Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Игра в имитацию (The Imitation Game), 2014
Автор: Анна ЕнтяковаДата: 10.02.2015 07:17
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ИГРА В ИМИТАЦИЮ (THE IMITATION GAME)
2014, Великобритания-США, 114 мин.
Жанр: триллер, драма, военный, биография
Режиссер: Мортен Тильдум
В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Кира Найтли, Мэттью Гуд, Рори Киннер, Марк Стронг



В первую очередь хочется порадоваться за то, что в классический алгоритм изложения биографии создатели, а в первую очередь, актёры сумели привнести яркость и непосредственность. Камбербэтч довольно резко вливается в историю и в первые двадцать минут, кажется, вообще забывает, на какой из съемочных площадок в данный момент он находится, продолжая настойчиво играть Шерлока. Вероятно, дело в схожести исполняемых характеров: Тьюринг, во всяком случае, в исполнении Бенедикта, так же, как и Холмс предстает человеком упорным, невероятно умным и потому считающим себя превыше всех остальных. Коронная фраза о том, что в комнате, кроме него, находятся сплошные идиоты, подкрепленная вполне красноречивым взглядом, несколько сбивает с толку зрителя, который вообще-то пришел посмотреть на историю расшифровки знаменитой «Энигмы». Далее, впрочем, характер известного математика начинает прописываться более ярко и детально, что позволяет, наконец, отвлечься от ассоциативного ряда и перейти непосредственно к фазе наслаждения картиной. Благо все предпосылки на месте: цепляющая история, основанная на реальных событиях, сильные актерские работы, прекрасное воссоздание антуража, и вполне гармоничное перемещение между флэшбеками.

Что начинает доставлять некоторые неудобства уже примерно на середине фильма, так это отчаянные попытки сценаристов придать Тьюрингу лишний псевдообъем, постоянно вкладывая в уста всех остальных героев фразы о том, что он особенный и имеет тайн больше, чем любой другой секретный агент, хотя по сути им и не является. На этом уровне Алан уже не может отмазываться от всех спецслужб стандартным «Я математик, а не шпион» (тут косвенный привет доктору МакКою из «Звездного пути») и ему приходится, несмотря на все недовольство, играть по чужим правилам. Внезапно оказавшись в среде, в которой главенствующее значение имеет субординация, он еще способен адаптироваться, но мир, где все отчаянно лгут друг другу, блефуют, утаивают важнейшую военную информацию от собственных правительств и по своему усмотрению пускают на секретные объекты иностранных шпионов для Тьюринга абсолютно не приемлем.

Как это ни странно признавать, в истории о взломе знаменитой «Энигмы» фактически нет ни самой «Энигмы», ни каких-либо алгоритмов работы по ее дешифровке. Все, что видит зритель – постоянные терки математика то с коллегами по цеху, то с начальством, то его бесконечные попытки собрать и настроить свою особую машину. Зато при этом ненавязчиво раскрываются основные черты его натуры, довольно удачно взращённые в различные периоды его жизни. Как и любая биография, фильм изобилует мотивами дружбы и неравнодушия, поиска места в своем мире, самоопределения, таланта и необходимости найти кого-то, кто всегда был бы рядом. Но все равно, в итоге «Игра в имитацию» предстаёт не изложением жизни человека, который, как он сам признавался, никогда не чувствовал себя одиноким, а историей, которая буквально пропитана духом жуткой одиозности и потерянности.

Начиная с отношений Тьюринга с окружающими его людьми и заканчивая вопросами этики и морали в военное время, картина представляет собой сборник фактов при практически полном отсутствии какой-либо оценки происходящего. В этой истории авторское мнение остается за кадром: линия гомосексуализма, несмотря на ключевую ценность для сюжета, проходит нарочито небрежно и в принципе ее задача заключается в том, чтобы показать причины и последствия принятых когда-то решений. Моральные дилеммы уступают место рационализму и логике, а душевные терзания сублимируются в бесконечный поиск ответа на вопрос о людях и машинах. Единственной оценкой, пожалуй, является первый финальный титр, посвященный не только Алану Тьюрингу, но и всем жертвам гомофобии. На контрасте с относительно ровным и отстраненным повествованием он производит просто ошеломительный эффект, но все же выглядит абсолютно выбивающимся из общей концепции.

Любое искусство совершенно бесполезно, как писал и говаривал Оскар Уайльд. Ну, не совсем бесполезно, конечно, но штука это довольно субъективная и требующая определенной доли деликатности. Именно поэтому как минимум странно видеть столь ожесточенную реакцию некоторых рецензентов, которые, кажется, просто молятся на личность Алана Тьюринга и все его научные труды. Ничем другим невозможно объяснить это абсолютно остервенелое желание сообщать всем вокруг о неточностях и искажении фактов в фильме. Достоверность, безусловно, важна, особенно если речь идет о биографическом фильме, однако стоит ли упоминать о том, что реальность так же, как и искусство, довольно неоднозначна, что говорить о ее восприятии? Да, «Игра в имитацию» имеет свои недостатки и крайне утрированное изложение фактов: есть искажения отдельных деталей в сюжете и хронометраже, а некоторые и вовсе скрыты. Но художественное кино – это художественное кино, которое в самую первую очередь подразумевает получение эстетического удовольствия, а не является единственным источником истинного научного просвещения. И с доставлением именно эстетического удовольствия новая работа Мортена Тильдума прекрасно справляется, давая истории новое прочтение, не только не обезличивая её, но и даруя довольно симпатичное лицо.

Анна Ентякова
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 539 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio