачивающая отдельные сцены на вдохе и выдохе. Всё это без лишней пошлости и бессмысленной обнажёнки – даже в сексуальных сценах присутствует редкая и, в тоже время, уместная деликатность, не мешающая общему настроению. От этого даже немного жаль, что настолько чудно и чудесно снятое кино не может похвастаться хоть сколь-нибудь компетентным финалом. Рейн под конец будто запуталась или заплутала в собственной истории и не смогла придумать ничего лучше, кроме как забросать экран совсем уж очевидными банальностями. Да, в итоге оказывается, что подавленная сексуальность требовала не подчинения, а риска и высоких ставок, а морально устаревший конструкт в виде взглядов вялого супруга (Антонио Бандерас в качестве звёздной мебели) буквально тычется носом в объективную реальность. И такой финал был бы совсем уж плох, не напоминай он лишний раз о важности честного диалога с собой и своей второй половиной, и о том, что подавленные желания могут привести к катастрофическим последствиям в отношениях. В том самом ироничном ключе «Плохую девочку» можно трактовать ещё и как кино о важности делегирования полномочий, особенно для тех, кто привык быть сверху в постели и жизни. Но тут уже каждый выбирает своё.
Кирилл Банницин
В кинотеатрах с 16 января