Принял сегодня участие в опросе, цель которого сформировать подобно журналу Sight & Sound 10-ку величайших лент в истории кинематографа. Каждый называет свою 10-ку, и на основе всех собранных 10-ок формируется всеобщий ТОП-10.
В чем принципиальное отличие такого опроса от, скажем, опросов, где от каждого участника предлагается по 50 или 100 лент так в том, что в такие списки всегда есть соблазн включить что-то очень любимое, но не всегда объективно лучшее, а 10-ка - это всегда высочайший уровень.
Как оказалось дело это не самое легкое. Под самый конец не у дел остались "Декалог" моего любимца Кшиштофа Кесьлевского, "Криминальное чтиво" Квентина Тарантино и "Тени забытых предков" Сергея Параджанова.
В итоговой десятке 4 американских фильма, 4 европейских и 2 советских. В какой-то мере эти фильмы - концентрация всего того, за что я люблю кино. Начни я расписывать за что я бесконечно люблю каждый из этих фильмов, этот пост слишком бы растянулся. Так что просто моя десятка абсолютно лучших:
- 2001 год: Космическая одиссея (1968) Стэнли Кубрик
- Андерграунд (1995) Эмир Кустурица
- Земляничная поляна (1957) Ингмар Бергман
- Иди и смотри (1985) Элем Климов
- Летят журавли (1957) Михаил Калатозов
- Малхолланд Драйв (2001) Дэвид Линч
- Небо над Берлином (1987) Вим Вендерс
- Огни большого города (1931) Чарли Чаплин
- Слово (1955) Карл Теодор Дрейер
- Таксист (1976) Мартин Скорсезе
А как бы выглядела ваша десятка?
|
Комментарии:
1. | Игорь Талалаев | | 06.05.2011 05:44 |
Не могу составить десятку. 50 - может быть. И то, в хаотичном порядке, извиняюсь за каламбур) |
4. | Владимир Борисов | | 06.05.2011 12:57 |
Первое место я отдаю, без раздумий, "Трассе 60". А вот с прочим надо подумать |
5. | TroyNick | | 06.05.2011 13:47 |
считаю это абсурдом. как по мне рейтинги imdb и кинопоиска вполне адекватно отображают симпатию людей к фильмам (усредненная оценка тысяч людей учитывает и завышенные оценки, и заниженные). почему рейтинг "10-ка величайших лент в истории кинематографа" мне кажется странным? люди будут называть фильмы не те, которые они любят, а те, которые нужно называть. ведь нельзя сказать "День сурка", который смотрел десяток раз, ведь ничего особенного в кинематограф он не привнес. точнее назвать его можно, но он не будет вписываться в общую картину "признанной суперклассики", а значит будет тяжело прослыть знатным киноманом. лично я пытаясь составить 10, с трудом влез в 100. и там очень много фильмов, которые сложно назвать "велечайшими лентами", но которые я с удовольствием при возможности пересмотрю. для меня есть огромная пропасть между "величайшими лентами" и "любимыми фильмами". если уж на то пошло, то "величайший фильм" - это "Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота". он дал старт.
а здесь в итоге получится рейтинг из 10 фильмов, которые нужно посмотреть, чтобы на какой-нибуть вечеринке "с коктелями и барбекю", поправить очки и сказать: "Господа, а я вот на досуге ознакомился с квинтэссенцией мирового кино по мнению одного авторитетного журнала!", все покивают головами и скажут "Да, прекрасно", но большинство их не видело, и практически всем будет плевать, потому что они любят "Побег из Шоушенка" и (не дай бог) "Сумерки" и они не будут никогда смотреть эти фильмы, а если посмотрят, то им скорее всего не понравится. а этот рейтинг для кинозадротов. и то не всех, а с притензией.
