ПТИЦА, КОТОРАЯ ПОМОГЛА ЛЮДЯМ НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК
ПЕЛИКАН (NICOSTRATOS LE PELICAN)
Жанр: отцы и дети в Греции
2011, Франция-Греция, 90 мин.
Режиссер: Оливье Орле
В ролях: Эмир Кустурица, Тибо Ле Геллек, Джейд-Роуз Паркер, Франсуа-Ксавье Демезон, Геннадиос Пацис
ОЦЕНКА: 3,5
На солнечных греческих пляжах теперь уже режиссер Оливье Орле дебютировал с экранизацией подросткового романа-взросления, взяв на одну из главных ролей живую птицу, а на другую – главного популизатора культуры цыган и священную корову современных киноманов – Эмира Кустурицу.
Фильмы о дружбе маленьких мальчиков с собаками, лошадьми, китами и прочими представителями земной фауны уже давно не редкость, только вот большая часть всех этих «освобождений Вилли» концентрирует внимание именно на привязанности ребенка к животному, тогда как в «Пеликане» за сюжетный стержень принимаются взаимоотношения одичавшего от горя утраты отца Демосфена и страдающего от родительской грубости сына Яниса. Птица же, нареченная красивым, хоть и фонетически непростым именем Никостратус, берет на себя роль посредника, способного растопить лед между близкими людьми.
Классическая греческая пастораль – провинциальное православие на велосипедах, один кафетерий на всю округу, одна из немногих профессий – рыбак. Сразу становится ясно, почему именно Кустурица, ведь Греция все там же, на родных сердцу Балканах. Мерная деревенская жизнь на фоне прямолинейно отснятой, но не ставшей от того менее чарующей, средиземноморской природы. Общий антураж данной идиллии запросто может скрыть, словно ширма, любые огрехи от глаз убаюканного зрителя.
Сделав вполне очевидный выбор между живыми пернатыми и пресловутой графикой в пользу первого варианта, француз явно не прогадал – дрессированная птица (или птицы, что не исключено) невероятно естественно и гармонично вписывается в общую картину всеми забытой провинции. Сложно сказать, сколько пота пролил несчастный режиссер, переснимая раз за разом «пеликаньи» дубли, но оно того стоило.
Весьма незатейливый сюжет повествует о сыне рыбака, обменявшем крестик покойной матери на птенца пеликана, и прятавшем птицу от огрубевшего отца. Тибо Ле Геллек, не обладая выделяющейся внешностью, старается изо все сил, и, если не судить строго, справляется с режиссерской задачей. Хотя порой начинает казаться, что вот-вот, и мальчишка переиграет, пролив крокодиловы слезы, но этого так и не происходит. Отчетливо заметно, что рука Орле еще не достаточно тверда, чтобы удерживать актеров в их положенной ипостаси. Кустурице, понятное дело, вольности полагались, и он въезжал в свою роль грузно и крайне медленно. Встретив зрителя кислым выражением лица, Эмир раскрылся в полной мере ближе к более эмоциональной концовке, затмив собой всех остальных актеров фильма. Любопытно смотрелась и начинающая вертихвостка Джейд-Роуз Паркер, с уст которой не сходила прелестная улыбка. Правда, как пара Джейд и Тибо излишне контрастируют, так как если красотка Паркер является уже оформившейся половозрелой девушкой, то вот ее партнер выглядит еще достаточно пубертатно.
Все технические и драматургические недостатки ленты легко не заметить, достаточно просто смотреть фильм «с открытым сердцем», по-детски сопереживая мальчику и слегка сдержанно страдая вместе с его папой. Постепенно любовь к птице передается от двух человек всей деревне, символизируя некую сплоченность и аутентичность небольших поселений.
«Пеликан» – замечательная семейная лента, не идеальная, но хрупкая капля чистой воды, способная сделать людей хотя бы на миг добрее. Быть может, история и подается слишком скомкано и быстро, но ведь эмоционально и чувственно, что определяют требования основной целевой аудитории. Дебют Оливье Орле в режиссерском кресле можно признать удачным.
Эрик Шургот