ОДИН ДЕНЬ В ПОИСКАХ СМЫСЛА ЖИЗНИ
ОДИНОКИЙ МУЖЧИНА(A SINGLE MAN)
Жанр: драма
2009, США, 99 мин.
Режиссер: Том Форд
В ролях: Колин Фёрт,Джулианна Мур, Николас Холт, Мэттью Гуд, Джон Кортахарена, Полетт Ламори, Райан Симпкинс
ОЦЕНКА: 4
Создание этого фильма имеет интересную предысторию. В 2002 г., работая креативным директором Gucci, Том Форд случайно прочел биографию одного из самых известных писателей-геев XX века Кристофера Ишервуда, тридцать три года прожившего в любви и согласии со своим бойфрендом. Реальная жизнь писателя настолько потрясла Тома, уже двадцать лет не менее счастливо живущего в браке со своим супругом Ричардом Бакли, что он дал себе слово - обязательно снять фильм по самому скандальному роману Ишервуда «Одинокий человек», вышедшему в США в 1964 г. И через семь лет, когда у известного дизайнера появилось свободное время, Том Форд выполнил давнее обещание самому себе. Кутюрье, ранее не имевший никакого отношения к миру кино, создал один из самых совершенных и пронзительных фильмов в его истории, доказав незыблемость двух старых истин: «талантливый человек талантлив во всех своих проявлениях» и «режиссером может быть каждый». Конечно, Том Форд не был бы Томом Фордом, если бы не снял в фильме двух своих протеже: бывшего любовника - модель Джона Кортахарену, сыгравшего в фильме испанского гея, и нынешнего - британского актера Мэттью Гуда, исполнившего роль Джима. Именно с Мэттью Гудом Форд приехал на Венецианский фестиваль, принесший фильму, его создателям и актерам признание европейских критиков.
Сюжетно, как и роман Ишервуда, «Одинокий мужчина» ограничен одним днем из жизни британского эмигранта, 52-летнего Джорджа Фалконера (Колин Ферт), перемежаемым массой воспоминаний и образами сновидений. Внешне, Джордж живет в Лос-Анджелесе обеспеченной и спокойной жизнью уважаемого профессора английского языка, читающего студентам престижного частного колледжа курс лекций по творчеству Олдоса Хаксли. У него прекрасный хайтековый особняк в уютном пригороде с новым «Мерседесом» в гараже, лучшая дизайнерская одежда от Dior и чудесные перспективы обеспеченной старости.
Кажется, у Джорджа есть все для счастья и гармонии, но внутренне он полностью опустошен. И рано утром в пятницу, 30 ноября 1962 года, он просыпается после страшного кошмара с одной целью - этот день должен стать последним в его жизни. Во сне Джордж видит кровавую автомобильную аварию и целует труп красивого мужчины - его друга Джима, с которым он прожил 16 лет и который погиб восемь месяцев назад. Главная трагедия Джорджа заключается в том, что он не может никому выразить свои эмоции. В то время даже в самом демократичном американском штате к геям относились настороженно, поэтому родственники Джима даже не приглашают профессора на похороны. И Джордж Фалконер отчетливо понимает, что в этом мире, кроме чувств к бывшему любовнику, у него не осталось ничего - он самый одинокий человек на этом свете.
Есть ли смысл жить без любви? Есть ли смысл жить, если прошлого нет, будущее еще не наступило, а в настоящем потеряно ощущение красоты и полноты бытия? Утром Джордж решает прожить один последний день, чтобы ночью навсегда покинуть этот мир. Но режиссер начинает словно «вбрасывать» героя Ферта в реальность, в которой его ждет немало неожиданных встреч. Сначала он сталкивает Джорджа с его соседями и преподавателями колледжа - обычными практичными американцами, погруженными в свои мелкие бытовые заботы и проблемы. И когда сердце Джорджа разрывается от ощущения утраченной любви и потери, они спокойно обсуждают с ним вопросы строительства бомбоубежищ для защиты от ядерного удара (свой роман Ишервуд писал в разгар Карибского кризиса). Затем идет сцена в колледже - одна из самых важных в этом фильме. Когда студент спрашивает профессора: «Действительно ли Хаксли был антисемитом?» - Джордж превращает скучную лекцию в такой пронзительный и страстный монолог о предубеждении против любых меньшинств, об исконном праве любого человека на самовыражение, без которого невозможен ни прогресс, ни демократия, что в хрустящем попкорном кинотеатре наступило полное молчание до самого конца сеанса. Маленький, потерянный человек, на грани жизни и смерти, в порыве вдохновения становится за одну секунду настоящим героем. Именно за этот блестящий монолог Колин Ферт получил приз за лучшую мужскую роль на Венецианском фестивале, номинации на «Золотой глобус» и «Оскар».
К сожалению, студенты так и не поняли истинный подтекст его выступления. Только 18-летний Кении окажется единственным человеком за этот день, который сумел почувствовать и настроение, и истинную сущность своего преподавателя, искреннее желая помочь ему снова увидеть красоту переживания настоящего. Именно эту идею демонстрируют образы счастливых и непосредственных детей, часто мелькающих во многих кадрах фильма. Прекрасен в своей тонкости, многослойности смыслового контекста и метафоричности их диалог в колледже после окончания лекции и ночью в баре. «У меня есть догадка о Вас, сэр», -иронично говорит Кении напряженному профессору филологии. И после многозначительной паузы: «Вы - реальный романтик».