п.с. считаю, что называть фильмы с Чаплиным любимыми - это очень странно. я смог посмотреть и как-то оценить "Великого диктатора", причем основная его заслуга в речи Чаплина в конце фильма. его немые фильмы - это зрелище, которое давно изжило себя. невозможно недооценивать их вклад в развитие кино, но это как минимум НЕ СМЕШНО. а как может быть любимой несмешная комедия? |
6. | Владимир Борисов | | 06.05.2011 14:27 |
1.Трасса 60 - вне всяких списков. Больше чем кино, лично для меня
(следующие 10 фильмов люблю одинаково безграничной любовью, и поэтому расставлю их просто по алфавиту, а по мере любви к каждому)
Бесславные ублюдки (2009)
Даун Хаус (2001)
Жизнь Брайана по Монти Пайтон (1979)
Крот (1970)
Легенда о пианисте (1998)
Монти Пайтон и священный Грааль (1975)
Побег из Шоушенка (1994)
Святая Гора (1973)
Страх и ненависть в Лас-Вегасе (1998)
Терминатор 2: Судный день (1991)
У них все хорошо (1990) |
7. | Тарас Сасс | | 06.05.2011 19:34 |
Quoteп.с. считаю, что называть фильмы с Чаплиным любимыми - это очень странно. я смог посмотреть и как-то оценить "Великого диктатора", причем основная его заслуга в речи Чаплина в конце фильма. его немые фильмы - это зрелище, которое давно изжило себя. невозможно недооценивать их вклад в развитие кино, но это как минимум НЕ СМЕШНО. а как может быть любимой несмешная комедия?
Серьезно?) Лихорадка, как по мне, просто дико смешная, а ОБГ не только смешной, он еще очень трогательный, практически идеальный ромком. А вот Диктатора я как раз слегка недолюбливаю.
И да, уверяю, каждый из этих фильмов я люблю (именно люблю, а не уважаю и признаю значимость), иначе в списке был бы Гражданин Кейн и 8 с половиной, скажем. |
8. | Тарас Сасс | | 06.05.2011 19:37 |
Quote1.Трасса 60 - вне всяких списков. Больше чем кино, лично для меня
(следующие 10 фильмов люблю одинаково безграничной любовью, и поэтому расставлю их просто по алфавиту, а по мере любви к каждому)
Бесславные ублюдки (2009)
Даун Хаус (2001)
Жизнь Брайана по Монти Пайтон (1979)
Крот (1970)
Легенда о пианисте (1998)
Монти Пайтон и священный Грааль (1975)
Побег из Шоушенка (1994)
Святая Гора (1973)
Страх и ненависть в Лас-Вегасе (1998)
Терминатор 2: Судный день (1991)
У них все хорошо (1990)
Пайтонов тоже очень люблю, Грааль пересматривать никогда не перестану. Крот - очень своеобразный фильм, мне даже сложно его как-то оценивать. СиНвЛВ - тоже зачет, да. Ну а Т2 - классика жанра и детства тоже. |
9. | Игорь Талалаев | | 06.05.2011 19:40 |
Если в топ-10 фигурируют "Побег из Шоушенка" и "Титаник" - значит дело совсем плохо, запопсел?)
Просто и тот, и другой фильм очень люблю, ценю и уважаю. Творение Дарабонта, естественно, душевнее дорогого блокбастера, но ценю гигантскую работу, которую проделал Кэмерон.
С остальными фильмами сложно... наверное, как и Тройник, умещусь только в сотню. Надо будет подумать об этом на досуге, вдруг разрожусь) |
10. | Сергей Сысойкин | | 07.05.2011 00:05 |
Таксист ввместо Кеслевского, это конечно, авторская вкусовщина, без претензии на объективность) Где сейчас Таксист и Декалог?) |
11. | Тарас Сасс | | 07.05.2011 07:44 |
QuoteТаксист ввместо Кеслевского, это конечно, авторская вкусовщина, без претензии на объективность) Где сейчас Таксист и Декалог?)
а кто сказал что именно Таксист вместо Декалога?)
по тематике и настрою вместо Декалога скорее всего Слово Дрейера.
