ОБЫЧНЫЙ ВЕСТЕРН ПРО НЕОБЫЧНУЮ ДЕВОЧКУ
ЖЕЛЕЗНАЯ ХВАТКА (TRUE GRIT)
Жанр: самый классический вестерн
2010, США, 110 мин.
Режиссер: Итэн Коэн, Джоэл Коэн
В ролях: Хейли Стайнфелд, Джефф Бриджес, Мэтт Дэймон, Джош Бролин, Бэрри Пеппер
ОЦЕНКА: 3,5
На дворе почти классический Дикий запад. Маленькая, но уже самостоятельная Мэтти Росс (Стайнфелд) пытается выманить бородатого Рустера Когберна (Бриджес) из сортира стодолларовой бумажкой. Она недавно слышала, что он человек железной хватки, а для поимки гнусного Чейни, убийцы отца, Мэтти нужен как раз такой вояка. К походу присоединяется полукомичный ЛяБеф, который собирается отконвоировать Чейни в Техас.
Про новый фильм Коэнов теперь почти в равной степени модно говорить и то, что он якобы каноничен и парадоксально лишен самоиронии (правда, в отношении конкретных режиссеров это уже само по себе должно восприниматься как большая шутка), и то, что на деле-то «Железная хватка» обладает неисчерпаемой глубиной истинного мифа, лишь прикрываясь традиционными жанровыми аспектами немного успешнее ранних работ братьев.
Даже ожидаемое игнорирование ленты академиками на всех фронтах (в том числе и предпочтение прекрасной работе Хейли Стайнфелд авторитета возраста) не повергло эту войну теорий в идейную фрустрацию. Еще более богатую, чем загадочность простоты, пищу для размышлений дает противопоставление фильма и наивной картине с Уэйном, и крепкой, как говорят в народе, мужской книге, лежащей в основе обеих лент. Масло в огонь подливает идея Коэнов ближе к финалу возвести историю в ранг судьбоносной, предварительно напугав зрителя с набоковской фантазией двусмысленным эпизодом на лошади. И даже с учетом превосходства их неизменного профессионализма над подавляющим большинством ремесленников (многие ли режиссеры, например, в сцене с висельником на ветви уделили бы внимание скромному эффекту его массы?), становится кристально ясным, что и Коэнов можно в известной мере испортить тривиальной музыкальной дорожкой, излишним акцентом на оригинальности конфликтов и тем простым фактом, что фильм, видите ли, должны тащить, в первую очередь, актеры.
Но что важнее, теперь и сами Коэны, похоже, заметили маячащий на горизонте тревожный предел собственных перфекционистских возможностей: с высоты своего мастерства они уже физически неспособны снять просто хорошее кино о правильных вещах.
Антон Минасов