Вечером, помимо Кении, утешить Джорджа безуспешно пытается его близкий друг и соседка, 48-летняя стареющая красотка Чарли (Джулианна Мур), с которой у него несколько десятилетий назад в Лондоне была короткая связь. Персонаж актрисы в этом фильме очень похож на Лору Браун - несчастную, подавленную домохозяйку, которую она так тонко сыграла в знаменитых «Часах» Стивена Долдри. Джулианна блестяще передаст безнадежность стареющей женщины, чувствующей окончание своей молодости и переживающей распавшийся брак. Несмотря на материальное благополучие, Чарли также бесконечно опустошена и одинока, как и Джордж, пытаясь решить все свои проблемы через алкоголь, так и не приняв полностью новую сексуальную ориентацию своего друга, в которого до сих пор влюблена. Общение Джорджа и Чарли - самый трогательный, эмоциональный и невероятно грустный момент фильма: два потерянных и бесконечно одиноких человека танцуют вместе, но не могут понять истинные чувства друг друга. Такого уровня актерского мастерства Ферта и Мур, передавших невероятный диапазон эмоций своих персонажей практически без слов, только с помощью едва уловимых выражений глаз или наклонов головы, мы не увидим ни в одном другом их фильме. Их игра изящна, закончена в каждом действии и безукоризненно совершенна.
Несмотря на определенный подтекст, этот фильм не имеет никакого отношения к проблеме гомосексуальности, ведь его оригинальное название - «Одинокий человек», а не «Одинокий мужчина». Героиня Джулианны Мур не менее одинока, чем герой Ферта, хотя ее ориентация не вызывает никаких вопросов. Для Форда не важно, что Джордж Фалконер любит мужчину. Для него важно, что этот человек умеет любить в принципе и без этой любви не мыслит свою жизнь. Смысл этого раскрывается в знаменитой фразе из романа Ишервуда, которую Форд полностью воспроизвел в великолепно снятом диалоге между Джимом и Джорджем на фоне черно-белых скал. «Ты спишь с женщинами, - спрашивает у своего друга Джим, -а влюбляешься в мужчин?» «Я не влюбляюсь в мужчин, я просто однажды полюбил тебя», - задумчиво отвечает ему Джордж. Вся трагедия одинокого человека заключается только в том, что он влюбился именно в Джима, оказавшегося единственным близким и дорогим человеком всей его жизни. И эту любовь не заменят ни гламур, ни особняк в Лос-Анджелесе, ни солидный счет в банке, ни сексуально-раскрепощенная подруга, ни симпатичный гей-проститутка.
Чтобы подчеркнуть эту мысль, Форд перемежает весь фильм убогую реальность настоящего с ее «ядерной» паранойей, кукольными лицами, словно сошедшими с обложек глянцевых журналов 60-х годов с кадрами из воспоминаний Джорджа о своем друге, например, когда они вместе проводили тихие вечера у камина, читая «Метаморфозы» Франца Кафки и «Завтрак у Тиффани». Но, в отличие от большинства фильмов, которые используют ретроспективные кадры стандартным способом, Том Форд снял их в такой уникальной, образной и непредсказуемой манере, как ни один режиссер до него. Ни в одном другом фильме мы не увидим такую тонкую экспрессионистскую игру цвета, который перемещается из нескольких оттенков серого в изумительную палитру красок, органично сочетаясь с монументальной классической музыкой знаменитого польского композитора-минималиста Абеля Корженевски. Ни в одно другом фильме так точно не показаны образы бессознательного, символизирующие приближающуюся смерть: снег, авария, мутная вода... И ни в одном другом фильме так образно не передано сочетание мира холода, в котором Джордж видит только безнадежность, и мира света, тепла и абсолютной истины, в котором появляется призрачная надежда.
Создавая свой первый фильм, Том Форд и продюсеры фильма, братья Вайнштейн, задумывали его как «изящную, проницательную, тонкую, полную драматизма историю о любви, утрате и смерти». Форд сделал все от него зависящее, чтобы одновременно стилизовать «Одинокого мужчину» под свои любимые фильмы - шедевры итальянского неореализма 60-х годов прошлого века, великие фильмы Антониони и Дзеффирелли, и сделать его непохожим ни на что другое. И все задуманное было реализовано им столь же тщательно, гламурно и вдохновенно, как и его знаменитые коллекции от кутюр.
Будет ли продолжение кинокарьеры Форда? Скорее всего - нет. Том снял оригинальный, образный и красивый фильм, потому что эта тема была интересна и лич-ностно значима для него самого. Теперь все романы Ишервуда нашли свои экранизации. Да и сам Том Форд не тот человек, который будет дважды входить в одну и ту же реку. Получив массу положительных отзывов критиков и зрителей, Форду нужно будет в следующем фильме оправдать еще более высокие ожидания, сделать фильм еще более чувственным, гламурным и при этом не переходящим в китч. А это уже непростая задача не только для просто «талантливого человека», но и для настоящего мэтра режиссуры.
Александр Снегов