ИГРА ЭНДЕРА (ENDER'S GAME)
2013, США, 114 мин.
Жанр: фантастика
Режиссер: Гэвин Худ
В ролях: Эйса Баттерфилд, Харрисон Форд, Бен Кингсли, Виола Дэвис, Хейли Стайнфелд
2135 год, человечество, пережив атаку инопланетных захватчиков, кардинально изменило свое отношение к воинской подготовке земного населения: в армию забирают детей, так как их разум, естественно, более гибкий и предприимчивый. Среди новобранцев, прошедших тщательный отбор, сходу сильно выделился Эндер Виггин - по мнению постаревшего Индианы Джонса, способного раз и навсегда отвести угрозу вторжения от планеты. Но ребенок, даром что еще неопытный салага, сразу начинает критиковать решительно настроенных старших по званию - и как водится, совсем не зря.
XXI век, наверное, меньше, чем остальные жанры, изнасиловал как раз научную фантастику - за целой плеядой катастрофических неудач, можно разглядеть, к примеру, все-таки больше ориентированные на подростковую аудиторию новые эпизоды Лукасовских "Звездных войн", более взрослый Абрамсовский "Стартрек", Уидоновскую "Серенети". "Игра Эндера", основанная по широко известному в узких кругах роману, навевала тоску еще в период еле заметного маркетинга: наверное, оттого бровь не раз поползет вверх, от осознания того, что по сути получилось чуть больше, чем выше ожидаемого.
Эйса Баттерфилд, блиставший еще в "Хранителе времени", на своих хрупких плечах вытягивает образ расчетливого, но человечного лидера - будь на его месте разросшийся не по годам детина, жди беды. Форд, даром что уставший от всего старик, старательно хмурится и горланит на непослушного юнца, в конце концов меняет тактику, взывая к помощи Бена Кингсли - в роли живой легенды - и уже тогда зрителя ждет слегка предсказуемый, но грамотно поданный твист.
И с точки зрения выгодной стратегии, Гэвин Худ, на удивление не лажает: психологизм для пустоголового блокбастера чуть более достоверный, чем обычно, визуальный ряд красивее, экшн в последние полчаса вжимает в кресло, месседж прямолинейный, но не без приятной многогранности, не напускной, как часто бывает в таком случае. Изучая врага, ты начинаешь его любить - это так просто, но если угроза превращается в нечто неизведанное, непонятное, есть ли смысл пробивать стену лбом? Прагматичная стратегия американских военных ни раз уже высмеивалась в тех же рамках традиционного Голливуда: более того, вся "Игра Эндера" смахивает на Верховенского "Звездного десанта" без его радикальности и язвительной сатиры в подтексте. И если задуматься, при всей выверености в мизансценах, "жукеры" все-таки звучит больно уж по детсадовски, даже по современным ориентирам, второпланники за редким исключением, недораскрыты как на подбор, а самому действию, при обилие спецэффектной начинки, банально не достает аутентичности, моментов чистого вдохновения. Зато амбиций, при таких результатах, через край; вот и в финале не жирная точка, а прозрачное многоточие.
Александр Гофман