ПОБЕДИТЕЛЕЙ ВСЕ-ТАКИ СУДЯТ
ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ (FAIR GAME)
Жанр: политическая драма одной семьи
2011, США, 138 мин.
Режиссер: Даг Лайман
В ролях: Наоми Уоттс, Шон Пенн, Соня Дэвисон, Ванесса Чонг, Ананд Тивари, Стефани Чай, Майкл Келли, Ти Баррелл
ОЦЕНКА: 3
Фильмы про вялотекущую кампанию в Ираке делятся на два типа. Первый, «наши бойцы все равно молодцы», предпочитает оставлять за скобками межгосударственные мотивы, причины и поводы, показывают личные и индивидуальные трагедии. Классический пример – «Повелитель бури». Вторая категория представлена лентами, которые докапываются до скрытых устремлений, побудивших Белый дом перерезать тугие нити, кое-как удерживающие отдельные страны от хаоса. Любая из них как бы доносит мысль «да, нефть есть, но нефиг лезть».
«Игра без правил» однозначно относится ко второму типу и посвящена многочисленным дебатам по поводу наличия/отсутствия оружия массового поражения у Саддама Хуссейна. Сценарий фактически подарила история, некоторые фрагменты – реальные телевизионные трансляции, некоторые локации для съемок – реальный Вашингтон, который DC – зрители должны были видеть именно Белый дом, а не декорацию, возведенную где-нибудь в Канаде. Впрочем, ничто не помешало отснять африканскую страну Нигер в Иордании.
В центре внимания оказывается семейная пара Уилсонов, где муж – дипломат в отставке, занятый сочинительством, а жена – прикрытый агент ЦРУ. Никто особо не жалуется, пока правительство США не начинает поиск ядерной кошки в иракской комнате. Бывший дипломат на правах старой дружбы отправляется в Нигер исследовать старые урановые рудники и четко заявляет, что вывезти из тех песков что-либо невозможно. Агент ЦРУ пытается докопаться до предназначения алюминиевых трубок, якобы годящихся для перегонки урана, ради этого выстраивает контакты с ближневосточными физиками. Результаты их работы не устраивают генеральную линию партии, и протест мистера Уилсона становится причиной рассекречивания статуса миссис Уилсон со всеми вытекающими.
Поскольку все знают, какая страна куда в 2003 году вторглась (и до сих пор расхлебывает), а массу погонь и перестрелок за 22 миллиона не сотворишь, особый упор «Игры без правил» делается на диалоговую составляющую и актерскую игру. И вот тут не все замечательно.
Актер Шон Пенн, чей герой рьяно нарушает тишину пресс-конференций, потихоньку перетаскивает на себя весь фильм, а режиссер Даг Лайман, привыкший работать с лентами, где на главных ролях мужчины или хотя бы равносильная пара актеров, никак главную звезду не сдерживает. Наоми Уоттс, которую большинство помнит прежде всего по американизированным «Звонкам» и джексоновскому «Кинг Конгу», вынуждена играть на тех полях, которые ей оставляет Пенн. Главная героиня по сюжету не склонна делать громкие заявления, а долго раскачивается, пытаясь понять, что же для нее ценнее, семья или работа. Вот и остается играть метания и слезы, однако эти метания и слезы сыграны отлично.
Ближе к финалу и вовсе кажется, что «Игра без правил» очередная (после «Харви Милка») демонстрация того, как хорошо даются Шону Пенну роли людей, сделавших вклад в современную жизнь Соединенных Штатов. В ближайшие годы ему наверняка поручат раскрыть тему Wikileaks или что-то в этом роде. А Дага Лаймана так и не отпустят с производственной колеи шпионских лент (хотя на этот раз у него вышло неплохое зрелище с учетом замены оружия огнестрельного на оружие информационное). На данной мысли вполне стоило бы остановиться и провозгласить кино хорошим политическим триллером. Но…
Все-таки можно было снять картину жестче, а персонажей второго плана сделать более сложными. Без этого складывается впечатление, что продюсеры уцепились за реальное событие и по-быстрому превратили историю в сценарий, так же быстро и решительно, как политиканы авианосцами прокладывают государственную стратегию. Надо помягче обращаться с таким материалом как «трагедия одной семьи на фоне правительственного заговора», а то ведь так толком и не сплели в единое кружево, собственно, одну семью и заговор. Столкнули лбами и развели по углам.
Посмотришь правым глазом – вроде как не дотянули, не доделали; посмотришь левым – очень даже все неплохо. Вестимо двойные стандарты.
Николай Лайкин