А Таксист неприкасаемый, да. |
12. | Михаил Тарасов | | 07.05.2011 14:47 |
Тоже люблю составлять топы)). Поэтому, если 10 лучших из лучших среди увиденных, то, наверно, так (по крайней мере в данный момент)):
1. Отец Сергий (1918)
2. Великий Диктатор (1940)
3. Гражданин Кейн (1941)
4. Расемон (1950)
5. Бонни и Клайд (1960)
6. На последнем дыхании (1960)
7. В прошлом году в Маринебаде (1961)
8. Персона (1966)
9. Андрей Рублев (1966)
10. Более странно, чем в раю (1984) |
14. | Михаил Тарасов | | 07.05.2011 15:08 |
TroyNick, ну, здесь, вроде, ясно сказано: величайшие фильмы, - а не любимейшие. Поэтому об чем спор?:).
Соглашусь, что этот рейтинг для кинозадротов с претензиями, только не пойму, почему он абсурден? Не потому ли, что "большинство простых зрителей" эти фильмы никогда смотреть не будет? Не знаю, как вам, а мне на большинство почему-то плевать:) |
15. | TroyNick | | 07.05.2011 15:12 |
QuoteИ да, уверяю, каждый из этих фильмов я люблю
Ну тогда вынужден признать, у тебя хороший вкус. Потому что за исключением "Малхолланд драйва" и "Слова", эти фильмы из той самой часто вспоминаемой "признанной классики". А если тебе ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нравятся фильмы Чаплина, то видимо в душе ты всё еще ребенок. Что ж, это завидно...
QuoteГде сейчас Таксист и Декалог?
Хороший вопрос. Именно об этом я и говорил. У "Таксиста" 177тыс оценок на imdb, 10тыс оценок на кп и оценка соответственно 8,6/8,0. "Декалог" имеет меньше 6тыс на imdb, чуть больше 400 голосов на кп и оценку 9,2/9,1. У второго оценка выше, НО при таком количестве голосов ее нельзя считать точной, потому что выборка чуть ли не в 100 раз меньше. Поэтому "Таксист", на мой взгляд, значимее хотя бы потому, что его СМОТРЯТ многие, а не только ценители. Я могу хоть сегодня собрать 10 человек, показать им "Декалог" и не думаю, что хоть кто-то из них поставит ему больше 5. Но дело в том, что если я не покажу им этот фильм, они его никогда не посмотрят и даже врядли про него услышат. Так как же он может быть одним из "величайших лент в истории кинематографа"? Или ленту с таким статусом не должны смотреть массы, а только избранные. |
16. | Тарас Сасс | | 07.05.2011 17:43 |
QuoteТоже люблю составлять топы)). Поэтому, если 10 лучших из лучших среди увиденных, то, наверно, так (по крайней мере в данный момент)):
1. Отец Сергий (1918)
2. Великий Диктатор (1940)
3. Гражданин Кейн (1941)
4. Расемон (1950)
5. Бонни и Клайд (1960)
6. На последнем дыхании (1960)
7. В прошлом году в Маринебаде (1961)
8. Персона (1966)
9. Андрей Рублев (1966)
10. Более странно, чем в раю (1984)
8 из 10 видел, хороший выбор, хотя Рублев для меня до жути скучен, а Персона хоть и крутая, но абсолютно не мое.
Рене и Джармуша не видел. |
17. | Тарас Сасс | | 07.05.2011 17:49 |
Quote
Ну тогда вынужден признать, у тебя хороший вкус. Потому что за исключением "Малхолланд драйва" и "Слова", эти фильмы из той самой часто вспоминаемой "признанной классики". А если тебе ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нравятся фильмы Чаплина, то видимо в душе ты всё еще ребенок. Что ж, это завидно...
Интересный факт: Лихорадка даже Эйнштейну до жути нравилась-)
Ну а Чаплин он не только смешить может, советую до жути грустные Огни рампы, социально злую Парижанку и остросатирический Месье Верду. Ничего общего с образом Бродяги, поверьте.
