Сиквел (или приквел, не важно) – это всегда радость и возможности. Для продюсеров – возможность не выбирать проект и прикидывать риски, для зрителей – возможность снова встретиться с полюбившимися героями, узнать о них что-то новое. И, кажется, продюсерская радость в 2009 году была превзошла зрительскую.
ЛУЧШЕЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ:
ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД: ЭРА ДИНОЗАВРОВ
НЕМНОГО НЕ ДОТЯНУЛ:
ТРАНСФОРМЕРЫ: МЕСТЬ ПАДШИХ
ПЫТАЛСЯ, НО НЕ СМОГ:
ФОРСАЖ 4
ДРУГИЕ ПРЕТЕНДЕНТЫ:
ЛЮДИ ИКС: НАЧАЛО. РОСОМАХА
ГАРРИ ПОТТЕР И ПРИНЦ-ПОЛУКРОВКА
ТЕРМИНАТОР: ДА ПРИДЕТ СПАСИТЕЛЬ
Сиквелы бывают двух типов: вынужденные (диктуемые кассовым успехом первой части, например, «Трансформеры: Месть падших») и запланированные (продолжения экранизаций, где события расписаны заранее, и съемки неминуемы, например, очередная серия поттерианы). Почему-то так выходит, что первый случай – чаще выкачивание денег, а вот второй представляет персонажей в каком-то заслуживающем внимания развитии и, что главное, заслуживающей внимания постановке.
Вариантов развития продолжений, кстати, немного. В сиквеле на сцену выходят новые персонажи, и отношения главных героев поражает очередной кризис. К триквелу сценаристы обычно или уходят в откровенный маразм, или бездарно копируют сюжет оригинала, или заводят речь о свадьбе. Реже – убивают кого-то из центральных персонажей, заставляя остальных расхлебывать это. После чего можно с чистой совестью воскрешать героев в приквелах, рассказывая, как о классных временах, когда деревья были большими. И очень-очень редко сиквел оказывается удачнее, глубже и интереснее оригинала (про кассовые сборы молчим – это показатель качества пиара). К сожалению, 2009 год был годом не таких очень-очень редких исключений.
Blue Sky Studios имеет в своем активе только один франчайз, потому, когда было решено, что стоит доить его до суха, работа пошла по самому стандартному, пыльному и безопасному шаблону. В третьей части герои озабочены потомством, и на экране порой происходит натуральный маразм. Выпуклые персонажи откровенно сдулись и отчаянно сопротивляются навязанным нелогичным действиям сценаристов. Но что поделать – публика просит третий раз, значит будет третий раз. При этом расчет идет на тех, кто зафанател от Крысобелки и Ко еще в детстве/юности, чтобы каждая следующая серия была актуальна – сначала обретение друзей, затем дамы сердца, ну а потом родительские проблемы. Ску-ко-та. Ой, простите, это же лучшее продолжение года! Просчитанное, бездушное, прилизанное модным 3D. Кажется, франшиза в тупике.
Майкл Бэй не удивил вообще никого: выдал еще больше экшена и сумасшедших персонажей. Прибавил юмора в количестве, зато отнял в качестве. А сценарий от всех утрамбованных в него событий вообще развалился, превратив фильм в подобие эмтивишного клипа. Впрочем, пряники розданы: взрывов больше, драки сочнее, роботы крупнее – зрители довольны, а фанатам – пара терминов из первоисточника, вот и «сиквел мечты».
Франчайз «Форсажа» чуть не улетел в кювет в третьей части, где вместо серьезных мужских разборок речь зашла о школьниках, играющих в якудза, поэтому четвертый фильм был собран по лекалам первого. Минимум изменений, максимум «лошадок» под капотом, знакомые все лица. Пожалуй, этому продолжению все-таки стоит радоваться. Развития дальнейших событий можно ждать с оптимизмом. Все-таки лысина Дизеля еще вызывает интерес у публики.
Угробленного рейтингом PG-13 Росомаху и его новые приключения вряд ли будет ждать хоть кто-то кроме любителей спецэффектов и мутантов. Невнятного Гарри Поттера – только по инерции, слишком уж подпортили книжную траекторию пилоты-режиссеры. А терминаторский брэнд вообще скатился в пучины бреда, словами не описать. Такие вот у нас сиквелы.
Игорь Талалаев
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<