А по поводу признанной классики я бы поспорил. Как раз Слово и МД очень даже признанные в подобных кругах, а вот Иди и смотри и Журавликов не встретишь в солидных зарубежных ТОПах на высоких местах. И Небо над Берлином, кстати, вполне "народное" кино, как его можно не любить? И уровень киноэрудиции тут ни при чем, оно рассказывает о общечеловеческих ценностях очень простым языком. |
18. | Константин Большаков | | 09.05.2011 04:56 |
Нда, любимые и значимые не одно и тоже. Однако в из списка любимых можно найти десяток интересных. Жаль "Возвращение Бетмана" пришлось опустить.
1. Касабланка (1942) Майкл Кёртиц
2. Амели (2001) Жан-Пьер Жёне
3. Кофе и сигареты (2003) Джим Джармуш
4. Малхоланд Драйв (2001) Дэвид Линч
5. Сталкер (1979) Андрей Тарковский
6. Монти Пайтон и священный Грааль (1975)Терри Гиллиам, Терри Джонс
7. Бегущий по лезвию (1982) Ридли Скотт
8. Весна, лето, осень, зима... и снова весна (2003) Ким Ки Дук
9. Вальс с Баширом (2008) Ари Фольман
10. Идиоты и ангелы (2008) Билл Плимптон |
19. | Сергей Сысойкин | | 10.05.2011 01:46 |
К вопросу об избранности - все рейтинги строятся на кино массовом, популярном, чьи идеи можно легко проглотить и примерить на себя. Это неплохо, вспомните того же Крылова и его басни - вот идеальный аналог всевозможных списков.
Однако кино не только развлечение, но и возможность духовного труда и переосмысления даже в те моменты, когда ты несогласен с автором. В этот момент вкусовщина может захлестнуть.
В списке Тараса превалируют фильмы преимущественно с глобальными месседжами, причем эти выводы вполне импонируют автору списка, он их разделяет частично, понимает, поддерживает. В случае с Таксистом я задал вопрос неслучайно - фильм Скорсезе ситуационнен, в то время как Кеслевский по философской начинке куда масштабнее, духовно ближе куда большему количеству людей, разделяющих христианскую доктрину. Таксист на общем фоне мелок и выпадает из списка, прогрывая даже ярому постмодернисту Линчу, чья глубина строится на бесконечном обыгрывании штампов. |
20. | Тарас Сасс | | 11.05.2011 08:40 |
Сергей, "Таксист" это трагедия одинокого человека в чужом для него мире. Мне кажется глобальнее не придумать месседжа. Про актуальность я уж просто молчу. То есть можно его рассматривать ситуационно, но я склонен в этом случае смотреть глубже "поствоенного синдрома".
Ну и, повторюсь, но Декалог "выбил" не Таксист, а скорее Слово Дрейера. Фильм о самой сути веры. Не только христианской. |
21. | Тарас Сасс | | 11.05.2011 08:40 |
Костантин, за Вальс с Баширом, МД и Пайтонов в списке гранд респект тебе-) |
22. | Владимир Борисов | | 11.05.2011 17:19 |
О. А про великий мульт я и забыл. "Остров сокровищ" - почетное место в моем Топе |
23. | Виталий Гирон | | 08.08.2011 12:48 |
Моя десятка будет куда скромнее. Причём, последние 5 мест всегда вакантны - в разное время там присутствуют совсем другие фильмы. На сегодняшний день Топ-10 таков:
1. "Кабаре" (1972), США, реж. Боб Фосси
2. "Часы" (2002), США - Великобритания, реж. Стивен Долдри
3. "Летят журавли" (1957), СССР (Россия), реж. Михаил Калатозов
4. "Короткий фильм о любви" (и сокращённый вариант в составе "Декалога", поскольку там немного иная концовка)(1988), Польша, реж. Кшиштоф Кесьлёвский
5. "Маленькая Вера" (1988), СССР (Россия), реж. Василий Пичул
6. "Человек-слон" (1980), Великобритания - США, реж. Дэвид Линч
7. "Офицер с розой" (1987), Югославия, реж. Деян Шорак
8. "Под песком" (2000), франция, реж. Франсуа Озон
9. "Время слуг" (1989), Чехо-Словакия, реж. Ирена Павласкова
10. "Всё о Еве" (1950), США, реж. Джозеф Лео Манкевич. |
|
|